Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 311. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ ФАС РФ от 30.12.98 N 375 (ред. от 14.09.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа30.12.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Правила
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 1999 г. N 1778
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 декабря 1998 г. N 375

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. - Приказов ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19, от 14.09.99 N 53)

 
    Во исполнение положений Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и защиты прав потребителей приказываю:
    1. Утвердить Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации.
    2. Направить Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации на государственную регистрацию в Минюст России и ввести их в действие в установленном порядке.
    3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.03.98 N 382 "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.96 N 583 "Вопросы Федеральной авиационной службы России" Приказ Минтранса России от 10.12.93 N 106 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.94, регистрационный N 486) признать недействующим. Приказ директора ФАС России от 10.07.98 N 220 (регистрационный номер Министерства юстиции Российской Федерации N 1588 от 14.08.98) признать утратившим силу.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    4. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.
 

Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ

 
 

Утверждены
Приказом ФАС России
от 30 декабря 1998 г. N 375

 

Согласованы
Первый заместитель Председателя
Госстандарта России
И.А.КОРОВКИН
29 апреля 1999 года

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, ИНСПЕКТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. - Приказов ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19, от 14.09.99 N 53)

 

I. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ НАСТОЯЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

 
    Аэропорт базирования - аэропорт, используемый эксплуатантом в качестве постоянного места базирования (стоянки) воздушных судов эксплуатанта и способный осуществлять организацию, планирование и обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Документация по сертификации эксплуатанта:
    - документы, подтверждающие соответствие эксплуатанта законодательству Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований;
    - документы, содержащие основные сведения, специальные разрешения и ограничения по видам деятельности и условиям эксплуатации воздушных судов, установленные для эксплуатанта Органом по сертификации и / или региональным органом по сертификации, а также Органом по сертификации Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее по тексту - Орган по сертификации Организаций по ТОиР AT) в части обеспечения технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
    - необходимая документация эксплуатанта;
    - документы, содержащие сведения о результатах контроля деятельности эксплуатанта со стороны Органа по сертификации и / или регионального органа по сертификации.
    Документация по сертификации оформляется в виде:
    - Сертификата эксплуатанта и Эксплуатационных спецификаций;
    - Дела эксплуатанта.
    Инспекционный контроль деятельности эксплуатантов - контроль соответствия деятельности эксплуатантов требованиям и условиям эксплуатации воздушных судов, организуемый Органом по сертификации или региональным органом по сертификации.
    Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения информационной поддержки, контроля и анализа процедур сертификации и инспектирования эксплуатантов.
    Комплексное заключение по сертификации эксплуатантов - заключение Органа по сертификации или регионального органа по сертификации, составленное по результатам обязательной сертификации эксплуатантов и содержащее оценку соответствия эксплуатанта законодательству Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований. К составлению комплексного заключения привлекаются центры сертификации. Комплексное заключение утверждается руководителем Органа по сертификации или регионального органа по сертификации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Комплексное заключение по вопросам соответствия эксплуатанта требованиям в части инженерно - авиационного обеспечения утверждается Органом по сертификации Организаций по ТОиР AT или его уполномоченным региональным представителем в соответствии с установленным распределением функций.
    Необходимая документация - документы, представляемые эксплуатантом в Орган по сертификации и / или региональный орган по сертификации, включающие разрабатываемые эксплуатантом Руководства, заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также документация по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию и прочие документы, используемые эксплуатантом при организации, производстве и обеспечении полетов, которые в соответствии с требованиями настоящих Правил являются объектом контроля Органа по сертификации и регионального органа по сертификации.
    Орган по сертификации эксплуатантов (далее по тексту - Орган по сертификации) - Орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации в области сертификации эксплуатантов и субъектов авиации общего назначения, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия Органа по сертификации по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Орган по сертификации организаций ТОиР - Орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации в области сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия Органа по сертификации организаций ТОиР по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
    Региональный орган по сертификации эксплуатантов (далее по тексту региональный орган по сертификации) - региональный орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации в части сертификации эксплуатантов и субъектов авиации общего назначения, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия регионального органа по сертификации по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Сертификат эксплуатанта - документ, удостоверяющий, что эксплуатант отвечает требованиям законодательства Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований и способен осуществлять разрешенные виды воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в Эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью Сертификата эксплуатанта.
    Сертификат эксплуатанта оформляется на бланках строгой отчетности, имеющих свой регистрационный номер и выполненных типографским способом с четырьмя (4) степенями защиты.
    Система сертификации на воздушном транспорте (далее по тексту ССВТ) - система сертификации, созданная специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и представляющая собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию в гражданской авиации Российской Федерации по правилам, установленным в системе (в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ).
    Систему сертификации на воздушном транспорте возглавляет Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (далее по тексту РОССВТ).
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Определение исключено.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Условия эксплуатации воздушных судов - комплекс условий, подлежащих обязательному выполнению эксплуатантом, включающий в себя элементы организационно - штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов.
    Участники сертификации - в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ, участниками сертификации являются специально уполномоченный орган исполнительной власти в области сертификации, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, Органы по сертификации в ССВТ, региональные органы по сертификации в ССВТ, центры сертификации, испытательные лаборатории, заявители.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Центр сертификации - аккредитованная в установленном порядке технически компетентная и независимая организация, осуществляющая по поручению Органа по сертификации или регионального органа по сертификации оценку соответствия заявителей положениям законодательства Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований с оформлением соответствующих заключений.
    Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды, или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
    Эксплуатационные спецификации - документы Органа по сертификации или регионального органа по сертификации, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    Эксплуатационные спецификации, содержащие основные сведения об условиях выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов, подписываются Органом по сертификации Организаций по ТОиР AT.
    Эксплуатационные спецификации в обязательном порядке пересматриваются и переоформляются при продлении срока действия Сертификата эксплуатанта и при изменении условий эксплуатации воздушных судов.
 

