Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 926. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 31.03.99 N 81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)"

Дата документа31.03.1999
Статус документаДействует
МеткиПриказ

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПРИКАЗ
от 31 марта 1999 г. N 81

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

 
    С целью укрепления и расширения нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18,ст.2131) приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие).
    2. Признать утратившей силу часть II "Рекомендации по оплате труда (в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы)" Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств, утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.10.93 N 50, а также сборник "Рекомендации по организации оплаты труда руководителей предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", утвержденный приказом Минстроя России от 03.07.95 N 15.
    3. Управлению жилищно-коммунальной сферы (В.В.Авдеев) совместно с Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-технический Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве обеспечить издание и доведение указанных Рекомендаций до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Чернышова Л.Н.
 

Председатель
Е.В. БАСИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Госстроя России
от 31 марта 1999 г. N 81

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

 
    Настоящие Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России и обобщают опыт, накопленный предприятиями жилищно - коммунального хозяйства по организации и совершенствованию оплаты труда, включая доплаты, надбавки, премирование в условиях перехода к рыночной экономике.
    В Рекомендациях рассматриваются основные модели организации заработной платы всех категорий работников, а также условия их практического применения; оплата труда руководителей государственных и муниципальных предприятий; роль заработной платы в сфере социального партнерства; практика применения доплат и надбавок; премирование и др.
    Рекомендации иллюстрированы необходимым табличным материалом и примерами.
    Настоящая работа предназначена для руководителей предприятий ЖКХ, специалистов по организации труда в качестве практического пособия.
    Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно - коммунального хозяйства (практическое пособие) утверждены Приказом Госстроя России от 31.03.99 N 81.
 

1. Введение

 
    1.1. С переходом к рыночной экономике государство отошло от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Элементы государственного регулирования оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранились в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней. В соответствии с действующим законодательством все остальные предприятия и организации (в том числе государственные и муниципальные) самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают виды стимулирующих доплат и надбавок.
    Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Все остальные условия оплаты труда определяются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а также на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятиях.
    1.2. Заработная плата каждому работнику устанавливается в зависимости от его вклада в реализацию уставных целей деятельности предприятия, качества труда, квалификации, стажа работы и многих других факторов, а также размера дохода предприятия, направляемого на оплату труда.
    Запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы (статья 77 Кодекса законов о труде Российской Федерации) и определять ее ниже минимального размера месячной оплаты труда, устанавливаемого российским законодательством. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Кодекса законов о труде РФ, следует руководствоваться принятым взамен Трудовым Кодексом РФ.
 
 
    1.3. Организация заработной платы на любом предприятии ЖКХ независимо от организационно - правовой формы и видов деятельности связана с решением двуединой задачи:
    - гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;
    - обеспечить работодателю (независимо от того, кто является работодателем: орган государственной власти или местного самоуправления, их полномочный представитель, акционерное общество, частное лицо или кто-либо другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции или оказания услуги) возместить затраты и получить прибыль.
    Тем самым через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
    1.4. Главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими как интересам работника, так и интересам работодателя, являются обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции (услуг) и гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом.
    Реализация этих требований на практике может сопровождаться определенными трудностями, особенно в условиях сокращения объема производства (услуг) и инфляции, однако вполне оправдана самой целью: создать для работодателей необходимые предпосылки для роста доходов, а для работников - обеспечить постоянный рост заработной платы.
 

