Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. МПТР РФ 21.09.99)

Дата документа21.09.1999
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

Утверждаю
Министр Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
М.Ю.ЛЕСИН
21 сентября 1999 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 
    Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", далее "Закон", определен порядок и условия проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов через средства массовой информации.
    Целями настоящих методических рекомендаций являются:
    - разъяснение порядка предоставления организациями телерадиовещания эфирного времени для размещения предвыборной агитации;
    - разъяснение порядка размещения предвыборной агитации редакциями периодических печатных изданий;
    - разъяснение положений об ответственности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий за нарушение требований законодательства по размещению предвыборных агитационных материалов.
 

I. Понятие и виды предвыборной агитации, распространяемой средствами массовой информации

 
    Пункт 2 статьи 8 Закона определяет предвыборную агитацию как осуществляемую в допускаемых Законом формах и законными методами деятельность граждан Российской Федерации, политических, общественных объединений, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Закона предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, об избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом согласно пункту 5 статьи 55 Закона избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать формы своей предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях.
    При применении данного пункта Закона организациям телерадиовещания, обязанностью которых в соответствии с Законом является предоставление бесплатного эфирного времени для размещения предвыборной агитации, следует обратить внимание на определенные, предусмотренные Законом, исключения из положения о праве указанных субъектов избирательного процесса на самостоятельный выбор форм предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 56 Закона одна треть выделенного бесплатного времени должна быть использована для проведения совместных агитационных мероприятий, к которым Закон относит дискуссии, "круглые столы" и иные аналогичные мероприятия.
    Исходя из анализа определения предвыборной агитации, приводимого в Законе, можно сделать вывод, что предвыборная агитация является специфическим видом массовой информации, которому присущи следующие отличительные признаки:
    - явная политическая направленность информации;
    - наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах;
    - выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов.
    При размещении такого вида предвыборной агитации, как политическая реклама, средствам массовой информации следует обращать внимание на тот факт, что на политическую рекламу не распространяются требования, установленные для рекламораспространителей, рекламодателей и рекламопроизводителей Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (статья 1, пункт 4). Размещение политической рекламы регулируется только общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, установленными для предвыборной агитации.
 

II. Порядок размещения предвыборных агитационных материалов организациями телерадиовещания

 

1. Общие требования, установленные Законом для всех организаций телерадиовещания, осуществляющих размещение предвыборных агитационных материалов

 
    Закон устанавливает следующие основные требования к порядку размещения предвыборных агитационных материалов, которые распространяются на организации телерадиовещания, обязанные в соответствии с Законом предоставлять эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов, а также на организации телерадиовещания, которым Законом предоставлено право самостоятельного решения вопроса об участии или неучастии в размещении предвыборных агитационных материалов:
    а) Предоставление равных условий для размещения предвыборных агитационных материалов избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам.
    В зависимости от вида организации телерадиовещания, формы собственности, источника финансирования и т.д. существуют определенные различия в установленных Законом способах реализации данного требования.
    б) Декларирование тарифов на платные услуги по размещению предвыборных агитационных материалов.
    В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона, а также в соответствии с пунктом 12 статьи 56 Закона размеры и условия оплаты предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов платного эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов.
    в) Ведение отдельного учета эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, и предоставление данных этого учета в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (формы учета эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации). Предоставление по запросам соответствующих избирательных комиссий документов, подтверждающих согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на оказание и оплату услуг по размещению предвыборных агитационных материалов.
    г) Запрет на прерывание передач предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг (пункт 22 ст. 56 Закона).
    д) Оплата услуг по размещению предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков из средств соответствующих избирательных фондов.