Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 331. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.07.99 N 829 "О ЗАЯВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В 1999 ГОДУ, ПИСЬМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ЗАЙМА НА СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ЭКОНОМИКИ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ"

Дата документа19.07.1999
Статус документаНе действует
МеткиПостановление
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 1999 г. N 829

 

О ЗАЯВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В 1999 ГОДУ, ПИСЬМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ЗАЙМА НА СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ЭКОНОМИКИ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить согласованные с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития тексты Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году и письма Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики, а также прилагаемый план мероприятий по их реализации (далее именуется - план мероприятий).
    2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безотлагательно приступить к выполнению соответствующих положений документов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
    3. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять систематический сбор и анализ информации о ходе выполнения плана мероприятий по вопросам налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, Министерству экономики Российской Федерации - по вопросам структурной политики.
    4. Федеральным органам исполнительной власти представлять до 10 числа каждого месяца в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации необходимую информацию для обобщения, анализа и контроля за ходом выполнения плана мероприятий, а также копии подготовленных в соответствии с ним проектов нормативных правовых актов.
    5. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации представлять до 15 числа каждого месяца в межведомственную рабочую группу, образованную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N 1030-р, доклады по результатам анализа информации, получаемой от федеральных органов исполнительной власти.
    6. Возложить на руководителей федеральных органов исполнительной власти персональную ответственность за выполнение плана мероприятий.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.СТЕПАШИН

    
 
 

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июля 1999 г. N 829

 

МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ

 

(Письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Правительство Российской Федерации и Банк России разрабатывают экономическую политику в условиях мирового финансового кризиса и негативных экономических и социальных последствий августовского кризиса 1998 года в России.
    Падение мировых цен на энергоносители и другие сырьевые экспортные товары, девальвация национальной валюты, кризис банковской системы, угроза возврата высокой инфляции и приостановление государством выполнения части своих обязательств нанесли серьезный удар по экономическим реформам в России.
    В условиях разразившегося финансового кризиса Правительством Российской Федерации и Банком России в октябре 1998 года были предприняты конкретные меры по стабилизации социально-экономического положения в стране, направленные в том числе и на восстановление доверия к экономическим реформам. Уже к началу 1999 года они стали приносить первые положительные результаты.
    С октября 1998 года наметилась тенденция к преодолению спада производства. Правительство России использовало все возможные рычаги для сдерживания инфляции.
    Несмотря на сложную ситуацию в стране, Правительство России усилило социальную направленность проводимых преобразований. Прежде всего была восстановлена своевременная выплата текущей зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, а также значительно сокращена задолженность, накопленная в предыдущие годы.
    По прогнозным оценкам, реализация мер, намеченных Правительством Российской Федерации и Банком России по стабилизации социально-экономического положения в стране, окажет позитивное воздействие на динамику социально-экономических процессов в Российской Федерации и позволит к концу 1999 года преодолеть последствия кризиса.
    Правительством Российской Федерации и Банком России приняты меры, обеспечивающие нормализацию платежей и расчетов между предприятиями, сокращение накопленной ими задолженности перед федеральным бюджетом, осуществляется программа реструктуризации банковской системы. Предпринимаются усилия по развитию реального сектора экономики и активизации инвестиционных процессов.
    Правительство Российской Федерации и Банк России активно продолжают разработку комплекса мероприятий, которые при восстановлении определенного уровня макроэкономической стабильности позволят решить многочисленные проблемы, копившиеся в российской экономике в течение последних лет. Особое внимание уделяется при этом тем аспектам экономической политики, которые усилят общественную поддержку преобразований.
    В настоящем документе представлены основные элементы правительственной среднесрочной программы структурных реформ.
 