2. Тарифная система организации заработной платы

 
    2.1. Основные понятия
    2.1.1. Тарифная система на практике является одной из самых распространенных моделей оплаты труда. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (должностные оклады), тарифно - квалификационные характеристики.
    2.1.2. Тарифные ставки (должностные оклады) - выраженная в денежной форме абсолютная стоимость труда различных категорий работников (рабочие, руководители, специалисты, служащие) в единицу времени (час, день, месяц).
    Размер тарифной ставки вырастает по мере увеличения разряда. Разряд представляет собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
    Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются в соответствии с должностью и квалификацией. Схема должностных окладов отражается в штатном расписании предприятия.
    2.1.3. Штатное расписание используется не только для определения уровня оплаты труда, но и для закрепления структуры управления предприятием; нормирования численности работников, в том числе в профессионально - квалификационном разрезе; контроля за административно - управленческими расходами; как основание для установления доплаты за увеличение объема работ. Как нормативный документ штатное расписание может выполнять функцию социальной защиты: индивидуальные условия оплаты по контракту с работниками не должны быть ниже предусмотренных штатным расписанием и коллективным договором.
    2.1.4. Должностные наименования работников должны устанавливаться в строгом соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР).
    2.1.5. Тарифно - квалификационные справочники - сборники квалификационных характеристик профессий (должностей) работников, сгруппированных по производствам и видам работ.
    Основные функции и характеристики работ по должностям и профессиям, требования к уровню профессиональной подготовки руководителей, специалистов, служащих и рабочих определяются по тарифно - квалификационным справочникам, которые утверждены рядом Постановлений Госкомтруда СССР и Минтруда России, включая следующие:
    - от 12 мая 1992 г. N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России";
    - от 6 июня 1996 г. N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих".
    2.2. Организация оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС)
    2.2.1. Рекомендуемая модель оплаты труда применяется на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" с последующими изменениями и дополнениями (от 06.01.93 N 14, от 27.02.95 N 189, от 18.03.99 N 309) и может быть использована на всех предприятиях ЖКХ независимо от организационно - правовых форм.
    2.2.2. Единая тарифная сетка (ЕТС) разработана специалистами НИИ труда с учетом зарубежного опыта и призвана обеспечить равный подход к оценке квалификации всех категорий работников (сложности выполняемых ими работ) с учетом существующих особенностей.
    ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты руководителей, специалистов, служащих и рабочих (см. таблицу 1) с дифференцированной оплатой по 18 разрядам.
 
 

Таблица 1

 

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА <*>

 
    


    <*> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.99 N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
 

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные коэффициенты 1,00 1,36 1,59 1,73 1,82 2,00 2,27 2,54 2,91

 
 

Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные коэффициенты 3,27 3,68 4,18 4,73 5,32 6,00 6,68 7,41 8,23

 
    Каждый работник предприятия ЖКХ в пределах Единой тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу.
    Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законом Российской Федерации. Максимальный размер ставки (оклада) первого разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели.
    Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда.
    2.2.3. Тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих по разрядам (см. таблицу 2) является сквозной по предприятиям и организациям жилищно - коммунального хозяйства. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они не работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6 - 11 разряд, для бухгалтеров - 5 - 11 разряд и т.д.
 
 

Таблица 2

 

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ДОЛЖНОСТЯМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

 

