Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 824. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1993 г. N 5547-I

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

 
    Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет:
    Утвердить Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике.
 

Председатель
Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

 
 

Утверждено
постановлением Президиума
Верховного Совета
Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. N 5547-1

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

 

I. Общие положения

 
    1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является главным учетно-статистическим центром страны и относится к центральным федеральным органам государственного управления. На Госкомстат России возлагаются задачи создания и обеспечения функционирования системы экономико - статистической информации, защищенной от проявления местничества и административного давления, обеспечения на основе научной методологии объективными и достоверными данными Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, его комитетов и комиссий, Совета Министров - Правительства Российской Федерации, других органов власти и управления Российской Федерации.
    2. Госкомстат России осуществляет руководство общероссийской статистикой, исходя из отнесения в соответствии с Федеральным договором официального статистического учета к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
    3. Госкомстат России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, его Президиума и настоящим Положением.
    4. Госкомстат России работает под руководством Верховного Совета Российской Федерации, подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, его Президиуму и не зависим от исполнительно - распорядительных органов государственной власти Российской Федерации.
    5. Госкомстат России, его органы в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, подведомственные предприятия, организации и учреждения составляют единую систему.
 

II. Задачи Госкомстата России

 
    1. Организация выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
    2. Обеспечение устойчивости системы экономико-статистической информации, гибкости форм и методов сбора данных в условиях развития рыночных отношений, своевременное реагирование на развитие событий, процессов и явлений в народном хозяйстве, социальной жизни страны.
    3. Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов и прогнозов социально-экономических и демографических процессов, представление в установленные адреса и сроки статистических данных.
    4. Обеспечение широкой гласности статистической информации, ее открытости и доступности. Систематическое информирование населения через печать, радио, телевидение о социально-экономическом развитии Российской Федерации, становлении рыночных отношений, динамике цен на товары и услуги, жизненном уровне населения, его занятости.
    5. Разработка совместно с министерствами и ведомствами Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, научными учреждениями, предприятиями и организациями научно обоснованной статистической методологии, отвечающей международной практике. Регулярные публикации материалов по методологии исчисления статистических данных, рассмотрение их альтернативных вариантов.
    6. Совершенствование системы статистических показателей с учетом особенностей развития республик, входящих в состав Российской Федерации, и региональных проблем, повышение качества и оперативности статистической информации на базе новейших научно - технических достижений, современных информационных технологий и систем, математического аппарата. Техническое переоснащение статистических органов, широкое применение новых поколений электронно-вычислительных машин, прогрессивных средств связи и организационной техники, развитие телекоммуникационного доступа пользователей к банкам данных, базам знаний, создание при необходимости научно-исследовательских организаций.
    Развитие и применение в государственной статистике и других сферах управления Российской Федерации Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в увязке с международными стандартами и классификациями.
 

III. Функции Госкомстата России

 
    Госкомстат России в соответствии с возложенными на него задачами:
    1. Создает статистическую базу, банки данных на основе отчетности, переписей, единовременных учетов, выборочных, монографических и иных обследований на территории Российской Федерации, а также систему индикаторов для деятельности службы мониторинга по острым социально-экономическим вопросам.
    2. Ведет автоматизированный учет и кодирование предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и подлежащих государственной регистрации.
    Обеспечивает функционирование и использование Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
    3. Обеспечивает хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных. Работники статистических органов несут предусмотренную законодательством ответственность за разглашение государственной и коммерческой тайны.
    4. Осуществляет единую техническую политику в технологии сбора, разработки и передачи статистической информации; поддерживает связи с региональными, отраслевыми информационно - вычислительными системами.
    5. Взаимодействует с ведомственными статистическими службами, способствует развитию политической, медицинской статистики, статистики правоохранительных органов и других видов статистики.
    6. Решает проблему создания единого информационного пространства, возможностей для расчета национального дохода и получения определенной информации от военно-промышленного комплекса и его деятельности на территории Российской Федерации для расчета макроэкономических показателей.
    7. Осуществляет переход к применению выборочных переписей, обследований, учетов и опросов взамен сплошных статистических наблюдений.
    8. Совместно с Министерствами финансов Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами проводит работу по переходу Российской Федерации на систему национальных счетов, использование соответствующих международных стандартов.
    9. Подготавливает месячные, квартальные, годовые доклады о социально-экономическом положении Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, отраслей и секторов экономики и другие аналитические материалы. Квартальные и годовые доклады направляются каждому народному депутату Российской Федерации.
    10. Осуществляет статистическое наблюдение за выполнением решений Съездов народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Совета Министров - Правительства Российской Федерации по экономическим и социальным вопросам. На основе анализа складывающейся обстановки вносит предложения по устранению недостатков, повышению эффективности функционирования экономики.
    11. Изучает социальные процессы, уровень, качество и стоимость жизни. Проводит переписи населения, социально-демографические обследования, опросы, организует статистику семейных бюджетов, разрабатывает для этого методологию.
    12. Ведет статистику внешнеэкономических связей Российской Федерации, широко использует данные таможенной статистики и Международную гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Анализирует состояние экспортной базы, совершенствования форм сотрудничества с зарубежными странами, влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое положение отдельных субъектов Федерации. Осуществляет международные сопоставления основных социально-экономических показателей Российской Федерации. Финансово-кредитные, внешнеэкономические и другие государственные органы представляют Госкомстату России необходимые данные для составления платежного баланса совместно с Центральным банком России.
    13. Обеспечивает публикацию в печати текущих и годовых итогов социально-экономического развития Российской Федерации. Ежемесячно помещает в средствах массовой информации обзор социально-экономического развития территорий, данные об уровне жизни населения в экономических регионах.
    14. Утверждает и вводит в действие государственную статистическую отчетность и соответствующие инструкции, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей, проводимых Госкомстатом России.
    15. Организует работу по обеспечению предприятий, объединений, организаций, учреждений бланками государственной статистической отчетности, централизованной в органах государственной статистики, и инструкциями по их заполнению.
    16. Способствует устранению "закрытых зон" для статистики, необоснованной секретности отдельных показателей социального и экономического развития Российской Федерации, добивается точного ведения учета и отчетности в негосударственном секторе экономики.
 

