Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 756. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1999 г. N 1098

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа).
    2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком - координатором Программы, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы.
    3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать исходя из заключенных с целью реализации Программы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соглашений о намерениях необходимые средства для ее выполнения и разработать региональные программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имея в виду, что финансирование указанных региональных программ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.
    5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь при разработке региональных программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 1999 г. N 1098

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

    

"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА"

 

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Государственные заказчики по отдельным направлениям Программы - Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Основные разработчики Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российская академия наук
Цель и основные задачи Программы - целью Программы являются снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации).
Основными задачами Программы являются:
создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
Сроки и этапы реализации Программы - Программа выполняется в 2000-2005 годах. Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала, а также экономической ситуации в стране выполнение Программы разделено на два связанных между собой этапа: результаты работ на первом этапе Программы (2000-2001 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2002-2005 годы)
Перечень основных мероприятий Программы - разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка и ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию методической базы и совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций
Основные исполнители Программы - научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства, Федерального горного и промышленного надзора России, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Российской академии наук, а также организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 6035,19 млн. рублей. Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет - 1523,15 млн. рублей, в том числе затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 429,69 млн. рублей, расходы на инвестиции - 1019,46 млн. рублей, прочие расходы - 74 млн. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации - 4512,04 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты - преодоление неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества чрезвычайных ситуаций;
реализации Программы снижение на 40-50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера;
сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
уменьшение на 30-40 процентов потерь населения при чрезвычайных ситуациях
Система контроля за исполнением Программы - контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются исполнителями Программы в установленном порядке

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р.
    На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
    Несмотря на сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Главной задачей второго этапа развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
    Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.
    Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
    Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
 

2. Цель и задачи Программы

 
    Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
    создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
    формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
    разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
    создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
    развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
    совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
    разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
 
    Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

 
    Программа рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
    На первом этапе (2000-2001 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.
    На втором этапе (2002-2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
 

4. Система программных мероприятий

 
    В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
    а) разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:
    разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий;
    разработку концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
    дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;
    разработку методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
    разработку экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
    б) разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:
    организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного характера;
    систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
    разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации;
    развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;
    разработку системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и (или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
    в) разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:
    дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
    создание и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
    г) развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях предусматривает:
    разработку и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;
    дальнейшее развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    развитие геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
    разработку методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для регионов Российской Федерации;
    д) разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
    реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;
    создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
    разработку и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;
    обеспечение населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты;
    внедрение систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;
    внедрение системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных ситуациях;
    укрепление материально-технической базы региональных специализированных отрядов по тушению крупных пожаров, разработку средств тушения пожаров;
    создание средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших объектов, создание и развитие морских спасательных центров и центров по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях;
    е) разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:
    организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
    совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций длџ всех категорий населения, а также для специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    совершенствование работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
    подготовку информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
    разработку, издание и распространение учебно-методических материалов для подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовки и переподготовки кадров единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Реализация Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет средств федерального бюджета.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств федерального бюджета.
    За счет средств федерального бюджета финансируются:
    проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, имеющих общее программное значение;
    разработка государственных стандартов, нормативно-правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
    разработка и совершенствование средств технического оснащения сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    подготовка специалистов для единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
    обеспечение деятельности органов управления, сил наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и их включение в автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 1.
    Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:
    разработку и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
    подготовку населения субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях и его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    материально-техническое обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;
    создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
    Распределение затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 2.
 

6. Механизм реализации Программы

 
    Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор), Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
    Государственный заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков.
    Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных контрактов.
    Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.
 

7. Организация управления и контроль за реализацией Программы

 
    Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
    Организацию управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные заказчики.
 

8. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы

 
    Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5-4 года.
    Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
    Реализация Программы за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, позволит сохранить и создать около 15-20 тыс. рабочих мест.
 
 
 
    

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года"

 

МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА", ФИНАНСИРУЕМЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

(млн. рублей)

 