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Область применения

 
    1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к эксплуатантам в Российской Федерации, выполняющим коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы.
    Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего Сертификата, не допускается.
    1.2. Настоящими Правилами устанавливается порядок:
    - первоначальной выдачи Сертификата эксплуатанта;
    - выдачи Сертификата эксплуатанта при продлении срока его действия;
    - внесения изменений в условия эксплуатации воздушных судов;
    - введения дополнительных ограничений, приостановления, аннулирования Сертификата эксплуатанта;
    - контроля деятельности эксплуатантов, включающего регулярный инспекционный контроль, принятие и исполнение решений по результатам инспекционных проверок;
    - контроля организации и проведения сертификации эксплуатантов Органом по сертификации, региональными органами по сертификации и центрами сертификации, принятия и исполнения решений по результатам проверок.
    1.3. Изменения и дополнения в настоящие Правила вносятся в установленном порядке. Все предложения по внесению изменений и дополнений в настоящие Правила должны быть согласованы с Органом по сертификации.
 

2. Организация сертификации эксплуатантов

 
    2.1. Распределение полномочий Органа по сертификации и региональных органов по сертификации по организации обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов устанавливается РОССВТ. Перечень авиапредприятий, контроль деятельности которых возлагается на Орган по сертификации, утверждается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.2. Орган по сертификации и региональные органы по сертификации организуют и осуществляют проведение работ по обязательной сертификации, инспектированию и контролю деятельности эксплуатантов на территории Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
    Сертификация эксплуатанта в части инженерно - авиационного обеспечения, включая оформление соответствующих Эксплуатационных спецификаций, проводится Органом по сертификации или региональным органом по сертификации с участием Органа по сертификации Организаций ТОиР AT или его региональных представителей в соответствии с установленным распределением функций.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.3. Орган по сертификации:
    - организует и координирует проведение работ по сертификации эксплуатантов;
    - ведет Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации, включая контроль полноты, качества, сохранности и конфиденциальности информации Реестра (в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ);
    - участвует в проведении инспекционного контроля соблюдения правил и организации работ по обязательной сертификации эксплуатантов региональными органами по сертификации и центрами сертификации;
    - организует и осуществляет все работы по сертификации эксплуатантов, контроль деятельности которых возложен на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации;
    - организует и осуществляет все работы по сертификации и оформляет Сертификаты эксплуатанта и Эксплуатационные спецификации на основании соответствующего решения РОССВТ;
    - принимает решения по сертификации эксплуатантов и оформляет Сертификаты и Эксплуатационные спецификации на основании комплексных заключений по сертификации при первоначальном получении Сертификата эксплуатанта для выполнения полетов по внутренним и международным воздушным линиям, а также при освоении эксплуатантом нового типа воздушных судов;
    - организует и осуществляет инспекционный контроль деятельности эксплуатантов.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.4. Региональные органы по сертификации осуществляют следующие работы по сертификации:
    - все работы по сертификации вплоть до принятия решения по сертификации подконтрольных эксплуатантов и оформления Сертификата эксплуатанта и Эксплуатационных спецификаций при продлении срока действия Сертификатов эксплуатантов и внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, если изменения не связаны с освоением нового типа воздушных судов и получением допуска к полетам на международных воздушных линиях;