Должности <*> Диапазон разрядов

<*> Перечень должностей приведен в полном виде, учитывая многообразие видов деятельности, встречающихся на практике у предприятий ЖКХ.
1. Руководители
Директор (генеральный директор, начальник, управляющий) организации, учреждения и предприятия 15 - 18
Главный бухгалтер 13 - 16
Главный инженер 14 - 17
Главные: механик, энергетик, диспетчер и др. 13 - 16
Директор гостиницы 10 - 14
Директор котельной 10 - 15
Директор типографии 10 - 14
Заведующий архивом 3 - 4
Заведующий бюро пропусков 3 - 4
Заведующий виварием 6 - 10
Заведующий камерой хранения 3
Заведующий канцелярией 4 - 5
Заведующий комнатой отдыха 3 - 4
Заведующий копировально - множительным бюро 3 - 4
Заведующий машинописным бюро 4 - 5
Заведующий общежитием 5 - 12
Заведующий производством (шеф - повар) 6 - 12
Заведующий (центральным) складом 4 - 6
Заведующий столовой 7 - 13
Заведующий фотолабораторией 3 - 4
Заведующий хозяйством 3 - 4
Заведующий экспедицией 3 - 4
Комендант 3 - 5
Мастер участка (включая старшего) 6 - 11
Начальник автоколонны 9 - 14
Начальник отдела (кадров, спецотдела и др.) 8 - 12
Начальник гаража 8 - 14
Начальник (заведующий) мастерской 7 - 14
Начальник основного отдела 11 - 14
Начальник участка (смены) 7 - 12
Начальник хозяйственного отдела 7 - 8
Начальник цеха 11 - 14
Производитель работ (прораб), включая старшего 8 - 11
Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) 10 - 12
2. Специалисты
Администратор (включая старшего) 4 - 8
Архитектор 6 - 13
Бухгалтер 5 - 11
Бухгалтер - ревизор 7 - 11
Дизайнер (художник - конструктор) 6 - 13
Диспетчер (включая старшего) 4 - 5
Документовед 6 - 11
Инженер 6 - 11
Инженер по организации и нормированию труда 6 - 11
Инженер по охране труда и технике безопасности 6 - 11
Инспекторы: по кадрам, по контролю за исполнением поручений (включая старших) 4 - 5
Конструктор 6 - 13
Корректор (включая старшего) 7 - 8
Математик 6 - 13
Механик 6 - 11
Переводчик 6 - 11
Программист 6 - 13
Психолог 6 - 11
Редактор 6 - 11
Социолог 6 - 11
Специалист по кадрам 5 - 8
Сурдопереводчик 6 - 11
Техник 4 - 8
Технолог 6 - 13
Товаровед 6 - 11
Физиолог 6 - 11
Художник 6 - 11
Эколог (инженер по охране окружающей среды) 6 - 11
Экономист 6 - 11
Электроник 6 - 13
Юрисконсульт 6 - 11
3. Технические исполнители (служащие)
Агент 3
Архивариус 3 - 4
Дежурный бюро пропусков 2
Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.) 2 - 4
Делопроизводитель 3
Инкассатор (включая старшего) 4 - 5
Калькулятор 3
Кассир (включая старшего) 3 - 4
Кодификатор 3
Контролер пассажирского транспорта 3 - 4
Копировщик 2
Лаборант (включая старшего) 4 - 5
Машинистка (машинистка, работающая с иностранным текстом) 3 - 5
Нарядчик 2
Оператор диспетчерского движения и погрузо - разгрузочных работ 4 - 5
Оператор диспетчерской службы 4
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов 3
Паспортист 3
Секретарь 3
Секретарь - машинистка 3
Секретарь - стенографистка 4 - 5
Секретарь незрячего специалиста 4 - 8
Статистик 4 - 5
Стенографистка 4 - 5
Счетовод 3
Табельщик 2
Таксировщик 2 - 4
Учетчик 2
Чертежник 3
Экспедитор 2
Экспедитор по перевозке грузов 3 - 4

 
    Распределение должностей по разрядам Единой тарифной сетки произведено на основании тарифно - квалификационных справочников.
    Тарификация первых лиц - руководителей предусмотрена в диапазонах, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений. Заместители руководителя по Единой тарифной сетке квалифицируются на один разряд ниже разряда соответствующего руководителя.
    Диапазон в тарификации специалистов и служащих предусматривает квалификационное категорирование. Для большинства должностей специалистов предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификационной категории. Например: по должности экономист можно сделать следующее распределение: экономист - 6 разряд; экономист II категории - 7 - 8 разряды; экономист I категории - 8 - 9 разряды; ведущий экономист - 10 - 11 разряды. При таком подходе представляется возможность учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов.
    Соблюдение предусматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда руководителей, специалистов и служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации.
    2.2.4. Тарификация рабочих, не имеющих квалификационные разряды по Единому тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), осуществляется по таблице 3.
 
