Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 428. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.4.2.576-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 49)

Дата документа31.10.1996
Статус документаДействует
МеткиПравила · Постановление

    

Утверждены
Постановлением
Госкомсанэпиднадзора РФ
от 31 октября 1996 г. N 49

    

Дата введения - с момента
опубликования

 

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

 

2.4.2. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

СанПиН 2.4.2.576-96

 

Предисловие

 
    1. Разработаны:
    - Научный Центр Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН (Н.Н. Куинджи, Б.З. Воронова, В.И. Белявская, Г.М. Сапожникова, М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, В.В. Бутров);
    - Центр госсанэпиднадзора г. Москвы (Д.В. Синякова, Л.И. Пронина, З.Ф. Степанова);
    - Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В.Г. Маймулов, Т.С. Чернякина, Л.Т. Блинова, В.Ю. Андреева, А.В. Суворова);
    - НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л.С. Федорова, А.И. Фролова);
    - Российский институт общественных зданий (В.И. Степанов);
    - Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии (И.Э. Александрова);
    при участии
    - Департамента госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б.Г. Бокитько).
    2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно - эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
    3. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 N 49.
    4. Введены взамен Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г., N 1186-а-74.
 

1. Общие положения и область применения

 
    1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно - гигиенические требования к
    - размещению общеобразовательного учреждения;
    - участку общеобразовательного учреждения;
    - школьному зданию;
    - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
    - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
    - естественному и искусственному освещению;
    - водоснабжению и канализации;
    - помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;
    - организации учебно-воспитательного процесса;
    - организации медицинского обслуживания учащихся;
    - санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
    - организации питания учащихся.
    1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.
    1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими Санитарными правилами и нормами.
    1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.
    1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль - медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.
 

2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений

 

2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

 
    2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м.
    2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
    2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.
    2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.
    Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м - при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами госсанэпиднадзора.
    2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
    2.1.6. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе (I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (I - II ступени обучения) - 0,3 км, для старших школьников (III ступень) - 0,4 км; в I климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста - 0,4 км, для старших школьников - 0,5 км.
    Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени - 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени - не более 30 минут (в одну сторону).
    2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.
    Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут.
    Предельный радиус обслуживания учащихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.
    2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.
    Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.
    Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.
    Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
    2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
 

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

 
    2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
    2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
    2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
    2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории.
    При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
    2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
    2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
    2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
    Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.
    Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.
    2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
    Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.
    2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.
    При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.
    Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
    2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации - к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.
    2.2.11. Участок школы должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.
    2.2.12. Земельные участки сельских школ должны быть расширены за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово - огородного инвентаря и др.
 

2.3. Требования к школьному зданию

 
    2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.
    2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.
    2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.
    2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 - 5 этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.
    2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.
    2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.
    Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
    2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.
    2.3.8.