    - предварительные работы по сертификации, включая участие экспертов регионального органа по сертификации в составлении комплексного заключения по сертификации Заявителей, в том числе при первоначальном получении Сертификата эксплуатанта для выполнения полетов по внутренним и международным воздушным линиям, а также при освоении эксплуатантом нового для него типа воздушных судов;
    - инспекционный контроль деятельности эксплуатантов.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.5. При проведении работ по сертификации эксплуатантов Орган по сертификации взаимодействует с Органами по сертификации других объектов в Системе сертификации на воздушном транспорте.
    К проведению работ по сертификации эксплуатантов Орган по сертификации и региональные органы по сертификации привлекают центры сертификации и испытательные лаборатории в части, соответствующей области их аккредитации, а также экспертов в области организации, обеспечения и выполнения полетов.
    К проведению инспекционного контроля Орган по сертификации и региональные органы по сертификации привлекают в установленном порядке специалистов инспекторских служб специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, Органов по сертификации конкретных объектов воздушного транспорта в ССВТ, центров сертификации, а также экспертов в области организации, обеспечения и выполнения полетов.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.6. Центры сертификации по решению Органа по сертификации или регионального органа по сертификации осуществляют следующие работы по сертификации в соответствии с областью их аккредитации:
    - оценку соответствия представляемой заявителями документации установленным требованиям;
    - участие в проведении инспекционного контроля эксплуатантов и инспекционных проверок заявителей;
    - участие в составлении комплексных заключений по сертификации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
    2.7. Специалисты Органа по сертификации, регионального органа по сертификации и центра сертификации, выполняющие работы по сертификации эксплуатантов, проходят подготовку в порядке, установленном РОССВТ. Специалисты (эксперты ССВТ), выполняющие инспекционный контроль в полете или оценку технического состояния воздушных судов при техническом обслуживании и ремонте, должны иметь свидетельство специалиста гражданской авиации, допуск к выполнению соответствующих полетов и работ на воздушном судне данного типа и задание на проведение проверки, выданное Органом по сертификации или региональным органом по сертификации.
    (в ред. Приказа ФСВТ РФ от 23.07.99 N 19)
 

3. Сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации

 
    3.1. Эксплуатант может использовать гражданское воздушное судно для выполнения полетов только при наличии Сертификата эксплуатанта и в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в Эксплуатационных спецификациях (специальных положениях по эксплуатации).
    Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.
    3.2. Каждому эксплуатанту выдается один подлинный экземпляр Сертификата.
    Копии Сертификата эксплуатанта хранятся в Органе по сертификации и региональном органе по сертификации, контролирующем деятельность данного эксплуатанта.
    Копия Сертификата эксплуатанта является судовым документом.
    Копии Сертификата эксплуатанта заверяются подлинной подписью уполномоченного лица и печатью органа, выдавшего Сертификат.
    3.3. Эксплуатационные спецификации оформляются Органом по сертификации или региональным органом по сертификации в соответствии с решением о сертификации (при первоначальной выдаче, продлении срока действия Сертификата, внесении изменений в условия эксплуатации) в трех экземплярах.
    Экземпляры Эксплуатационных спецификаций хранятся у эксплуатанта, в Органе по сертификации и в региональном органе по сертификации, контролирующем деятельность эксплуатанта.
    Раздел Эксплуатационных спецификаций, касающийся выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов эксплуатанта, оформляется Органом по сертификации или региональным органом по сертификации при наличии у эксплуатанта Сертификата Организации по ТОиР AT.