 

Таблица 3

 

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОБЩЕОТРАСЛЕВЫМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ

 

N п/п Наименование профессий <*> Диапазон разрядов

<*> Перечень профессий рабочих приведен в полном виде, учитывая многообразие видов деятельности, встречающихся на практике у предприятий ЖКХ.
1. Бортоператор по проверке магистральных трубопроводов 3 - 4
2. Боцман береговой 2 - 3
3. Весовщик 1
4. Возчик 1
5. Водитель автомобиля 4 - 8
6. Водитель аэросаней 3
7. Водитель мототранспортных средств 3
8. Водитель трамвая 3 - 5
9. Водитель транспортно - уборочной машины 3
10. Водитель троллейбуса 4 - 6
11. Водитель электро- и автотележки 2
12. Водолаз 4 - 8
13. Водораздатчик порта 3
14. Вызывальщик локомотивных и поездных бригад 2
15. Гардеробщик 1
16. Горничная 1 - 2
17. Грузчик 1 - 2
18. Гуртовщик 2
19. Дворник 1
20. Дежурный у эскалатора 2
21. Дезинфектор 2 - 3
22. Демонстратор одежды 3
23. Демонстратор причесок 2
24. Доставщик проездных документов 1
25. Заготовитель продуктов и сырья 3
26. Заправщик поливомоечных машин 2
27. Зоолаборант серпентария (питомник) 3 - 5
28. Информатор судоходной обстановки 3 - 4
29. Испытатель протезно - ортопедических изделий 3 - 4
30. Истопник 1
31. Камеронщик 2
32. Кассир билетный 2 - 3
33. Кассир торгового зала 2 - 3
34. Кастелянша 1 - 2
35. Киномеханик 2 - 6
36. Киоскер 2
37. Кладовщик 1 - 3
38. Комплектовщик товаров 2
39. Консервировщик кожевенного и пушно - мехового сырья 3 - 4
40. Контролер водопроводного хозяйства 3
41. Контролер газового хозяйства 3
42. Контролер - кассир 2 - 4
43. Контролер контрольно - пропускного пункта 2 - 3
44. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5
45. Конюх 1 - 2
46. Косметик 3 - 4
47. Кочегар паровозов в депо 3
48. Кубовщик 1
49. Курьер 1
50. Кучер 1
51. Лифтер 1 - 2
52. Маникюрша 2
53. Маркировщик 1
54. Матрос береговой 1 - 2
55. Матрос - спасатель 2
56. Машинист грузового причала 3
57. Машинист подъемной машины 3 - 4
58. Машинист ритуального оборудования 2
59. Машинист телескопических трапов 3
60. Механизатор (докер - механизатор) комплексной бригады на погрузо - разгрузочных работах 3 - 6
61. Механик по техническим видам спорта 4 - 6
62. Монтер судоходной обстановки 3 - 4
63. Носильщик 1
64. Няня 1
65. Обработчик справочного и информационного материала 2 - 3
66. Оператор автоматической газовой защиты 3
67. Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования 3 - 4
68. Оператор копировальных и множительных машин 2 - 3
69. Оператор разменных автоматов 2
70. Оператор связи 2 - 4
71. Оператор сейсмопрогноза 4