1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

 
    В 1998 году в России резко ухудшились основные макроэкономические показатели. Инфляция к концу года составила 84 процента, в то время как в 1997 году - 11 процентов; ВВП снизился на 4,6 процента при том, что в предыдущем году наблюдался небольшой экономический рост. Неустойчивость динамики государственного долга, осложненная мировым финансовым кризисом, хрупкостью банковской системы и падением цен на нефть, привела к событиям августа 1998 года и последовавшему всеобъемлющему кризису в таких сферах, как бюджет, платежный баланс, государственный долг, банковская система.
    Несмотря на все усилия Правительства России и Банка России, предпринимавшиеся после августовского кризиса, страна оказалась в чрезвычайно тяжелой ситуации в связи с необходимостью погашения внешней задолженности, с учетом того, что объем золотовалютных резервов находится на самом низком за последние три года уровне, срочно необходимы решительные оперативные меры по исправлению положения. В то же время остается актуальной задача создания прочной макроэкономической основы для экономического роста.
    Макроэкономическая программа Правительства России на текущий год предусматривает наращивание усилий по достижению краткосрочной стабилизации и первые шаги в направлении создания базы, необходимой для развития в среднесрочной перспективе. Пережитый страной кризис продемонстрировал, что снижение инфляции, достигнутое в предшествующие годы, не имело под собой достаточно прочного структурного и бюджетного фундамента. Поэтому оно не могло служить основой для устойчивого экономического роста. Необходимым условием успешного развития экономики является перенос центра тяжести на ее структурную перестройку и развитие реального сектора. Восстановление экономического роста в долгосрочной перспективе в решающей мере зависит от взаимоувязанного решения этих задач.
 

Основные аспекты макроэкономической программы на 1999 год

 
    Макроэкономическая программа на 1999 год базируется на трех направлениях:
    - Во-первых, будет существенно ужесточена бюджетная политика за счет увеличения доходов федерального бюджета и сокращения расходов, производимых на беспроцентной основе. Для обеспечения долговременного характера корректировки положения в бюджетной сфере Правительство России предусматривает меры по оптимизации налогового администрирования; по устранению непродуктивных расходов; ужесточению контроля за расходными обязательствами; обеспечению соответствия программы реструктуризации банковской системы и ограниченных государственных средств; по поддержанию бюджетной и финансовой стабильности в среднесрочной перспективе, по укреплению платежной дисциплины в масштабах всей экономики.
    - Во-вторых, кредитно-денежная политика будет проводиться в условиях сохранения гибкого валютного курса и строиться в расчете на снижение инфляции и стимулирование нетрадиционного экспорта. Правительство России в середине 1999 года добилось унификации валютного рынка. Кроме того, ряд имеющихся ограничений в валютной сфере будет отменен или смягчен.
    - В-третьих, Правительство России будет добиваться упорядоченной реструктуризации внешнего долга, накопленного в период до 1 января 1992 года, на основе отношений сотрудничества со своими кредиторами и недискриминационного отношения к ним. Правительство России желало бы избежать дальнейшего наращивания внешней задолженности и необходимости прибегать к содействию международных финансовых институтов для решения проблем в сфере платежного баланса. Однако в полном объеме это возможно лишь в среднесрочной перспективе.
    Излагаемая в настоящем документе программа ставит целью к декабрю 1999 года добиться снижения темпов инфляции, с тем чтобы за год они не превысили 50 процентов. Согласно расчетам, внешний платежный баланс по текущим операциям будет улучшен примерно на 6 процентов ВВП, и прежде всего - благодаря резкому сокращению объемов импорта. Одновременно прогнозируется, что реальный объем ВВП по итогам года сократится примерно на 2 процента.
    Ключом к достижению этих макроэкономических показателей является, с одной стороны, восстановление и поддержание доверия в обществе к экономическим реформам, с другой - значительное ускорение темпов выполнения программы структурных реформ. Возобновление долгосрочного экономического роста зависит прежде всего от синхронного осуществления соответствующих мер по этим двум направлениям.
 

Бюджетная политика и ее цели

 
    Прогнозируемое положение в сфере бюджета обеспечит стабильное сокращение инфляционного давления с переходом в среднесрочной перспективе к финансовой устойчивости и бесперебойным внешним выплатам. Программа предусматривает достижение первичного профицита в размере 2 процента ВВП, с учетом того, что в прошлом году первичный дефицит составил 1,3 процента. Правительство России считает возможным достижение такого показателя на основе существенного прироста сбора доходов в денежной форме, резкого сокращения реальных расходов на беспроцентной основе и жесткого контроля за выполнением обязательств в целях предотвращения роста задолженности. Планируется также принять меры, обеспечивающие надлежащую дисциплину хозяйствующих субъектов в отношении внебюджетных фондов и бюджетов уровня ниже федерального. С учетом резкого роста в 1999 году объема процентных платежей (на основе принятых обязательств), общий дефицит федерального бюджета снизится предположительно с 6 процентов ВВП до 5 процентов. Дефицит бюджетов всех уровней также составит предположительно 5 процентов ВВП.
    Правительство России полагает, что сокращение бюджетных расходов не должно ложиться несоразмерно тяжелым бременем на пенсионеров и наименее обеспеченные слои населения, и предусматривает необходимые меры для предотвращения этого. Так, средства, вырученные от продажи гуманитарной помощи, будут направлены на погашение задолженности по выплате пенсий, и пенсионеры с наиболее низкими доходами (то есть получающие пенсии размером до 300 рублей в месяц) получили прибавку к пенсии в размере 60 рублей. Правительство России предусматривает за счет экономии по другим расходным статьям решить вопрос о дальнейшем повышении пенсий на следующий год, прежде всего - минимальных пенсий.
 

