Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минтранса РФ от 17.09.93 N ДВ 1.50-51 "О ДОГОВОРАХ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ"

Дата документа17.09.1993
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 17 сентября 1993 г. N ДВ 1.50-51

 

О ДОГОВОРАХ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 
    В целях повышения безопасности и регулярности полетов воздушных судов (ВС), а также учитывая расширение состава эксплуатантов ВС, Организаций по техническому обслуживанию (Организаций по ТО) и их кооперативных связей при обеспечении технической эксплуатации ВС, предлагаю:
    1. Выполнение в Организациях по ТО (АТБ, АТК, Центры ТОиР и пр.) всех работ по техническому обслуживанию и инженерному обеспечению эксплуатации воздушных судов сторонних предприятий (эксплуатантов ВС), в структуру которых эти Организации по ТО не входят, производить на основе хозяйственных договоров с этими предприятиями. Исключения допускаются только для случаев совершения эпизодических полетов или незапланированных посадок ВС.
    2. Утвердить "Общие требования к содержанию, порядку заключения и организационному обеспечению договоров на техническое обслуживание воздушных судов" (приложение). При заключении договоров руководствоваться данными "Общими требованиями" и использовать рекомендуемые формы договоров.
    3. Предприятиям и организациям, ранее заключившим договоры на полное или частичное обеспечение технической эксплуатации ВС, в срок до 30.12.93 привести эти договоры в соответствие с указанными выше "Общими требованиями".
    4. До внедрения системы сертификации Организаций по ТО считать достаточным основанием для признания правомочности заключаемых договоров наличие у Организаций по ТО (подрядчиков) лицензий на выполнение работ по техническому обслуживанию ВС, оформленных в соответствии с "Временными правилами выдачи лицензий ...", утвержденными ДВТ и введенными в действие указанием ДВТ N ДВ-4/424 от 10.07.92.
    Организациям по ТО, выполняющим периодическое техническое обслуживание ВС по договорам с эксплуатантами без указанной лицензии, в срок до 01.12.93 представить в соответствующие региональные управления ВТ необходимые материалы для оформления лицензии.
    5. Ответственность за соблюдение условий и порядка заключения договоров на техническое обслуживание ВС, установленных "Общими требованиями", возложить на эксплуатантов ВС.
    При оформлении договоров за эксплуатантами ВС сохраняется основная ответственность за поддержание летной годности воздушных судов, вне зависимости от условий заключаемого договора.
    6. Предварительную экспертизу проектов договоров на техническое обслуживание ВС, выдачу разрешений на их дальнейшее оформление и регистрацию заключенных договоров возложить на региональные управления воздушного транспорта.
    7. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника ОТЭРАТ ДВТ.
 