72. Оператор электронно - вычислительных и вычислительных машин 2 - 4
73. Осмотрщик гидротехнических сооружений 3 - 4
74. Охотник промысловый 4 - 5
75. Парикмахер 3 - 5
76. Педикюрша 2
77. Пломбировщик вагонов и контейнеров 2
78. Пожарный 4 - 5
79. Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партии 2 - 3
80. Полотер 2 - 3
81. Постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки 2 - 4
82. Помощник воспитателя 3
83. Почтальон 1 - 3
84. Переплетчик документов 2 - 4
85. Приемосдатчик груза и багажа 2 - 3
86. Приемосдатчик груза и багажа в поездах 2
87. Приемщик заказов 1 - 2
88. Приемщик золота стоматологических учреждений (подразделений) 2 - 3
89. Приемщик поездов 2 - 3
90. Приемщик пункта проката 1 - 2
91. Приемщик сельскохозяйственных продуктов и сырья 1 - 2
92. Приемщик товаров 2
93. Приемщик трамваев и троллейбусов 3
94. Проводник пассажирского вагона 2
95. Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов 2 - 3
96. Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии 2
97. Проводник (вожатый) служебных собак 3 - 4
98. Проводник - электромонтер почтовых вагонов 3
99. Продавец непродовольственных товаров 3 - 5
100. Продавец продовольственных товаров 2 - 4
101. Путевой рабочий тральной бригады 3 - 4
102. Рабочий береговой 1
103. Рабочий бюро бытовых услуг 1
104. Рабочий плодоовощного хранилища 2
105. Рабочий по благоустройству населенных пунктов 1 - 2
106. Рабочий по обслуживанию в бане 1
107. Рабочий по стирке и ремонту спецодежды 2
108. Рабочий по уходу за животными 1 - 6
109. Рабочий производственных бань 1 - 2
110. Рабочий ритуальных услуг 2
111. Радиооператор 3 - 5
112. Разведчик объектов природы 3
113. Раздатчик нефтепродуктов 2
114. Разрубщик мяса на рынке 3
115. Ремонтировщик плоскостных спортивных сооружений 3 - 4
116. Реставратор фильмокопий 5 - 6
117. Садовник 1 - 2
118. Сатураторщик 1
119. Светокопировщик 1 - 2
120. Сдатчик экспортных лесоматериалов 3
121. Сестра - хозяйка 2
122. Смотритель огней 3
123. Собаковод 3
124. Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати 1 - 2
125. Составитель описи объектов населенных пунктов 2
126. Стеклографист (ротаторщик) 2
127. Стеклопротирщик 1 - 2
128. Сторож (вахтер) 1 - 2
129. Стрелок 2 - 3
130. Судопропускник 3 - 4
131. Съемщик лент скоростемеров локомотивов 2
132. Тальман 3
133. Телеграфист 2 - 4
134. Телефонист 2 - 4
135. Уборщик мусоропроводов 1
136. Уборщик производственных и служебных помещений 1 - 2
137. Уборщик территорий 1 - 2
138. Униформист 2
139. Фильмопроверщик 3 - 5
140. Фотооператор 2 - 4
141. Чистильщик обуви 1
142. Швейцар 1
143. Экспедитор печати 2

