Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 931. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ МИНИМАЛЬНЫХ СТАВОК ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ И СТАВОК АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В АРЕНДУ" (утв. Рослесхозом 01.02.94)

Дата документа01.02.1994
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы лесного хозяйства России
В.А.ШУБИН
1 февраля 1994 года

 

Согласовано
Первый заместитель
Председателя Комитета
Российской Федерации
по политике цен
Е.Е.КАРПЕЛЬ
1 февраля 1994 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ МИНИМАЛЬНЫХ СТАВОК ЛЕСНЫХ ПОДАТЕЙ И СТАВОК АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В АРЕНДУ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие методические рекомендации (в дальнейшем - Рекомендации) разработаны в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации и действующими Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей для расчета минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, минимальных ставок лесных податей за пользование иными лесными ресурсами и полезностями леса, пользование которыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга является платным, ставок арендной платы при предоставлении участков лесного фонда Российской Федерации в аренду.
    1.2. Рекомендации определяют единообразные методы расчета минимальных ставок лесных податей (лесных такс) во всех регионах России применительно к условиям свободного ценообразования на продукцию из древесины.
    1.3. На основе настоящих Рекомендаций:
    - органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством организуют расчет региональных минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню;
    - районные и городские органы власти с участием местных государственных органов управления лесным хозяйством организуют расчет минимальных ставок лесных податей за пользование иными лесными ресурсами.
    1.4. Отпуск древесины на корню по ставкам ниже минимальных, рассчитанных в соответствии с настоящими Рекомендациями, разрешается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и районов (городов).
    1.5. Минимальные ставки лесных податей, рассчитываемые в соответствии с настоящими Рекомендациями, можно рассматривать как нижнюю границу рыночной цены используемых лесных ресурсов. Они применяются при продаже древесины на корню и выдаче разрешений на право пользования другими ресурсами леса с торгов, аукционов и конкурсов в качестве начальной (стартовой) цены, при расчете суммы арендной платы за пользование лесным фондом и при иных формах отпуска древесины на корню, разрешенных законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов (городов).
    1.6. Рекомендации позволяют периодически приводить минимальные ставки лесных податей в соответствие с быстро меняющейся ценовой ситуацией на рынке лесной продукции.
    1.7. Минимальные ставки лесных податей рекомендуется пересчитывать 1 раз в квартал (полгода).
    1.8. По мере накопления опыта работы в условиях свободного ценообразования и с изменением названных выше условий рекомендации будут уточняться.
 

2. Принципы определения ставок лесных податей

 
    2.1. Минимальные ставки лесных податей за пользование лесными ресурсами (в дальнейшем - лесные таксы, или ставки лесных податей, или корневые цены) в условиях свободного рыночного ценообразования на продукцию, получаемую в результате использования лесных ресурсов (в дальнейшем - лесную продукцию), рассчитываются как разница между рыночной ценой (в дальнейшем - ценой) лесной продукции и суммой затрат, необходимых для получения лесной продукции, и нормальной прибыли лесопользователя.
    2.2. Лесные таксы входят в единую систему рыночных цен на товары, получаемые из лесных ресурсов: цены франко - пень (древесина на корню), франко - у пня (нестрелеванная древесина в лесу), франко - лесосека (верхний склад), франко - лесная дорога, франко - нижний склад, франко - вагон - станция отправления, франко - двор потребителя и т.д. Названная последовательность цен по видам франко- отражает повышающиеся ступени готовности древесного сырья к потреблению.
    2.3. Минимальные ставки лесных податей, рассчитанные рекомендуемым способом, призваны обеспечивать равновыгодность производства и реализации продукции лесопользователей независимо от того, в каких конкретных природно - экономических условиях ведется лесопользование.
    Ставки лесных податей должны содержать только избыточный чистый доход лесопользователя, т.е. ренту, которую лесопользователь может получить сверх нормальной прибыли в результате заготовки и реализации лесной продукции.
    2.4. Изложенный выше принцип определения лесных такс одинаков для всех лесных ресурсов - древесины на корню, ресурсов побочного пользования, рекреационных услуг, ресурсов подсочки и др. Различия в расчетах ставок лесных податей будут определяться только источниками и способами получения исходной информации, нормативной базой, необходимой для проведения расчетов, наименованиями и единицами измерений объектов оценки лесных ресурсов. Единицами измерений могут выступать объемные единицы (кубометры, декалитры), весовые (тонны) или площадные (гектары).
    Выбор той или иной единицы измерения при оценке лесных ресурсов определяется удобством пользования и сложившимися традициями. Например, для оценки древесины на корню лучше использовать объемные показатели - кубометры, для расчета платежей за сенокосы удобнее использовать площадные показатели - гектары, при заготовке древесных соков - декалитры.
    2.5. С учетом сказанного в п. 2.4 дальнейшее изложение материала без ущерба для принципиальных положений будет вестись на примере расчета ставок лесных податей для древесины, отпускаемой на корню.
 