IV. Права Госкомстата России

 
    Госкомстат России имеет право:
    1. Подводить и обнародовать итоги функционирования экономики, социального развития Российской Федерации за соответствующий период, решать методологические вопросы в области статистики и учета.
    2. Получать государственную отчетность (в том числе составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и материалы по всем учетно-статистическим работам в любой стадии их разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно, в установленных объемах и в предусмотренные сроки от министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, в том числе от финансовых, банковских, таможенных и иных ведомств и служб, от предприятий, организаций, учреждений, независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциаций, союзов, концернов и других юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, и от граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
    3. Издавать постановления и инструкции по вопросам статистики и учета, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами, союзами и другими юридическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
    4. Осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами, союзами, другими юридическими лицами принятых Президентом Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации его Президиумом, Советом Министров - Правительством Российской Федерации решений по вопросам статистики и учета.
    5. Применять в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" административные взыскания к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности, за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.
    Обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями, а также защищать свои охраняемые законом права и интересы в суде или арбитражном суде.
    6. Проверять достоверность отчетности и состояние первичного учета в министерствах и ведомствах Российской Федерации, органах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов, на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их подчиненности и форм собственности, в ассоциациях, концернах, союзах и других объединениях.
    7. Вносить исправления в государственную отчетность в случае выявления искажений отчетных данных, обязывать соответствующих юридических и физических лиц отражать эти исправления в первичном и бухгалтерском учете, других взаимосвязанных показателях. За искажение государственной отчетности должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации материальную, административную и уголовную ответственность.
    8. Заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств и международными статистическими органами по вопросам совершенствования методологии и практики статистики в экономической, демографической, социальной и экологических областях, использования новых технологий электронной обработки информации, сотрудничать с ними в решении статистических проблем.
 