 
    Тарификация рабочих, имеющих квалификационные разряды, должна осуществляться в диапазоне 1 - 8 ЕТС и в соответствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно - правовой формы.
    Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС. Эту норму следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9 - 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Основанием для оплаты по указанным разрядам служат перечни важных и ответственных работ, утвержденные министерствами и ведомствами РФ.
    2.3. Организация оплаты труда на основе других тарифных систем
    2.3.1. Одним из практических подходов к организации оплаты труда по тарифной системе является использование условий оплаты предусмотренных ранее принятыми еще в "советский период" нормативными документами. Использование для дифференциации оплаты труда соотношений ставок в тарифных сетках и схемах должностных окладов. К положительной стороне этого подхода можно отнести то, что администрация получает возможность постепенно приспособиться к новым условиям хозяйствования, накопить практический опыт организации заработной платы в рыночных условиях.
    Однако с точки зрения совершенствования оплаты труда этот путь не перспективен, т.к. происходит воспроизведение недостатков ранее действовавших тарифных условий, к которым можно отнести следующие:
    - наличие двух абсолютно самостоятельных тарифных систем (отдельно для рабочих, отдельно для руководителей, специалистов и служащих), недостаточно увязанных между собой с точки зрения единства в оплате труда в отличие от Единой тарифной сетки;
    - разный характер построения тарифных сеток и схем должностных окладов: если в тарифных сетках для рабочих предусмотрено прогрессивное нарастание ставок оплаты от разряда к разряду, то характер изменения должностных окладов руководителей, специалистов и служащих по мере возрастания сложности выполняемых ими функций обратный - регрессивный, т.е. когда с повышением сложности должностных обязанностей возрастание окладов осуществляется в уменьшающихся размерах;
    - уравнительность в оплате труда рабочих и специалистов.
    2.3.2. Другим подходом к организации оплаты труда по тарифной системе, кроме использования ЕТС и применения нормативных документов "советского" периода, является разработка предприятием собственной модели оплаты труда с применением элементов других моделей.
    Разработка и применение "заводской" ЕТС вполне допустима, поскольку тарификация должностей по межотраслевой ЕТС является для предприятий, не относящихся к бюджетной сфере, ориентиром, а не строго обязательной нормой. При этом тарификация рабочих, руководителей, специалистов и служащих в условиях "заводской" ЕТС предполагает соблюдение организационных форм ее проведения.
    Присвоение разрядов рабочим должно осуществляться в общепринятом порядке, предусмотренном Общими положениями Единого тарифно - квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, помещенных в выпуске N 1 ЕТКС "Профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства".
    Организационные формы проведения тарификации (аттестации) руководителей, специалистов и служащих окончательно еще не выработаны. Учитывая это, можно использовать применительно основные положения, утвержденные Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23.10.92 "Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании".
    2.4. Особенности комплексной оценки трудового вклада руководителей, специалистов и служащих
    2.4.1. Как отмечено, для всех категорий работников профессионально - квалификационный уровень определяется по единому набору признаков. Отбор признаков оценки деловых качеств производится исходя из содержания фактически выполняемых функций руководителей, специалистов и служащих различных должностных групп и требований Квалификационного справочника к их профессионально - квалификационной подготовке. В качестве признаков деловых качеств специалистов могут быть выделены: компетентность, способность четко организовать и планировать свой труд, сознание ответственности за выполняемую работу, самостоятельность и инициатива, способности осваивать новые вопросы и использовать новые методы в работе, способность поддерживать контакты с другими работниками.
    2.4.2. Для комплексной оценки можно использовать разработанный специалистами НИИ труда аналитический метод оценки труда и рабочих мест на основе системы оценочных факторов и показателей, выраженных в условных единицах (баллах), т.е. "балльный метод".
    2.4.3. Оценка сложности труда руководителей, специалистов и служащих производится через следующие пять оценочных факторов:
    - характер работ, составляющих содержание труда;
    - разнообразие (комплексность) работ;
    - самостоятельность выполненных работ;
    - масштаб и сложность руководства;
    - дополнительная ответственность.
    При установлении указанных факторов учитывалось, что:
    1. Сложность работ, выполняемых руководителями, специалистами и служащими, определяется прежде всего содержанием труда, так как чем сложнее трудовые функции того или иного работника, тем сложнее его труд.
    2. Чем разнообразнее задачи, которые приходится решать работнику, тем сложнее его труд.
    3. Степень самостоятельности также характеризует сложность труда, так как работники выполняют свои должностные обязанности с различной степенью самостоятельности: под непосредственным руководством, в пределах регламентированного поручения или самостоятельно по утвержденной программе, заданию; выполняет работу самостоятельно на основе лишь общих указаний или руководствуется детальным рассмотрением путей и методов решения поставленной задачи.
    4. Масштаб и сложность руководства учитываются в качестве фактора, определяющего сложность труда, так как значительная часть работников связана с руководством подчиненными.
    5. У определенной категории работников в силу специфики их труда и условий производства существует дополнительная ответственность по отношению к той, что вытекает из должностных обязанностей. Ее необходимо рассматривать в качестве самостоятельного фактора.
    Научная оценка значимости фактора, т.е. его влияние на сложность работ, позволила установить долю каждого фактора в общей сложности работ, равной 100%.
 