3. Порядок расчета минимальных ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню

 

3.1. Этапы расчета лесных такс

 
    3.1.1. Расчет минимальных ставок лесных податей состоит из следующих 6 этапов:
    а) выделение лесотаксовых районов;
    б) деление территории лесотаксовых районов по разрядам такс;
    в) определение по лесотаксовым районам рыночных цен на деловые сортименты по породам и категориям крупности, дровяную древесину в разрезе древесных пород;
    г) расчет по лесотаксовым районам себестоимости заготовки 1 кубометра древесины в разрезе пород, деловой древесины по категориям крупности, дров и по градациям расстояния вывозки;
    д) определение по лесотаксовым районам нормативной (нормальной) рентабельности лесозаготовок;
    е) расчет по лесотаксовым районам минимальных ставок лесных податей, т.е. построение прейскуранта лесных такс, в разрезе пород, сортиментов, их крупности и градаций расстояния вывозки.
 

3.2. Лесотаксовое районирование

 
    3.2.1. Лесотаксовое районирование является первым этапом построения прейскуранта лесных такс. Для каждого лесотаксового района составляется свой прейскурант такс (табл. 1). В прейскуранте лесных такс показываются минимальные ставки лесных податей на древесину с учетом важнейших рентообразующих факторов - видов древесных пород, категорий качества древесины (деловая и дровяная), категорий ее крупности для деловой древесины, градаций расстояния вывозки.
 
 

Таблица 1

 

ЛЕСНЫЕ ТАКСЫ
НА ДРЕВЕСИНУ, ОТПУСКАЕМУЮ НА КОРНЮ, РУБ./КУБ. М

 

Республика (край, область,  
автономное образование)  
Лесотаксовый район  

 

Древесные породы Деловая древесина Дровяная древесина
крупная средняя мелкая
Первый разряд такс (расстояние вывозки до 10 км)
Сосна     
Кедр     
Ель, пихта     
Второй разряд такс (расстояние вывозки от 10,1 км до 25 км)
Сосна     
Кедр     
Ель, пихта     