Мероприятия Исполнитель Объем финансирования
по направлениям расходов по срокам реализации
НИОКР инвестиции прочие расходы 20002001 годы 20022005 годы
I. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций
1. Разработка проекта государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации МЧС России 2,5 2,5
2. Разработка и внедрение нормативно-правовых документов управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России 7,5 1,1 6,4
3. Обоснование и внедрение системы нормативов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России 2,3 1,1 1,2
4. Разработка концепции управления комплексными рисками, нормативно-правового обеспечения регулирования снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в регионах МЧС России 3,2 1,4 1,8
5. Разработка нормативно-правовых документов, направленных на исключение из эксплуатации судов, дальнейшая работа которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на море Минтранс России 0,3 0,3
6. Разработка государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций МЧС России 2 1 1
7. Разработка и внедрение нормативно-методических документов, определяющих состояние здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и величину экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций Минздрав России 3,6 0,8 1,6 2,8
8. Совершенствование нормативно-правовой системы регулирования выплат пособий лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций МЧС России 3,5 3,5
9. Разработка и внедрение нормативно-методических документов, определяющих экономическую эффективность инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России 1,5 2,5 1,5 2,5
10. Разработка и внедрение правовой и нормативно-методической базы страхования и перестрахования от чрезвычайных ситуаций МЧС России 3,5 6,9 3,5 6,9
11. Разработка рекомендаций по организации государственного регулирования рисков стихийных бедствий, крупных техногенных аварий и катастроф МЧС России 2 2,9 1,7 3,2
II. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
12. Разработка и внедрение нормативно-методической базы определения опасностей и выявления факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России 4,9 2,2 2,7
13. Систематизация потенциально опасных объектов, определение опасности и оценка возможных сценариев чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте МПС России 3,25 1,58 1,67
14. Разработка и внедрение методов оценки степени опасности событий природного и техногенного происхождения в районах размещения ядерно- и радиационно-опасных объектов Госатомнадзор России 1,6 0,8 0,8
15. Разработка и внедрение методов оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера Госгортехнадзор России 6 2,5 3,5
16. Разработка и внедрение методов оценки вероятностей и последствий аварий на предприятиях топливно-энергетического комплекса на основе статистических данных о технологических нарушениях Минтопэнерго России 6,2 1,7 4,5
17. Разработка нормативно-методической базы оценки вероятностей и последствий реализации факторов риска чрезвычайных ситуаций МЧС России 14,9 6,1 8,8
18. Разработка методов оценки вероятностей реализации биосоциальных факторов риска чрезвычайных ситуаций Минздрав России 5 1,5 3,5
19. Разработка и внедрение методов оценки рисков для здоровья населения при фенольном загрязнении подземных вод питьевого назначения при затоплении сланцедобывающих шахт Минтопэнерго России 1,2 0,36 0,84
20. Разработка и внедрение методов оценки рисков для здоровья населения Российской Федерации от загрязнения окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций Минздрав России 28 9 19
21. Совершенствование и внедрение методов оценки экологического риска при чрезвычайных ситуациях Госкомэкология России 9,5 2,4 7,1
22. Разработка и внедрение методов проведения социологических исследований восприятия рисков для оценки социальных последствий чрезвычайных ситуаций Российская академия наук 10,5 2,5 8
23. Разработка и внедрение нормативно-методической базы оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций с социальными и экологическими последствиями МЧС России 4,6 1,8 2,8
24. Разработка системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций Миннауки России 11,1 2,6 8,5
25. Разработка и внедрение нормативно-методической базы оценки и комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России 11,3 2,6 8,7
26. Разработка системы мер по выявлению опасностей, оценке рисков и снижению техногенных воздействий на потенциально опасных объектах Госгортехнадзор России 1,75 1,75
27. Разработка и внедрение нормативно-методической базы оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятиях топливно-энергетического комплекса Минтопэнерго России 3,2 1,4 1,8
28. Разработка и внедрение нормативно-методической базы оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах Минобороны России и рекомендаций по их снижению Минобороны России 2,6 1,4 1,2
29. Разработка и внедрение нормативно-методической базы оценки вероятностей чрезвычайных ситуаций на ядерно- и радиационно-опасных объектах в районах потенциального риска от событий природного и техногенного происхождения и их последствий для населения и окружающей среды Госатомнадзо России 1,7 1,3 0,4
III. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций
30. Разработка и внедрение методов прогноза техногенных аварий и катастроф и опасных природных процессов и явлений МЧС России 18,25 5,25 13
31. Разработка методов прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера Российская академия наук 7,2 2,4 4,8
32. Совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий МЧС России 107,8 200 107,8 200
33. Модернизация системы аэрокосмического мониторинга районов повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России Росавиакосмо 25 105 25 105
34. Создание сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на базе региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России МЧС России 25 15 25 15
35. Создание и внедрение системы геоэкологического мониторинга в зонах повышенной закарстованности подработанного горного массива Минтопэнерго России 2,5 1,25 1,25
36. Совершенствование и внедрение системы экологического мониторинга территорий с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды Госкомэкология России 12,5 2,5 10
37. Модернизация и внедрение региональных систем мониторинга и прогнозирования пожарной опасности в лесах Рослесхоз 10 3,6 6,4
38. Разработка системы мониторинга, оценки рисков возникновения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с морскими судами Минтранс России 0,2 0,2
IV. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
39. Разработка и внедрение функционального комплекса информационной поддержки процессов управления мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций для автоматизированной информационно-управляющей системы службы медицины катастроф Минздрав России 2,3 0,85 1,45
40. Разработка и внедрение функционального комплекса информационной поддержки процессов управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России 33,5 10 17,8 25,7
41. Разработка и внедрение комплекса программно-технических средств мониторинга на ядерно- и радиационно-опасных объектах Госатомнадзо России 2,8 1,8 1
42. Создание и внедрение информационных технологий обеспечения химической безопасности населения при авариях на объектах техносферы Миннауки России 2,8 1,9 0,9
43. Модернизация автоматизированной системы централизованного оповещения населения Российской Федерации МЧС России 5 10 5 10
44. Модернизация и внедрение системы связи для обеспечения конфиденциальной связи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций ФАПСИ 5,45 27 5,45 27
45. Разработка и внедрение системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России 1 1
46. Разработка карт рисков по особо опасным болезням человека и животных, а также особо опасным болезням и вредителям растений Минсельхозпрод России 4,5 2,5 2
V. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
47. Разработка и изготовление защитного снаряжения, медицинских препаратов для обеспечения персонала потенциально опасных объектов и службы медицины катастроф Минздрав России 1,4 9,76 1,4 9,76
48. Разработка и внедрение методов и средств предупреждения и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при падениях космических объектов Росавиакосмо 12,3 2,2 2,2 12,3
49. Разработка технологии и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Минтопэнерго России 0,1 0,5 0,1 0,5
50. Разработка комплекса мер по обеспечению безопасности населения Российской Федерации, проживающего вблизи ядерно- и радиационно-опасных, а также химически опасных объектов МЧС России 175,6 175,
51. Разработка мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях МЧС России 4,75 69 4,75 69
52. Разработка мероприятий по обеспечению населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты МЧС России 89,5 89,5
53. Разработка и модернизация приборов радиационного контроля на радиоактивно-загрязненных территориях Российской Федерации Минатом России 5 5
54. Создание системы контроля и сигнализации предаварийного состояния технических объектов железнодорожного транспорта МПС России 0,8 7,4 0,8 7,4
55. Разработка системы мобильных робототехнических средств и комплексов и авиационной системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС России 3,84 77,4 3,84 77,4
56. Совершенствование сил и средств, выполняющих поисковые и аварийно-спасательные работы на морских и внутренних водных бассейнах Российской Федерации Минтранс России 45 17,2 17,2 45
57. Разработка методов и средств локализации очагов химических аварий и ликвидации их последствий Миннауки России 1,7 0,9 0,8
58. Разработка мобильных пунктов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях МЧС России 2 80 6 8 80
59. Разработка комплекса мер по организационно-техническому объединению городских дежурно-диспетчерских служб МЧС России 2,1 65 27,1 40
VI. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях
60. Подготовка и создание учебно-методического комплекса подготовки специалистов по предупреждению чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях Минобразование России 4 1,3 0,3 5
61. Подготовка и создание учебно-методического центра по подготовке сил наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России 11 3,8 3,5 11,3
62. Подготовка информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций МЧС России 5 1,5 3,5
63. Разработка и издание учебно-методических материалов для подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций МЧС России 14,4 4 10,4