 

Таблица 4

 

Наименование фактора сложности Удельный вес <*> фактора в общей сложности работ, %
1. Характер работ, составляющих содержание труда 30
2. Разнообразие (комплексность) работ 15
3. Самостоятельность выполнения работ 25
4. Масштаб и сложность руководства 15
5. Дополнительная ответственность 15
Итого: 100

 
    


    <*> Удельный вес отражает не "трудность" работ, сколько их значимость для большинства предприятий.
 
    2.4.4. Каждый фактор подразделяется по степеням, которые учитывают полноту и многообразие функций, выполняемых любым работником (см. таблицу 13).
 
 

Таблица 5

 

N п/п Фактор Максимальное количество баллов Удельный вес факторов в общей оценке Число степеней Степень сложности фактора (в баллах)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Характер работ, составляющих содержание труда 1680 30 10 168 336 504 672 840 1008 1176 1344 1512 1680
2 Разнообразие (комплексность) работ 840 15 8 105 210 315 420 525 630 735 840
3 Самостоятельность выполнения работ 1400 25 8 175 350 525 700 875 1050 1225 1400
4 Масштаб и сложность руководства 840 15 7 120 240 360 480 600 720 840
5 Дополнительная ответственность 840 15 7 120 240 360 480 600 720 840
5600

 
    Количество степеней определено из объективно существующей разницы между наименее и наиболее сложной работой по каждому фактору с учетом характеристики каждой степени.
    По фактору "Характер работ, составляющих содержание труда" распределение работ произведено по десяти степеням сложности в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.
    Первые три степени учитывают работы, связанные с документированием информации, учетом всех элементов производства, которые ведутся в соответствии с предварительно разработанными программами.
    Следующие три степени фактора содержат наиболее многочисленную группу работ, которые включают ознакомление с ходом производства, проектирование решений (разработка предложений, проектов, планов, инструкций, нормативов и др. материалов). Эти работы обеспечивают координацию, оперативное и организационное управление производством, качеством продукции, контроль за издержками производства. Для их выполнения требуется умение выбрать способ расчета, логический прием для обоснования принятого решения.
    К последним четырем степеням фактора относятся работы творческого характера и непосредственно связаны с постановкой новых задач, разработкой сложных программ. К ним относятся работы, связанные с доведением принятых решений до исполнителей, координацией и контролем деятельности различных подразделений.
    По фактору "Разнообразие (комплексность) работ" установлено восемь степеней сложности работ в зависимости от сферы деятельности работника, которая определяется функциональным разделением труда, его местом и ролью в управлении и обслуживании производства. К первым двум степеням фактора относятся простые, часто повторяющиеся работы в пределах узкоспециализированной сферы деятельности, к трем следующим степеням - работы, производимые в масштабе подразделения, а к трем последним - выполнение комплексных работ, связанных с многообразием решаемых задач.
    По фактору "Самостоятельность выполнения работ" установлено также восемь степеней сложности, определяющих, в какой мере данная работа может быть выполнена без непосредственного руководства со стороны других лиц. А если требуется руководство работой, принимается во внимание его тип: непосредственное - первые три степени, оперативное и общее (руководитель определяет содержание, план, метод работ и контролирует лишь правильность хода их выполнения) - следующие три степени.
    Выполнение самостоятельно (проверка и оценка результатов осуществляется руководителем при их сдаче) - к последним двум степеням фактора.
    По фактору "Масштаб и сложность руководства" установлено семь степеней сложности работ, характеризующих ответственность за планирование, организацию и координацию работы подчиненных подразделений и исполнителей.
    К первым двум степеням относятся работы по руководству подразделениями, входящими в состав отдела, к трем следующим - работы по руководству самостоятельными структурными подразделениями, к шестой степени - работы по руководству несколькими подразделениями, высшую степень фактора составляют работы по комплексному руководству предприятием.
    Фактор "Дополнительная ответственность" включает материальную (за сохранность финансовых и материальных ресурсов) и моральную (за руководство выполнением или непосредственное выполнение работ в опасных условиях - на большой высоте, под водой, со взрывчатыми веществами) ответственность.
    Материальная ответственность дифференцирована по четырем, а моральная - по трем степеням сложности работ.
    Для выражения качественных различий труда работника для каждой степени оценочных факторов сложности работ установлена условная количественная мера в баллах, исходя из пяти факторов, их доли в общей сложности работ и числа степеней каждого фактора. Шкала балльной оценки рассчитана по формулам в соответствии с методикой НИИ труда (см. таблицу 13).
    2.4.5. Характеристика работ по степеням сложности факторов применительно к различным трудовым функциям руководителей, специалистов и служащих (с примерным перечнем должностей), в обязанности которых входит выполнение работ соответствующей степени сложности, приведена в Приложении 1.
    2.4.6. На основании пяти факторов, характеризующих сложность работ (таблица 13), характеристики степеней (Приложение 1), определяется сумма баллов по каждой должности.
    Примеры расчета балльной оценки по отдельным должностям руководителей, специалистов и служащих (главный инженер, инженер по ремонту, экономист по планированию, кассир, секретарь - машинистка) приведены в таблице 14.
 