Реструктуризация государственного долга

 
    В настоящее время Россия не в состоянии полностью выполнить свои обязательства перед внешними и внутренними кредиторами и необходимо добиться снижения долгового бремени за счет реструктуризации задолженности.
    Приняты меры по реструктуризации внутреннего долга. В декабре Правительство России объявило о реструктуризации ГКО и ОФЗ, выплаты по которым были заморожены с 17 августа 1998 года. Почти все внутренние держатели этих инструментов и около 90 процентов держателей-нерезидентов к настоящему времени согласились на предложенную реструктуризацию. Правительство России будет принимать все меры к достижению соглашения с остальными держателями названных ценных бумаг.
    Трудности, связанные с обслуживанием внешнего долга, сохранятся на протяжении еще нескольких лет. Тем не менее Россия будет выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами. В настоящее время Правительство России добивается пересмотра условий погашения обязательств по обслуживанию внешнего долга, накопленного в период до 1 января 1992 года (даты отсечения, установленной Парижским клубом для долга бывшего Советского Союза), при осуществлении в полном объеме платежей по обязательствам, накопленным Россией начиная с указанного времени. В этой связи Правительство России поддерживает контакты со своими кредиторами и готово проводить переговоры по пересмотру условий погашения долга, уделяя должное внимание обеспечению недискриминационного подхода к кредиторам.
 

ПРОГРАММА СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 
    Целью предпринимаемых Правительством России структурных преобразований является:
    - повысить конкурентоспособность, "прозрачность" в деятельности и отчетности инфраструктурных монополий;
    - интенсифицировать развитие частного сектора;
    - повысить качество управления в налогово-бюджетной сфере;
    - реформировать финансовый сектор.
    Правительство России твердо намерено обеспечить полную реализацию этой программы в намеченные сроки и не будет выступать с законодательными инициативами, не соответствующими этой программе.
 

2. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ (ЕСТЕСТВЕННЫЕ) МОНОПОЛИИ

 
    Преобразования в отраслях экономики, представляющих собой инфраструктурные (естественные) монополии, нацелены на:
    - повышение "прозрачности" в их деятельности и финансовой отчетности;
    - повышение эффективности их функционирования и тем самым конкурентоспособности;
    - укрепление платежно-расчетной дисциплины;
    - сокращение доли бартера в структуре взаимных платежей.
    Для достижения этих целей Правительством России приняты решения, в соответствии с которыми ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Министерство путей сообщения России (МПС России) и АК "Транснефть" будут ежеквартально составлять и публиковать свою финансовую учетную документацию в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Предполагается, что 28 стандартов будут введены к концу 1999 года и уже за первый квартал 2000 года учетная документация будет составлена и опубликована в соответствии с новыми стандартами.
    В июле 1998 года Правительством России было выпущено распоряжение, согласно которому консолидированные финансовые отчеты названных организаций должны ежегодно проверяться независимыми квалифицированными аудиторами по международным стандартам аудита. Результаты аудиторских проверок должны публиковаться не позднее чем через 6 месяцев после истечения соответствующего финансового года.
    Правительство России обеспечит контроль за соблюдением инфраструктурными монополиями экономически обоснованных принципов ценообразования на основе учета издержек. Для этого будет принято соответствующее постановление Правительства.
    В монопольных отраслях, включая электроэнергетику, газовую промышленность, железнодорожный и нефтяной транспорт, будет неуклонно сокращаться объем расчетов в неденежной форме. Правительство России намерено настойчиво вести работу в этом направлении и преодолеть в конечном счете практику неплатежей. Доля денежных платежей в рамках ежеквартальных продаж будет составлять:
    - По электро- и теплоэнергии для систем центрального отопления, отпускаемых РАО "ЕЭС России" и АО "Энерго": 40% к концу 1999 года; 75% к концу 2000 года.
    - По природному газу, отпускаемому "Межрегионгазом": 40% к концу 1999 года; 75% к концу 2000 года.
    - По грузовым железнодорожным перевозкам, осуществляемым МПС: 65% к концу 1999 года; 90% к концу 2000 года.
    - По транспортировке нефти АК "Транснефть": 95% к концу 1999 года.
    Правительством России будет сокращен перечень "стратегических" предприятий, которым нельзя отключать энергопитание, и пересмотрена практика работы на энергетическом рынке "перепродавцов", оптом покупающих энергию у производителей и реализующих ее населению. Летом будет принято постановление Правительства России, предусматривающее, что РАО "ЕЭС России", АО "Энерго", ОАО "Газпром" и МПС России должны будут ежемесячно составлять оперативные отчеты с указанием общей суммы выставленных счетов, полученных платежей и накопленной дебиторской задолженности по каждому федеральному ведомству и организациям, финансируемым из федерального бюджета, по региональным администрациям и организациям, финансируемым из региональных бюджетов, по муниципалитетам и организациям, финансируемым из муниципальных бюджетов. По этим отчетам будут определяться наиболее крупные должники. Предусматривается, что уже со второго полугодия 1999 года кредиторская задолженность инфраструктурным монополиям со стороны соответствующих федеральных министерств и ведомств не должна превышать уровня, эквивалентного объему 30-дневных поставок.
    С целью улучшения собираемости платежей разрабатываются меры по ограничению или прекращению энергоснабжения физических лиц и организаций, которые не платят по счетам. Предусматривается направить поправки к статье 546 и другим разделам Гражданского кодекса в Государственную Думу Федерального Собрания для принятия их осенью этого года, а также разработать соответствующие нормативные документы, где будет подробно изложен порядок прекращения обслуживания всех категорий потребителей в случае неплатежей.
    Увеличение доли денежных средств в структуре взаимных платежей будет обеспечиваться следующими мерами. Правительство России восстановит систему взимания акциза на газ по методу начисления. Кроме того, будут устранены некоторые факторы, подталкивающие предприятия энергетики к бартерным и иным неденежным операциям. Для этого в установленном порядке предусматривается запретить в сфере закупок материально-технических ресурсов и реализации продукции использование услуг посредников, осуществляющих бартерные операции и помогающих предприятиям избежать поступления денежных средств на их счета, а также разработать и принять "прозрачные" правила закупок на основе открытых конкурсных торгов. Что касается определения тарифов на поставки энергии, то Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) обеспечит возможность регулирующим органам учитывать издержки и закупки на нормативной основе, а издержки и прибыль от поставок - на основе учета по принципу начислений (и с применением по мере внедрения методов бухгалтерского учета, соответствующих МСФО).
    Предусматривается обеспечить справедливое и своевременное распределение денежных сборов между участниками цепи поставок. С этой целью разрабатывается проект федерального закона и пакет соответствующих нормативных документов, которые сформируют всеобъемлющую правовую базу для применения таких механизмов, как авансовые платежи, аккредитивы (в том числе револьверные аккредитивы), совместные счета (счета, совместно подписываемые заинтересованными сторонами) и счета типа "эскроу", которые могут использоваться любым участником цепи поставок. Правительство России обеспечит широкое распространение информации о выгодах использования этих механизмов для решения проблемы неплатежей.
 

