Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 315. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (ред. от 02.01.2000)

Дата документа20.06.1984
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиКодекс · Кодекс об административных правонарушениях
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

КОДЕКС РСФСР
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

(в ред. - Указов Президиума ВС РСФСР от 20.02.85, от 01.10.85, от 30.01.86, от 28.05.86, от 06.08.86, от 03.02.87, от 29.05.87, от 05.06.87, от 29.06.87, от 16.11.87, от 15.03.88, от 30.03.88, от 29.07.88, от 11.08.88, от 21.11.88, от 07.03.89, от 05.04.89, от 11.12.89, от 02.01.90, от 27.02.90; Законов РСФСР от 16.10.90 N 243-1, от 21.03.91 N 945-1, от 25.04.91 N 1101-1, от 05.12.91 N 1982-1, от 13.12.91 N 2034-1; Законов РФ от 13.03.92 N 2509-1, от 18.03.92 N 2540-1, от 14.07.92 N 3293-1, от 24.12.92 N 4217-1, от 01.07.93 N 5304-1, от 16.07.93 N 5451-1, от 27.08.93 N 5668-1; Федеральных законов от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 02.02.95 N 12-ФЗ, от 07.03.95 N 28-ФЗ, от 28.04.95 N 66-ФЗ, от 19.06.95 N 89-ФЗ, от 18.07.95 N 105-ФЗ, от 18.07.95 N 109-ФЗ, от 19.07.95 N 110-ФЗ, от 19.07.95 N 113-ФЗ, от 20.12.95 N 203-ФЗ, от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 27.05.96 N 56-ФЗ, от 15.06.96 N 73-ФЗ, от 30.07.96 N 103-ФЗ, от 06.08.96 N 108-ФЗ, от 26.11.96 N 137-ФЗ, от 20.01.97 N 20-ФЗ, от 29.01.97 N 24-ФЗ, от 07.03.97 N 46-ФЗ, от 13.03.97 N 49-ФЗ, от 03.04.97 N 67-ФЗ, от 10.06.97 N 88-ФЗ, от 28.06.97 N 93-ФЗ, от 14.07.97 N 99-ФЗ, от 19.07.97 N 108-ФЗ; Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ; Федеральных законов от 25.06.98 N 91-ФЗ, от 24.07.98 N 127-ФЗ, от 30.01.99 N 20-ФЗ, от 07.03.99 N 47-ФЗ, от 30.03.99 N 53-ФЗ, от 14.04.99 N 78-ФЗ, от 30.12.99 N 224-ФЗ, от 02.01.2000 N 4-ФЗ)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Задачи законодательства РСФСР об административных правонарушениях

 
    Законодательство РСФСР об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалистической собственности, социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.
 

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях

 
    Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях состоит из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, настоящего Кодекса и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях.
    Законодательные акты Союза ССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются на территории РСФСР непосредственно.
    Положения настоящего Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в настоящий Кодекс.
 

Статья 3. Компетенция Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях

 
    В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях ведению Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях подлежат:
    определение принципов и установление общих положений законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях;
    установление административной ответственности за нарушение правил: по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта; воинского учета; режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима (в части режима территориальных и внутренних вод Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов); паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства;
    определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается законодательством Союза ССР.
    Ведению Союза ССР подлежит также законодательство об административных правонарушениях и по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение.
    (в ред. Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1; Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ)
 

Статья 4. Компетенция РСФСР в области законодательства об административных правонарушениях

 
    Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики подлежат:
    законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР;
    установление круга вопросов, по которым местные Советы народных депутатов, кроме поселковых и сельских, могут принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность.
 

Статья 5. Компетенция АССР в области законодательства об административных правонарушениях

 
    Ведению автономной республики в области законодательства об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР подлежат:
    установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;
    установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, статье 111.2, частям второй и третьей статьи 111.3, статьям 111.4, 112.1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок), статьям 144, 149 настоящего Кодекса.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.88)
 

Статья 6. Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений

 
    Краевые, областные, Московский, Ленинградский городские Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:
    принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;
    устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, 144, 149 настоящего Кодекса. Устанавливать (кроме Советов народных депутатов автономных округов) также правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 111.2, частям второй и третьей статьи 111.3, статьям 111.4 и 112.1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок) настоящего Кодекса.
    Районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:
    принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;
    устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса.
    Исполнительные комитеты краевых, областных, Московского, Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать в пределах их компетенции правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.88)
 

Статья 7. Предупреждение административных правонарушений

 
    Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов.
    Советы народных депутатов, обеспечивая в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координируют на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.
 

Статья 8. Обеспечение социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения

 
    Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
    Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения социалистической законности.
    Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.
    Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
 

Статья 9. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения

 
    Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
    Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
    Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.
 

Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Статья 10. Понятие административного правонарушения

 
    Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
    Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
 

Статья 11. Совершение административного правонарушения умышленно

 
    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
 

Статья 12. Совершение административного правонарушения по неосторожности

 
    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
 

Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

 
    Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
 

Статья 14. Ответственность несовершеннолетних

 
    К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР.
    В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 49, 114 - 122, 148, 158, 159, 165, 165.8, 172 - 175, 183, 183.1, 183.2, 183.3 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних.
    Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР.
    (в ред. Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ)
 

Статья 15. Ответственность должностных лиц

 
    Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
 

Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений

 
    Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.
    Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.
    В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
    Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений:
    работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104.1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса;
    работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 109, 109.1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса;
    работники речного транспорта - нарушений, предусмотренных статьями 104.1, 110 - 111.3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса;
    работники гражданской авиации - нарушений, предусмотренных статьями 105 - 108 настоящего Кодекса.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.88; Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1; Федеральных законов от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 02.02.95 N 12-ФЗ)
 

Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

 
    Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешается дипломатическим путем.
    Физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 27.05.96 N 56-ФЗ, от 30.03.99 N 53-ФЗ)
 

Статья 18. Крайняя необходимость

 
    Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
 

Статья 19. Необходимая оборона

 
    Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
 

Статья 20. Невменяемость

 
    Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
 

Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива

 
    Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
    В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117, 120, 124, 147, 151, 160 - 163 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях.
    О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124, 147, 151, 153, 158, 160 - 163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85)
 

Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения

 
    При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
 

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

 

Статья 23. Цели административного взыскания

 
    Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
 

Статья 24. Виды административных взысканий

 
    За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
    1) предупреждение;
    2) штраф;
    3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
    4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
    5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
    6) исправительные работы;
    7) административный арест;
    8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
    Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3 - 6, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест - только законодательными актами СССР. В исключительных случаях, определяемых законодательными актами СССР, административный арест может устанавливаться и законодательными актами РСФСР.
    Законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 29.07.88; Федеральных законов от 02.02.95 N 12-ФЗ, от 06.08.96 N 108-ФЗ)
 

Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания

 
    Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных.
    За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.
    (в ред. Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ)
 

Статья 26. Предупреждение

 
    Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 05.04.89)
 

Статья 27. Штраф

 
    Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - минимальный размер оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
    Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
    В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи.
    (в ред. Закона РФ от 01.07.93 N 5304-1)
 

Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

 
    Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
    Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
    Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
 

Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

 
    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР.
    Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
    Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
    (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85)
 

Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину

 
    Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
    Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно - транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
    Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
    (в ред. Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1; Федерального закона от 06.08.96 N 108-ФЗ)
 

Статья 31. Исправительные работы

 
    Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
 

Статья 32. Административный арест

 
    Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей).
    Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.
 

Статья 32.1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

 
    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ)
 

Глава 4. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

 

Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение

 
    Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях.
    При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
 

Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

 
    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
    1) чистосердечное раскаяние виновного;
    2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
    3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
    5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
    Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.
 

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение

 
    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
    3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
    4) совершение правонарушения группой лиц;
    5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
 

Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений

 
    При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
    Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
 

Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания

 
    Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишения специального права - годами, месяцами или днями.
 

Статья 38. Сроки наложения административного взыскания

 
    Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
    В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
    Указанные в настоящей статье сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса СССР.
 

Статья 39. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию

 
    Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
 

Статья 40. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб

 
    Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей, а районный (городской) народный суд - независимо от размера ущерба.
    В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
 

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

Статья 40.1. Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

 
    Нарушение членом избирательной комиссии, комиссии референдума права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, а равно нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, а равно отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -
    влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.2. Вмешательство в работу избирательных комиссий, комиссий референдума

 
    Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, -
    влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума

 
    Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции и связанного с обеспечением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, -
    влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.4. Нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума

 
    Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, -
    влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.5. Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов

 
    Нарушение средством массовой информации установленного законодательством о выборах и референдумах порядка опубликования документов и другой информации, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, -
    влечет наложение штрафа на главного редактора средства массовой информации, иное ответственное лицо в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, представителя средства массовой информации

 
    Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, представителя средства массовой информации, включая право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме

 
    Отказ администрации (работодателя) предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законодательством о выборах и референдумах деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), а равно отказ администрации (работодателя) освободить в установленном законом порядке от работы члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -
    влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.8. Нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание

 
    Нарушение предусмотренных законом правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а равно оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.9. Нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности

 
    Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах правил рекламирования коммерческой деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование коммерческой деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные указанным законодательством, -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.10. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом

 
    Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда ее проведение запрещено федеральным законом, или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом, -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

 
    Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.12. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов

 
    Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без письменного подтверждения согласия соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, а равно изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно или неполно, -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от десятки до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.13. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации

 
    Обнародование (опубликование) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при отсутствии либо непредоставлении зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации в тех же теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, или в тех же периодических печатных изданиях опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -
    влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.14. Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму

 
    Умышленное уничтожение, повреждение информационных или агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а равно нанесение надписей или изображений на информационные или агитационные печатные материалы -
    влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.15. Нарушение установленного законом права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума

 
    Нарушение установленного законом права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума -
    влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.16. Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

 
    Вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума, уполномоченными представителями и доверенными Лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров, а равно безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям, участникам референдума услуг, вознаграждение избирателей, участников референдума, принимавших участие в избирательной кампании, подготовке и проведении референдума, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в зависимости от итогов голосования, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах -
    влечет наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума

 
    Непредоставление кандидатом, зарегистрированным кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, кредитным учреждением в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах поступлений (пожертвований) в избирательный фонд, фонд референдума и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума, либо предоставление неполного отчета, либо неполное предоставление таких сведений, либо предоставление недостоверных отчета, сведений -
    влечет наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, на руководителя избирательного объединения, руководителей избирательных объединений, входящих (входивших) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, должностное лицо кредитного учреждения в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    Непредоставление в установленный законом срок либо неполное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума или финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков -
    влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума

 
    Использование денежных средств помимо собственного избирательного фонда, фонда референдума, а равно использование денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума от организаций и лиц, принятие пожертвований от которых запрещено законом, а равно превышение установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда референдума, а равно расходование средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законом цели -
    влечет наложение штрафа на кандидата, зарегистрированного кандидата, лицо, являвшееся кандидатом, зарегистрированным кандидатом, на руководителя избирательного объединения, руководителей избирательных объединений, входящих (входивших) в избирательный блок, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в сумме, равной трехкратному размеру незаконно использованных денежных средств.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 4-ФЗ)
 

Статья 40.19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума

 
    Использование в целях проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума помимо средств избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, а также анонимной материальной поддержки -