 
    Варьирование названных рентообразующих факторов в пределах лесотаксового района оказывает наибольшее влияние на изменение цен конечной продукции либо себестоимости заготовленной древесины, а в конечном итоге на разницу между ценой и себестоимостью изделий из древесины, т.е. на величину ставки лесных податей.
    3.2.2. Кроме перечисленных в п. 3.2.1 рентообразующих факторов, определяющих индивидуальную эффективность производства лесной продукции по каждой отдельной лесосеке (делянке), существуют и более общие факторы, действующие на обширных пространствах и также оказывающие влияние на уровень цен и производственных затрат лесопользователя.
    К таким факторам относятся:
    а) устанавливаемые органами государственной власти страны районные коэффициенты и различного рода надбавки к заработной плате, изменяющие уровень затрат на производство;
    б) местные налоги, платежи, льготы и тому подобное - все то, что оказывает влияние на уровень чистой (нетто) прибыли, окончательно остающейся в распоряжении лесопользователя;
    в) рельеф местности, климатические и иные природные факторы, определяющие условия произрастания лесных пород, их продуктивность, компактность размещения насаждений по территории, условия заготовки и транспортировки, влияющие на уровень затрат лесозаготовителей;
    г) степень истощенности лесосырьевых ресурсов, развитость дорожной сети;
    д) расположение по отношению к основным потребителям сырья, вид используемого транспорта, вид франко - поставки древесного сырья, основные сортименты, что сказывается прежде всего на уровне цен на лесную продукцию;
    е) наиболее характерная технология проведения лесозаготовительных работ, используемая техника, наиболее характерная мощность лесозаготовительных предприятий, выраженность сезонности лесозаготовительных работ.
    3.2.3. В дальнейшем все аналогичные факторы, оказывающие влияние на величину удельных затрат и экономических результатов лесопользователей в пределах области (республики, края, автономного образования) или отдельных административных районов, будут называться экономико - географическими факторами в отличие от рентообразующих факторов (п. 3.2.1), которые действуют весьма локально и учитываются индивидуально при денежной оценке отдельных лесосек (делянок).
    3.2.4. Целью лесотаксового районирования является выделение территорий лесного фонда, однородных внутри себя по перечисленным в п. 3.2.2 экономико - географическим факторам. При проведении лесотаксового районирования используются данные о природном, лесорастительном, лесохозяйственном, лесоэкономическом и общеэкономическом районировании, материалы генеральных схем развития лесного хозяйства и лесной промышленности, законодательные акты государственных органов власти, решения местных органов власти, изучаются биржевые данные о продажах круглых лесоматериалов, отчетные данные лесхозов и леспромхозов о себестоимости и ценах реализации, привлекаются и другие необходимые для районирования источники информации.
    3.2.5. Границы лесотаксовых районов целесообразно совмещать с границами лесхозов или лесничеств.
    Отдельные лесотаксовые районы могут совпадать с территорией административного района (иногда только его части), нескольких районов, отдельного национально - территориального или административно - территориального образования.
    3.2.6. Расчеты лесных такс следует проводить для всего лесотаксового района в целом, принимая во внимание информацию и о смежных районах.
    3.2.7. По каждому выделенному лесотаксовому району:
    а) составляется список лесхозов (лесничеств) и всех основных лесопользователей с указанием их почтового адреса. Границы района и месторасположение лесхозов и основных лесопользователей наносится на карту;
    б) определяются средние характеристики эксплуатируемых лесных ресурсов:
    - рельеф и почвенно - грунтовые условия;
    - породный состав эксплуатационного лесного фонда;
    - концентрация запаса ликвидной древесины эксплуатационного фонда по лесотаксовому району;
    - объем хлыста;
    - расстояние вывозки;
    - расстояние трелевки;
    в) определяются:
    - преобладающий вид франко - поставки древесины;
    - основные виды получаемых сортиментов;
    - средняя годовая мощность по вывозке лесозаготовительных предприятий;
    - преобладающая технология лесозаготовок;
    - основные способы рубок;
    - динамика объемов лесопользования за последние 5 лет.
    Средние характеристики по лесотаксовому району определяются как средневзвешенные через годовой объем заготавливаемой древесины;
    г) отмечаются на карте с поквартальной сеткой месторасположения основных пунктов реализации готовой продукции, дающих в сумме не менее 60% общего объема реализации древесины по району. Под пунктом реализации в Рекомендациях понимается место, где совершается формальная процедура передачи продукции (круглых лесоматериалов и дров) от производителя покупателю или транспортному агентству. Пунктом реализации считается и место переработки древесины собственной заготовки;
    д) по каждому пункту реализации устанавливается объем реализации продукции за год.
 

3.3. Деление территории лесотаксового района по разрядам такс

 
    3.3.1. Территория лесного фонда в границах лесотаксового района распределяется по градациям расстояния вывозки древесины (разрядам такс) к пунктам ее реализации целыми кварталами.
    3.3.2. Рекомендуется устанавливать 7 разрядов: первый - до 10 км, второй - от 10,1 км до 25 км, третий - от 25,1 км до 40 км, четвертый - от 40,1 км до 60 км, пятый - от 60,1 км до 80 км, шестой - от 80,1 км до 100 км, седьмой - от 100,1 км и дальше.
    С учетом местных условий допускается установление иной шкалы разрядов такс. При этом необходимо соблюдать правило - поправки к таксам на расстояние вывозки должны соответствовать росту затрат на вывозку древесины с увеличением расстояния вывозки.
    3.3.3. Расстояние вывозки определяется с помощью картографического материала по прямой от центра квартала до пункта реализации древесины. При этом в зависимости от рельефа местности вносятся следующие поправки на расстояние вывозки:
    - в лесах с равнинным рельефом 1,10;
    - в лесах с холмистым рельефом или в лесах, свыше 30% территории которых заняты болотами, 1,25;
    - в лесах с горным рельефом 1,50.
    3.3.4. Если одни и те же кварталы могут быть отнесены к разным разрядам такс (относительно разных пунктов реализации древесины), то эту часть лесного фонда следует относить к разрядам с более высокой ставкой податей, но при условии, что весь возможный для заготовки объем древесины в рассматриваемых кварталах может быть реализован через более выгодный пункт реализации, относительно которого устанавливается разряд такс. В противном случае разряд такс определяется по менее выгодному (для государства), но более емкому пункту реализации.
    3.3.5. Учитывая трудоемкость деления территории лесного фонда по разрядам такс, на первое время допускается сохранение действующего деления лесов по разрядам такс.
 