Директор Департамента ВТ
В.В. ЗАМОТИН

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ПОРЯДКУ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Заключение договоров на техническое обслуживание воздушных судов является основной формой установления обязанностей, принципов взаимоотношений и ответственности предприятий (субъектов договора), возникающих при передаче всех или части функций по обеспечению технической эксплуатации ВС от одного предприятия (Заказчика) другому предприятию (Исполнителю, Подрядчику).
    Заключение договоров должно использоваться предприятиями при оформлении их взаимоотношений, связанных, как правило, с многократным выполнением однородных работ (услуг) в течение определенного периода времени либо при разовом выполнении некоторого комплекса работ значительной сложности и трудоемкости.
    В качестве субъектов договора могут выступать как непосредственные потребители и производители работ и услуг по ТО ВС, так и предприятия-посредники, которые сами не обеспечивают выполнение каких-либо отдельных элементов из комплекса работ и услуг, необходимых эксплуатанту (например, предприятия-аэропорты при обеспечении прилета-вылета ВС).
    1.2. В качестве конечного (непосредственного) потребителя работ и услуг по ТО ВС рассматриваются предприятия, выполняющие авиаперевозки и авиационные работы на собственных либо арендованных ВС.
    Непосредственные потребители работ и услуг по ТО ВС (авиаперевозчики) должны иметь Свидетельство эксплуатанта, а воздушные суда, рассматриваемые по договору в качестве объекта ТО, - Свидетельство о регистрации ВС, Удостоверение о годности ВС к полету и другие оформленные в установленном порядке документы.
    1.3. В качестве непосредственного производителя работ и услуг по ТО ВС, являющихся предметом договора, рассматриваются Организации по ТО, которые могут иметь различный статус и положение в системе экономических субъектов воздушного транспорта.
    Непосредственные производители работ и услуг по ТО ВС (Организации по ТО) должны иметь оформленные установленным образом Сертификаты или лицензии на выполнение работ и услуг, являющихся предметом договора.
    1.4. Возможными посредниками между непосредственными потребителями и производителями работ и услуг по ТО ВС могут являться различные экономические субъекты воздушного транспорта (авиакомпании, аэропорты, самостоятельные Организации по ТО и др.), имеющие договорные обязательства с конечным потребителем на некоторый более общий комплекс работ и услуг (включающий в себя работы и услуги по ТО ВС) и передающие выполнение части своих обязательств по договору (связанной с техническим обслуживанием) другому предприятию (Организации по ТО) на основе контрагентского договора.
    Такое положение, в частности, имеет место при заключении договоров на обслуживание прилетов-вылетов ВС между эксплуатантом и аэропортом, не имеющем в своей структуре Организации по ТО.
    Предприятия, рассматриваемые в качестве посредника между потребителями и непосредственными производителями работ и услуг по ТО ВС, то есть предприятия, передающие эти работы третьей стороне на условиях контрагентского договора, не обязаны удовлетворять требованиям, предъявляемым к потребителям и/или производителям таких работ. Однако, указанные работы (услуги) должны входить в комплекс работ (услуг), определяемый предметом основного договора, заключенного между потребителем работ и услуг и предприятием-посредником.
    1.5. Необходимость заключения договоров на работы и услуги по ТО ВС обуславливается отсутствием у предприятия-Заказчика (конечного потребителя или посредника в обеспечении указанных работ и услуг) технических, организационных и других условий для выполнения соответствующих видов и объемов работ собственными силами либо соображениями экономической целесообразности.
    1.6. Все субъекты договора должны являться юридическими лицами, действующими в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Если какой-либо из непосредственных потребителей, производителей работ и услуг по ТО ВС или посредников между ними (в соответствии с возможным составом субъектов договора) сам не является юридическим лицом, но входит в состав предприятия, действующего в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", заключение договора производится от имени этого предприятия.
 
    Примечание: Исключение из данного требования допускается при заключении договора с авиаремонтными заводами ВВС и другими аналогичными производственными формированиями, на которые не распространяется Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
 
    1.7. Необходимым условием правомочности заключенного договора, является его соответствие общим требованиям, действующим в Российской Федерации.
    Дополнительно, с учетом отраслевых особенностей, связанных с обеспечением безопасности полетов, высокой стоимостью авиационной техники и т.п., в обязательном порядке в текст договора включаются пункты, отражающие:
    1) - наличие у субъектов договора оформленных установленным образом Свидетельств, Сертификатов и других документов, в том числе на авиационную технику, выступающую в качестве объекта договорных отношений.
 
    Примечание: для субъектов договора, не входящих в систему ВТ РФ, необходимый состав документации определяется соответствующими ведомственными положениями;
    2) - порядок информационного, материально-технического и другого необходимого обеспечения работ по ТО ВС с отражением участия в нем субъектов договора (по объему, срокам и т.п.);
    3) - особенности выполнения положений руководящих документов ДВТ при принятии решений по допуску ВС к дальнейшей эксплуатации (подписанию разрешения на вылет) в случаях возможных отклонений их технического состояния от установленных требований;
    4) - особенности предъявления претензий при нарушениях общих условий договора с согласованием субъектами договора перечня обстоятельств, являющихся достаточными для признания или отклонения претензий;
    5) - гарантии возмещения ущерба в случае его возникновения по вине одного из субъектов договора; в случае недостаточности у субъекта договора собственных финансовых средств и других активов для возмещения возможного ущерба требуется документальное подтверждение таких гарантий со стороны третьих лиц (предприятия-гаранта или страховой компании).
    При необходимости в тексте договора отражается общая характеристика по каждому из договорных условий со ссылкой на соответствующее приложение, в котором эти условия детализируются с достаточной полнотой.
 