V. Организация деятельности Госкомстата России, руководство подведомственными организациями

 
    1. Госкомстат России возглавляет Председатель Госкомстата России, утверждаемый и освобождаемый от должности Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.
    В соответствии с постановлением восьмого внеочередного Съезда народных депутатов от 12 марта 1993 года N 4628-I Председатель Госкомстата России может входить по должности в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации при сохранении его подконтрольности Верховному Совету Российской Федерации.
    2. В отсутствие Председателя Госкомстата России заместители Председателя Госкомстата России принимают участие в заседаниях Совета Министров - Правительства Российской Федерации и его Президиума.
    3. Председатель Госкомстата России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Госкомстата России и членов коллегии.
    4. Структура центрального аппарата Госкомстата России утверждается его Председателем в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда.
    5. Председатель Госкомстата России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомстат России задач, устанавливает круг полномочий заместителей Председателя и руководителей структурных подразделений Госкомстата России.
    6. В Госкомстате России образуется коллегия в составе Председателя Госкомстата России (председатель коллегии), заместителей Председателя по должности, а также других руководящих работников системы Госкомстата России.
    Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на Госкомстат России и его органы, подведомственные предприятия, организации, учреждения.
    Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами Госкомстата России.
    7. Для совершенствования системы статистических показателей, программ обследований и учетов, методологий в Госкомстате России образуется научно-методологический совет, создаются при необходимости временные творческие коллективы с привлечением ученых, высококвалифицированных специалистов, вводятся должности консультантов.
    8. Материально-технические ресурсы для выполнения программ статистических и других работ, для производственного и социального развития системы Госкомстата России предусматриваются централизованно Министерством экономики Российской Федерации.
    9. На производственное и социальное развитие системы Госкомстата России выделяются государственные централизованные капитальные вложения из государственного федерального бюджета Российской Федерации и соответствующие валютные ассигнования для приобретения необходимого оборудования, организации изучения зарубежного опыта в области учета и статистики и для сотрудничества с соответствующими международными организациями.
    10. Госкомстат России вносит в Верховный Совет Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области статистики и учета, а также осуществляет меры по повышению эффективности правовой работы в Госкомстате России, его органах, в подведомственных предприятиях, организациях и учреждениях.
    11. Госкомстат России финансируется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по федеральному бюджету Российской Федерации.
    12. Госкомстат России ежегодно представляет отчет о своей деятельности Президиуму Верховного Совета Российской Федерации.
    13. Госкомстат России руководит работой комитетов и управлений статистики, Главного информационно-аналитического центра, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно - издательского центра, Института статистики и экономических исследований, Научно-исследовательского и проектно - технологического института статистической информационной системы, Межотраслевого института повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров. Назначает и освобождает в установленном порядке их руководителей. На основании и во исполнение действующего законодательства издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения статистическими органами, предприятиями, организациями и учреждениями системы Госкомстата России.
    14. Госкомстат России:
    устанавливает органам государственной статистики, предприятиям, организациям, учреждениям, подведомственным Госкомстату России, сметы расходов, лимиты финансирования работ по обработке статистической информации, соответствующие экономические нормативы;
    образует финансовый резерв (централизованный фонд) за счет части фонда производственного и социального развития подведомственных статистических органов, предприятий, организаций, учреждений;
    осуществляет управление государственным имуществом статистических органов, предприятий, организаций и учреждений системы Госкомстата России. Государственное имущество системы Госкомстата России не подлежит приватизации;
    создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке подведомственные статистические органы, предприятия, организации, учреждения, а также утверждает положения о них, их уставы;
    организует в подведомственных учебных заведениях подготовку и повышение квалификации работников учета и статистики для народного хозяйства и системы Госкомстата России.
    15. Республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, окружные, краевые, областные комитеты и управления статистики, Мосгоркомстат, районные и городские управления и отделы статистики:
    руководят статистикой и учетом на соответствующих территориях, выполняя функции и осуществляя права, предусмотренные настоящим Положением, применительно к конкретным условиям их деятельности. Обеспечивают организацию статистики для потребностей руководства народным хозяйством на республиканском (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономного округа, краевом, областном, районном и городском уровнях;
    неукоснительно руководствуются принципом независимости статистики от давления органов государственной власти и местнического влияния, а также научными подходами и профессиональной этикой в оценке ситуации, опровергают ошибочную интерпретацию официальных данных государственной статистики;
    могут вводить в установленном порядке необходимую дополнительную отчетность при условии оплаты работ, связанных с организацией этой отчетности, из средств соответствующих бюджетов;
    являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, выступают в суде и арбитражном суде.
    Положение о республиканском (республики в составе Российской Федерации), об автономной области, окружном комитете (управлении) по статистике утверждается Госкомстатом России по согласованию с руководящими органами республики, автономной области, автономного округа.
    Положение о краевом, областном комитете (управлении) по статистике утверждается Госкомстатом России.
    Финансирование этих органов осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по федеральному бюджету Российской Федерации.
    16. Главный информационно-аналитический центр, Главный вычислительный центр и Республиканский информационно - издательский центр действуют в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и уставами, утверждаемыми Госкомстатом России.
    17. Статистическая информация, собираемая и разрабатываемая органами государственной статистики, является собственностью Российской Федерации.
    Госкомстату России, его органам предоставляется исключительное право на издание и распространение этой статистической информации на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках.
    18. Госкомстат Российской Федерации, его органы, подведомственные предприятия, организации и учреждения активно развивают информационно-вычислительные и аналитические услуги на коммерческой основе в соответствии с хозяйственными договорами, соглашениями или разовыми запросами. На этих же условиях статистической информацией, необходимой для проведения научных исследований и подготовки кадров, обеспечиваются научные, учебные учреждения. Предоставление экономико-статистической информации пользователям сверх минимума, определяемого планом статистических работ, также осуществляется на коммерческой основе.
    План статистических работ утверждается Госкомстатом России по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.
    Дополнительные статистические и аналитические работы по заказам Совета Министров - Правительства Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и городов финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
    19. Органам государственной статистики исходить из того, что постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 года N 3708-I рекомендовано правительствам республик в составе Российской Федерации, органам государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов включить органы государственной статистики в перечень организаций, для которых предусматриваются льготы по оплате услуг, в том числе за связь, электроэнергию, водо- и теплоснабжение, аренду помещения.
    20. Районным (городским) управлениям и отделам статистики выделяются местными органами исполнительной власти благоустроенные помещения.
    21. Государственный комитет Российской Федерации по статистике является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.