3.4. Определение рыночных цен на деловые сортименты и дровяную древесину

 
    3.4.1. Ставки лесных податей рассчитываются на 1 кубометр древесины на корню в разрезе древесных пород, деловой и дровяной древесины, категорий крупности для деловой древесины (см. табл. 1). Лесозаготовительные предприятия обычно реализуют по рыночным ценам конкретные сортименты (пиловочник, стройлес, балансы и т.д.) по группам пород - в хвойные, мягколиственные, твердолиственные. Для расчета лесных такс на древесину, отпускаемую на корню, необходимо всю реализуемую лесозаготовителями продукцию в виде круглых лесоматериалов преобразовать в группы сортиментов, соответствующие дифференциации лесных такс в прейскуранте.
    3.4.2. Работа с ценами происходит по следующим стадиям:
    а) сбор, анализ и первичная обработка информации о ценах на сортименты по лесотаксовым районам;
    б) дифференциация лесосечного фонда лесотаксового района по породам, деловой и дровяной древесине, категориям крупности для деловой древесины (в соответствии с табл. 1);
    в) расчет рыночных цен на круглые лесоматериалы и дрова в разрезе древесных пород, деловой и дровяной древесины, категорий крупности для деловой древесины.
    3.4.3. В пределах каждого лесотаксового района собираются сведения о количестве реализованной, потребленной на собственные нужды и переработанной древесины собственной заготовки по приложению 2 "Справка о движении древесины в круглом виде" к Инструкции о порядке взимания и целевого использования отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Кроме того, собираются и анализируются данные о биржевых ценах.
    Сведения о биржевых ценах и по всем крупным лесозаготовителям лесотаксового района собираются за три квартала, предшествующие кварталу, в котором производится расчет ставок. Здесь имеется в виду, что на сбор исходной информации, ее обработку, расчет такс и их передачу на места отводится один квартал. Таксы рассчитываются на следующий квартал. Например, таксы на I квартал 1994 года рассчитываются в IV квартале 1993 г. Данные о ценах при этом собираются за I, II и III кварталы 1993 г.
    Вся собранная информация анализируется на достоверность указанных сведений.
    Проверенные сведения о рыночных ценах (без налога на добавленную стоимость) на древесину по лесотаксовому району сводятся в табл. 2:
 
 

Таблица 2

 

РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ДРЕВЕСИНУ ЗА ___ КВАРТАЛ 199_ Г.

 

Республика (край, область,  
автономное образование)  
  
Лесотаксовый район  
 квартал 199_ г.  

    

Группы пород Деловые сортименты Дровяная древесина Итого
объем, тыс. куб. м стоимость, тыс. руб. цена 1 куб. м, руб. объем, тыс. куб. м стоимость тыс. руб. цена 1 куб. м, руб. объем, тыс. куб. м стоимость тыс. руб. цена 1 куб. м, руб.
Хвойные          
Мягколиственные          
Твердолиственные          
Всего          

 
    После подготовки исходной информации о ценах производится расчет прогнозируемых цен, которые и будут приняты при расчетах ставок. Прогнозирование цен производится по формуле (3.1):
 

ЦП = Ц3 х Ц2 + Ц3 ,(3.1)
Ц1 + Ц2  

 
    где:
    ЦП - прогнозируемая цена реализации 1 куб. м хвойной (мягколиственной или твердолиственной) вывезенной деловой древесины или дров в квартале, для которого производятся расчеты такс, например для IV квартала 1994 г.;
    Ц1, Ц2, Ц3 - фактические рыночные цены в лесотаксовом районе на вывезенную хвойную (мягколиственную или твердолиственную) деловую древесину или дрова в трех кварталах, которые предшествуют кварталу проведения расчетов, например, в I, II и III кварталах 1993 г., если расчеты производятся в IV квартале 1993 г. на I квартал 1994 г.
    О процедуре прогнозирования цен см. также в примере (разд. 6.3.2).
    3.4.4. По полученным от лесхозов данным, соответствующим табл. 3, по отведенным на анализируемый год лесосекам рассчитывается породно - качественно - размерная структура лесосечного фонда лесотаксового района. Названная структура обладает большой устойчивостью, поэтому расчеты могут служить несколько лет.
    3.4.5. С использованием данных по породной структуре лесосечного фонда производится дифференциация прогнозируемых рыночных цен древесины в разрезе пород, качества и крупности древесины. Процедура дифференциации подробно описана в прилагаемом к Рекомендациям примере расчетов (разд. 6.3.3).
    Необходимо иметь в виду, что при группировке пород граб и ильм включены в одну группу с ольхой черной и липой, так как их качественные характеристики имеют одинаковые ценностные оценки. Поэтому в данной работе они проходят как мягколиственные породы.
 