 
 
 

Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года"

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАШЕНИЯМИ О НАМЕРЕНИЯХ МЕЖДУ МЧС РОССИИ И ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(млн. рублей)
 

Субъекты Российской Федерации Объем финансирования субъектами Российской Федерации - всего В том числе
2000-2001 годы 2002-2005 годы
Республика Адыгея 0,15 0,05 0,1
Республика Алтай 30,2 11,75 18,45
Республика Башкортостан 625,5 250,2 375,3
Республика Дагестан 84,17 28,1 56,07
Республика Ингушетия 19,5 6,5 13
Республика Карелия 2,15 0,71 1,44
Республика Марий Эл 27,89 11,26 16,63
Республика Татарстан 85,97 35,02 50,95
Чувашская Республика 6,2 1,1 5,1
Архангельская область 11,5 8,5 3
Астраханская область 3,5 1,25 2,25
Владимирская область 1130,46 380,6 749,86
Волгоградская область 36,06 6 30,06
Воронежская область 58,3 19,4 38,9
Калининградская область 23,35 10 13,35
Кировская область 59,94 14,98 44,96
Костромская область 43,54 15,09 28,45
Курганская область 80 25,7 54,3
Курская область 68,36 28,8 39,56
Ленинградская область 2,66 1,04 1,62
Мурманская область 29,57 4,57 25
Нижегородская область 43,95 13,64 30,31
Новгородская область 99,28 40 59,28
Омская область 140 47 93
Пензенская область 53,99 23,99 30
Саратовская область 60 20 40
Свердловская область 188,67 74,47 114,2
Смоленская область 86,18 17,23 68,95
Тамбовская область 1000 600 400
Тюменская область 304,99 104,99 200
Ярославская область 79,69 15,69 64
г. Санкт-Петербург 3,4 1,06 2,34
Агинский Бурятский автономный округ 19,82 8,74 11,08
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 3,1 1 2,1