Электроэнергетика

 
    Преобразования в этой отрасли направлены прежде всего на оптимизацию управления и диверсификацию структуры собственности, обеспечивающие развитие конкурентных отношений и тем самым - достижение более высокой эффективности отечественной электроэнергетики.
    В 1998 году Правительством России было принято постановление о создании в каждом АО "Энерго" раздельных счетов производства, передачи (по линиям, используемым исключительно для массовой передачи электроэнергии) и распределения электроэнергии. Постановление предусматривает, что затраты, связанные с непрофильными видами деятельности, должны учитываться отдельно, причем они не могут включаться в состав издержек, на основании которых устанавливается регулируемая цена. ФЭКу предписано разработать положение о формировании розничных цен на электроэнергию, а также о ценообразовании на услуги по передаче, диспетчеризации, распределению электроэнергии и т.п.
    В третьем квартале 1999 г. будет принято постановление Правительства России о недискриминационном доступе к системам передачи и распределения электроэнергии, и поручающее ФЭК разработать в двухмесячный срок положение о нормативном регулировании и правилах доступа к таким системам.
    В целях сокращения затрат на топливо и обеспечения недискриминационного доступа к системам передачи и распределения электроэнергии в третьем квартале 1999 г. РАО "ЕЭС России" поручено подготовить программу дальнейшего совершенствования правил и порядка диспетчеризации. В этой деятельности будет усилена роль Объединенных диспетчерских управлений.
    К августу 1999 года РАО "ЕЭС России" разработает проект плана создания независимых генерирующих компаний в количестве, достаточном для реальной конкуренции на электроэнергетических рынках России, а уже к концу 1999 года этот план будет сверстан окончательно. Параллельно будет разрабатываться инвестиционная программа для каждой генерирующей компании, предусматривающая в том числе привлечение новых частных стратегических инвесторов. К концу первого квартала 2000 года программа будет опубликована, и генерирующие компании приступят к рассмотрению конкурсных предложений от частных стратегических инвесторов - на недискриминационной основе и в соответствии с российским антимонопольным законодательством.
    В августе 1998 года РАС "ЕЭС России" публично объявило о своем намерении расширить участие частного сектора в тех АО "Энерго", где ему принадлежит часть акционерного капитала. Предусматривается, что в начале второго полугодия 1999 года будет составлен перечень десяти АО "Энерго", предназначенных для анализа их хозяйственной и финансовой деятельности; по результатам этого анализа в 2000 году соответствующие пакеты акций не менее пяти АО "Энерго" будут выставлены на продажу. Эта работа будет проделана независимыми консультантами, имеющими международный авторитет и выбранными по конкурсу, с которыми РАО "ЕЭС России" заключит соответствующий контракт. В обязанности консультантов будут, в частности, входить:
    - оценка АО "Энерго" на основе финансовых отчетов об их деятельности по международным стандартам;
    - обеспечение надлежащей аудиторской проверки;
    - предложение рыночной цены сделки;
    - подготовка рекомендаций относительно реструктуризации компании до момента продажи;
    - разработка схем приватизации, включая определение процента акций, выставляемых на продажу, и метода их реализации;
    - прием конкурсных предложений от всех инвесторов - как российских, так и иностранных, имеющих право участия в конкурсах по российскому законодательству;
    - содействие в определении и выборе инвесторов;
    - содействие в совершении сделки.
 