 

Таблица 3

 

ПОРОДНО - КАЧЕСТВЕННО - РАЗМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЛЕСОСЕЧНОГО ФОНДА, В ДОЛЯХ

 

Республика (край, область,  
автономное образование)  
  
Лесотаксовый район  
199_ г.  

    

Древесные породы Деловая древесина Дровяная древесина Итого
крупная средняя мелкая
Сосна      
Кедр      
Ель, пихта      
Итого хвойные      
Береза      
Осина      
Итого мягколиственные      
Дуб      
Бук      
Итого Твердолиственные      
Всего      

 

3.5. Расчет себестоимости заготовки древесины

 
    3.5.1. Себестоимость заготовленной древесины является наиболее подвижным элементом в расчете ставок лесных податей. Она зависит от многих факторов (расстояния вывозки, характеристик лесосырьевых ресурсов и от других факторов). По данным бухгалтерского учета лесозаготовительных предприятий лесотаксового района определяют средневзвешенную себестоимость одного обезличенного кубометра вывезенной древесины по району, взятую без стоимости попенной платы, но с учетом отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов за три квартала, предшествующие кварталу, в котором производится расчет ставок лесных податей.
    В процессе сбора данных уточняют среднее расстояние вывозки древесины и другие характеристики лесотаксового района.
    При расчете средневзвешенной себестоимости производства древесины в лесотаксовом районе определяется экономическая обоснованность величины заработной платы промышленно - производственного персонала (ППП) лесозаготовительных предприятий, которая и включается в расчеты минимальных ставок лесных податей. Размер экономически обоснованной величины заработной платы ППП, включаемый в расчет, утверждается территориальными органами власти. При этом в случаях, если величина заработной платы ППП лесозаготовительных предприятий значительно превышает ее среднюю величину в целом по промышленности лесотаксового района, рекомендуется за расчетную принимать последнюю.
    3.5.2. На основе средневзвешенной по лесотаксовому району себестоимости древесины за анализируемые три квартала прогнозируют себестоимость на квартал, для которого производят расчет ставок лесных податей. Расчет производится по формуле (3.2):
 

СП = С3 х С2 + С3 ,(3.2)
С1 + С2  

    
    где:
    СП - прогнозируемая себестоимость 1 куб. м хвойной (мягколиственной или твердолиственной) вывезенной деловой или дровяной древесины;
    С1, С2, С3 - фактическая себестоимость в лесотаксовом районе 1 куб. м вывезенной древесины в трех кварталах, которые предшествуют кварталу проведения расчетов, например, в I, II и III кварталах 1993 г., если расчеты производятся в IV квартале 1993 г. на I квартал 1994 г.
    О прогнозировании себестоимости см. также в примере (разд. 6.4.2).
    3.5.3. Среднюю себестоимость одного кубометра вывезенной древесины по лесотаксовому району с помощью специальных нормативов, приведенных в Рекомендациях, развертывают в себестоимость деловой древесины (по категориям крупности) и дров по породам, фазам лесосечных, транспортных и нижнескладских работ. Процедура расчетов подробно описывается в примере (разд. 6.4.4).
 

3.6. Определение нормативной (нормальной) рентабельности лесозаготовок

 
    3.6.1. Нормативная рентабельность лесозаготовительного производства является последним элементом, необходимым для расчета ставок лесных податей. Нормативная рентабельность должна обеспечить нормальную работу лесозаготовительных предприятий, поэтому ее называют еще нормальной рентабельностью.
    Здесь, в Рекомендациях, можно дать лишь самые общие соображения о том, как определить нормальную рентабельность. Нормальная рентабельность зависит от скорости оборачивания авансированного капитала. Поэтому лесозаготовительные предприятия, примыкающие к сплавным рекам, имеют меньшую скорость оборота капитала и им требуется для нормальной работы повышенный уровень рентабельности. Можно рекомендовать, что для предприятий, примыкающих к железной дороге, уровень рентабельности в 35% будет нормальным.
    Выбор уровня нормативной рентабельности определяется на базе расчетов необходимой прибыли с учетом экономических условий функционирования лесного комплекса в регионе.