    1.8. При заключении договоров на выполнение работ по ТО, связанных с повышенными требованиями к Организации по ТО (периодические виды ТО, работы по продлению ресурса, доработкам конструкции, переоборудованию ВС и т.п.), требуется предварительная экспертиза договоров в государственном органе управления воздушным транспортом (отраслевом или региональном, в соответствии с принятым распределением полномочий между ними) с получением разрешения на дальнейшее оформление договора. Обеспечение данного требования возлагается на Заказчика работ по договору. Последний решает все необходимые вопросы через соответствующий региональный орган государственного управления (региональное управление ВТ, на территории которого зарегистрировано предприятие-Заказчик).
 

2. Общие требования и ограничения

 
    Договоры на выполнение работ и услуг по обеспечению ТО ВС должны удовлетворять ряду общих требований и ограничений, которые контролируются органами государственного управления ВТ (отраслевым или региональными, в соответствии с установленным распределением функций) при предварительной экспертизе договоров и оформлении разрешения на их дальнейшее оформление. К числу таких требований относятся следующие.
    1. За эксплуатантом воздушного судна должна сохраняться основная ответственность за летную годность вне зависимости от условий договора (соглашения).
    2. Исполнитель работ по договору (Подрядчик) должен иметь действующую (утвержденную) документацию по ТОиР для типа ВС, являющегося объектом договора (с учетом модификации и других особенностей конкретных изделий АТ).
    3. Организация по ТО, являющаяся непосредственным исполнителем работ по договору, должна иметь необходимые Сертификаты и/или лицензии, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям для выполнения работ согласно принятой документации по ТОиР.
 
    Примечание: Не требуется наличие у Организации по ТО отдельных Сертификатов (лицензий) на работы, проводимые в соответствии со стандартными методиками и технологиями (промывка фильтров, расшифровка записей бортовых средств объективного контроля и др.), если данные виды работ не являются новыми для данной Организации по ТО.
 
    4. При использовании эксплуатантом авиационных двигателей и съемных изделий АТ из фонда (пула), формируемого Организацией по ТО (в том числе и с участием эксплуатанта), в договоре отражаются условия такого использования и правила контроля за его соблюдением.
    5. Договором должна быть определена применяемая при выполнении работ на АТ документация по ТОиР (в части ее основных характеристик - периодичности ТО, объемов и методов диагностирования, системы контроля качества и пр.).
    В случае, если Заказчик и Подрядчик используют для ВС данного типа различную документацию по ТОиР и договором предусматривается применение документации Подрядчика, то:
    а) опыт Подрядчика считается достаточной основой для использования его документации по ТОиР на ВС Заказчика,
    б) в договоре должно быть отражено соответствие воздушных судов Заказчика и парка однотипных ВС Подрядчика в части наработки ВС, двигателей и агрегатов с ограниченным ресурсом, а также соответствие условий эксплуатации ВС (климатических, по интенсивности использования и др.). В частности, для работ по сезонной подготовке ВС может быть включено требование об ориентации на более суровые климатические условия аэропортов по маршрутам, обслуживаемым ВС эксплуатанта.
    При наличии существенных расхождений подобного рода в документацию по ТОиР, принятую Подрядчиком, должны быть внесены соответствующие изменения.
    Если договором предусматривается выполнение Подрядчиком работ на АТ по документации, принятой Эксплуатантом ВС, то Подрядчик должен иметь для этого необходимые средства, оборудование, подготовленный персонал, информационное обеспечение и другие возможности, подтвержденные соответствующим Сертификатом или лицензией (Дополнениями к ним).