Газовая промышленность

 
    Преобразования в этой отрасли призваны создать привлекательный климат для дальнейших инвестиций; повысить эффективность во всех звеньях цепочки поставок газа; обеспечить "прозрачность" в деятельности и отчетности ОАО "Газпром" и тем самым улучшить условия конкуренции; усовершенствовать методы регулирования цен на продукцию и услуги отрасли; сократить объемы сжигания газа в факелах до минимального уровня.
    В июле 1998 года Правительством Российской Федерации как основным акционером было принято решение подготовить и рассмотреть на заседании правления ОАО "Газпром" следующие вопросы:
    - реорганизация системы транспортировки газа; при этом предусматривается создать одну или несколько транспортных компаний на базе основных транспортных коридоров;
    - реформирование методов управления в системе предприятий ОАО "Газпром"; при этом предусматривается обеспечить их функционирование в качестве отдельных подразделений, самостоятельно производящих расходы и получающих прибыль, с собственным управленческим персоналом и собственной отчетностью; годовые отчеты о деятельности этих подразделений должны соответствовать международным стандартам финансовой отчетности и международным стандартам аудита;
    - приведение организационно-правового статуса предприятий ОАО "Газпром" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
    Собрание акционеров ОАО "Газпром" должно принять решение об учреждении транспортной компании или компаний и внести соответствующие поправки в устав ОАО "Газпром". Предусматривается, что к концу года она будет зарегистрирована и приступит к работе с 1 января 2000 г.
    В январе 1999 года Правительством России принято постановление, освобождающее от уплаты акциза на газ независимых производителей, которые не входят в состав ОАО "Газпром" (АО "Якутгазпром", АО "Норильскгазпром" и АО "Сахалинморнефтегаз"). Помимо этого во втором полугодии 1999 года Правительство России планирует утвердить обновленную концепцию налогообложения в газовой отрасли, которая, среди прочего, предусматривает:
    - стимулирование новых инвестиций в газоснабжение;
    - обеспечение определенного уровня экономической ренты от использования производственных мощностей, созданных за счет государства, и/или от предприятий-монополистов в данной отрасли;
    - обеспечение финансовой устойчивости инвестиций в мероприятия по сбору и транспортировке попутного газа для предотвращения сжигания его в факелах.
    К концу 1999 года Правительством России будут разработаны и приняты нормативные акты, обеспечивающие реализацию концепции. По тем вопросам, реализация которых потребует изменения действующего законодательства, Правительство России направит в Государственную Думу Федерального Собрания поправки к соответствующим законам и примет меры для их принятия к середине 2000 года.
    Федеральная энергетическая комиссия существенно обновила Временное положение о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на природный газ. Теперь оно базируется на принципах, позволяющих:
    - обеспечивать предприятиям газоснабжения возмещение за счет потребителей обоснованных затрат, понесенных в связи с оказанием услуг, включая получение разумной прибыли на инвестированный капитал;
    - стимулировать эффективную деятельность во всех звеньях цепочки поставок газа;
    - отражать в тарифах разницу в себестоимости обслуживания различных категорий потребителей и в различных географических регионах.
    Правительство России предусматривает обеспечить финансовую устойчивость предприятий газовой отрасли, увязывая любое повышение цен с фактическим ростом издержек. С этой целью в том случае, если будет принято решение о необходимости индексации цен на природный газ, ФЭК разработает механизмы индексации некоторых или всех составляющих цены - с учетом структуры затрат и доходов предприятий и с увязкой общего повышения издержек с изменением каждого из основных факторов.
    В настоящее время опубликованы две концепции совершенствования методологии установления цен на услуги, связанные с добычей, транспортировкой и поставкой природного газа (газоснабжением). При общем согласии по вопросам установления тарифов на транспортировку газа, на концептуальном уровне продолжаются дискуссии в отношении необходимости и методов регулирования цен на услуги по его добыче и поставке. С учетом этой констатации ФЭК предложит во втором полугодии 1999 года подробную методику формирования регулируемых тарифов на транспортировку газа, а также рассчитанные по этой методике тарифы, с тем чтобы в качестве временной меры они могли быть введены с начала 2000 года, а в четвертом квартале 2000 года при положительном экономическом эффекте - на постоянной основе. Кроме того, будет разработана и в четвертом квартале 1999 г. утверждена концепция регулирования цен монопольных производителей и поставщиков газа (т.е. производителей и поставщиков, на долю которых приходится более 35 процентов соответствующих рынков), обеспечивающая защиту их потребителей и конкурентов от возможных злоупотреблений монопольным положением. Подробные методики ценообразования, составленные на основе этой концепции, должны быть готовы к весне 2000 года.
    С целью повышения финансовой устойчивости и эффективности работы газораспределительных компаний ФЭКом разработана и опубликована методика определения тарифов на их услуги (в том числе на транспортировку газа по местным сетям). Это послужит ускоренному освоению названных методик на территории многих регионов России, обеспечит разумную аппроксимацию себестоимости поставок газа и даст потребителям четкое представление о стоимости получаемой ими энергии.
    Региональным энергетическим комиссиям (РЭК) будут делегироваться полномочия по регулированию тарифов на распределение газа - при условии, что эта работа будет осуществляться ими в соответствии с принципами и процедурами, разработанными ФЭКом.
    Во втором полугодии 1999 года Правительство России опубликует для обсуждения обзорный материал по реализации постановления об обеспечении доступа независимых производителей газа к газотранспортным сетям. Этот обзор будет содержать:
    - статистические данные за последний год по динамике доли независимых производителей на занимаемом ими сегменте рынка, в поставках и заключении новых контрактов;
    - сравнительный анализ цен, уплачиваемых независимыми производителями, и регулируемых цен на входе в местные газораспределительные системы;
    - данные опроса не менее 10 независимых производителей относительно сильных и слабых сторон программы, реализуемой в соответствии с этим постановлением.
    При необходимости Правительство России предложит дополнительные меры, обеспечивающие недискриминационный доступ независимых производителей и поставщиков, а также расширение возможностей недискриминационного доступа иностранных производителей газа на российские рынки - с учетом действующих международных соглашений.
    В третьем квартале 1999 года Правительство России разработает и направит в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона о лицензировании всех участников цепочки поставок газа. Эти лицензии будут определять права и обязанности их держателей, в том числе разрешенную степень их вертикальной интеграции. Предполагается, что процесс лицензирования будет завершен ко второму кварталу 2000 года.
    Правительство озабочено проблемой сжигания в факелах газа, попутно добываемого в процессе добычи сырой нефти. Это связано с огромными издержками: уничтожается ценный энергетический ресурс, наносится ущерб окружающей среде, тормозится освоение новых нефтяных месторождений.
 