 

Таблица 6

 

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР

 

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Определение технической политики и перспектив развития предприятия, направлений реконструкции и технического перевооружения производства, его специализации. Организация технически правильной эксплуатации оборудования, обеспечение научных исследований в области техники, организации производства и управления 9 1512
2 Работы, охватывающие весь круг (комплекс) вопросов, связанных с деятельностью предприятия, требующие согласования с общим планом развития 8 840
3 Выполнение работ по одному из направления деятельности предприятия, производственного объединения с координированием и контролем нескольких производственных подразделений 7 735
4 Комплексное руководство предприятием 7 840
5 Руководство деятельностью предприятия, производственного объединения в опасных условиях 3 360
Итого: 4287

 
 

ИНЖЕНЕР ПО РЕМОНТУ

 

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Работы по реконструкции и расширению производства, осуществлению ремонтного обслуживания 5 840
2 Разнообразные работы, связанные с решением значительной части вопросов в пределах одной специализированной сферы деятельности в масштабе подразделения 4 420
3 Выполнение работ под непосредственным руководством в пределах установленных методических положений (программ) в специализированной сфере деятельности 3 525
4 - - -
5 - - -
Итого: 1785

 
 

ЭКОНОМИСТ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

 

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Работы по оперативно - производственному планированию и регулированию хода производства, связанные с разработкой производственных программ и календарных графиков и контролем за их выполнением. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. Выявляет резервы производства. Составляет статистическую отчетность по установленным формам. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, НОТ, рацпредложений в подразделениях предприятия 6 1008
2 Разнообразные работы, связанные с решением значительной части вопросов в пределах одной специализированной сферы деятельности в масштабе подразделения 4 420
3 Выполнение работ под непосредственным руководством начальника планово - экономического отдела 3 525
4 - - -
5 - - -
Итого: 1953

 
 

КАССИР

 

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг. Требуются знания определенных правил расчета и контроля 2 336
2 Разнообразные простые работы с применением машин и аппаратов, облегчающих подготовку, оформление, передачу и обработку документов в узкоспециализированной сфере деятельности 2 210
3 Выполнение работы, относящейся к узкому кругу вопросов соответствующей функции в масштабе подразделения 2 350
4 - - -
5 Работы по приему, хранению и выдаче финансовых и материальных ценностей 1 120
Итого: 1016

 
 

СЕКРЕТАРЬ - МАШИНИСТКА

 

Номер фактора сложности Примерная характеристика степени сложности фактора Степень сложности фактора Количество баллов
1 2 3 4
1 Прием, обработка, размножение, хранение и выдача документов, контроль за их исполнением, машинописные работы, хозяйственное обслуживание 1 168
2 Разнообразные простые работы с применением машин и аппаратов, передача и обработка документов в пределах узкоспециализированной сферы деятельности 2 210
3 Выполнение работ, относящихся к узкому кругу вопросов соответствующей функции в масштабе подразделения 2 350