Нефтяная промышленность

 
    Преобразования в нефтяной промышленности направлены на обеспечение недискриминационного доступа к трубопроводным мощностям, совершенствование государственного регулирования, создание благоприятного инвестиционного климата и, как результат, - на повышение эффективности транспортировки добываемой в стране нефти.
    В июле 1998 года ФЭК опубликовала для обсуждения разработанную методику регулирования тарифов на транспортировку сырой нефти по системе трубопроводов АК "Транснефть". Эта методика базируется на следующих принципах:
    - возмещение отправителями обоснованных затрат, понесенных АК "Транснефть" в связи с предоставлением транспортных услуг, включая получение разумной прибыли на инвестиции;
    - отражение в тарифах различий в себестоимости услуг.
    Оказывая содействие "Транснефти" в повышении эффективности ее работы, Правительство России заключит на конкурсной основе контракт с независимой и авторитетной консультационной фирмой для комплексного функционального аудита АК "Транснефть". В начале 2000 года Правительство предполагает получить от компании доклад о планах осуществления рекомендаций, разработанных по результатам этого аудита.
    Правительство России разработает и внесет в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона о нефтепроводном транспорте с целью его принятия к концу 1999 года. Этим всеобъемлющим законом будут предусмотрены недискриминационный доступ к трубопроводным мощностям и недискриминационные тарифы, а также ограничения на интеграцию собственниками активов, связанных с транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам, и активов, связанных с другими видами деятельности в нефтяной отрасли. Правительство России не будет рассматривать вопрос о приватизации АК "Транснефть" до вступления этого закона в силу.
    В контексте реформирования нефтяной промышленности в феврале 1999 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, вытекающие из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Кроме того, предполагается принять пакет нормативных документов, необходимых для реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
    Правительство России планирует изменить базу налогообложения добычи нефти. От существующей практики налогообложения, ориентированного прежде всего на взимание налогов на доходы и акцизы, признано целесообразным перейти к системе, содержащей три основных компонента: обоснованное роялти, общий налог на прибыль и специальный налог на прибыль. Вся подготовительная работа, включая разработку и принятие нового закона о налогообложении прибыли в нефтяной отрасли, должна закончиться к началу 2001 года. Предполагается, что переход нефтяной отрасли на новую систему налогообложения, ориентированную на прибыль, займет не более 3 лет. Компании, заинтересованные в том, чтобы перейти на новый режим налогообложения, будут обязаны готовить свои финансовые отчеты в соответствии с международными стандартами. Предусматривается ограничение возможностей одного налогоплательщика для консолидации учетной документации различных источников его прибыли. Предоставление налоговых скидок и льгот будет приведено в соответствие с международной практикой.
    Будет повышена эффективность российской программы экспорта сырой нефти. С этой целью Правительством России уточняется порядок распределения пропускной способности трубопроводов, обслуживающих экспортные рынки, который обеспечит "прозрачность" этой деятельности, недискриминационные для всех отправителей условия, а также применение рыночных стимулов. Правительством России будут опубликованы для обсуждения материалы с изложением различных подходов. Рекомендации, полученные в ходе дискуссий от производителей сырой нефти, специалистов АК "Транснефть", российских нефтеперерабатывающих заводов, российских потребителей, иностранных покупателей и т.д., будут обобщены и также опубликованы. Поэтапное введение нового порядка распределения пропускной способности экспортных трубопроводов предусматривается с четвертого квартала 1999 года.