Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 949. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)

Дата документа09.12.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД

 

Введение

 
    Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2000 год, разработанные Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно - кредитной политики, которыми Банк России будет руководствоваться в своей работе в 2000 году.
    Банк России придает большое значение подготовке этого программного документа, поскольку таким образом он не только знакомит общественность со своими намерениями относительно одной из важнейших сфер деятельности, связанной с конституционно закрепленной за Банком России функцией по защите и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, но и формирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачность своей работы, Банк России способствует росту доверия к проводимой экономической и денежно - кредитной политике.
    Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно - кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. На предстоящий 2000 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно - кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении. Возможное сочетание этих параметров зависит от складывающихся пропорций спроса со стороны секторов экономики.
    При формировании целевых ориентиров денежно - кредитной политики на 2000 год Банком России был взят за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета страны на 2000 год. Основными ориентирами макроэкономической политики Правительства Российской Федерации на 2000 год определены снижение темпов инфляции до 18% за год и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Постановка цели по замедлению темпов роста цен на основе контроля за ростом денежной массы поддерживается предполагаемыми параметрами снижения бюджетного дефицита и благоприятным состоянием платежного баланса, являющимся следствием девальвации рубля и позитивной динамики условий торговли России.
    Однако влияние девальвации и внешних благоприятных факторов на интенсивность восстановительных процессов ограничено во времени. Несмотря на то что в настоящее время экономика страны преодолевает спад, реализация экономической политики в соответствии с официальным прогнозом обеспечивает невысокие темпы экономического роста, медленное восстановление доходов населения и уровня жизни, что в свою очередь может ограничить перспективы для долгосрочного устойчивого и динамичного экономического развития.
    В 2000 году будет сохранен режим плавающего обменного курса рубля. Наряду с прогнозом состояния торгового баланса при принятии решения относительно принципов проведения валютной политики на предстоящий год Банк России учитывал и тот факт, что в нынешних условиях установление Банком России ориентиров динамики обменного курса рубля приобретает в глазах общественности форму официальных обязательств и в определенных ситуациях может использоваться участниками рынка как сигнал для оказания давления на национальную валюту. Валютная политика в 2000 году должна обеспечить защиту денежной системы России и экономики в целом от негативных последствий резких конъюнктурных колебаний обменного курса рубля, истощения золотовалютных резервов и тем самым способствовать укреплению экономической безопасности страны.
    При проведении денежно - кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно - кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
    Банк России предусматривает возможность корректировки количественных оценок целевых ориентиров денежно - кредитной политики при пересмотре официальных прогнозных показателей развития экономики России на 2000 год.
 

I. Денежно - кредитная политика в 1999 году и ее взаимосвязь с основными секторами экономики России

 

1. Цели и результаты денежно - кредитной политики в 1999 году

 
    Разработка целей денежно - кредитной политики на 1999 год происходила в сложный кризисный период конца 1998 года, когда в экономике, переживавшей девальвационный шок, начали формироваться новые тенденции и взаимосвязи, что предопределило значительный рост неопределенности оценок будущего развития. Основные цели денежно - кредитной политики на 1999 год определялись программным документом Банка России "Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год", в соответствии с которым инфляция за 1999 год должна была составить 30%, а прирост спроса на деньги (денежная масса М2) прогнозировался в интервале 18 - 26%. При реализации этих целей Банк России считал особо важным не допустить экономического спада более чем на 1 - 3%, учитывать состояние безработицы и платежного баланса. В середине июля 1999 года Правительство Российской Федерации и Банк России приняли также Заявление об экономической политике на 1999 год, в котором было признано допустимым в условиях существовавшей неопределенности увеличение инфляции до 50% в год.
    За десять месяцев 1999 года потребительские цены выросли на 33,2%. Судя по этим результатам и имеющимся прогнозам, уровень инфляции в 1999 году составит около 40% и, таким образом, превысит первоначальные целевые показатели. Однако анализ причин инфляции в этот период свидетельствует об адекватности денежного предложения целям денежно - кредитной политики.
    Базовая инфляция (рост цен, зависящий от динамики денежного предложения) практически соответствует заданной целевой траектории и, по оценкам, за год составит около 30%.
    Существенное воздействие на инфляцию в 1999 году оказывали факторы немонетарного характера, то есть находившиеся вне сферы контроля Банка России. К ним, например, относятся отмена органами власти льготных ставок по НДС для многих видов продуктов питания и введение налога с продаж. Следует отметить также постдевальвационный эффект переориентации части производств с внутреннего на внешний рынок, вызванной значительным повышением эффективности экспорта ряда российских товаров. Сокращение предложения ряда товаров отечественного производства при одновременном снижении поставок аналогичной продукции по импорту спровоцировало рост цен. Особенно заметным был рост цен на автомобильный бензин, что привело к увеличению себестоимости, и цен на ряд других товаров.
    Как показывают расчеты, на протяжении длительного времени эластичность инфляции по валютному курсу остается высокой, то есть валютный курс является одним из важнейших факторов, определяющих динамику инфляции. Необходимость погашения государственных обязательств по внешнему долгу в 1999 году и связанная с этим покупка иностранной валюты на рынке способствовали определенному увеличению спроса на иностранную валюту и, следовательно, формированию валютного курса на более низком уровне. Это означает, что в 1999 году погашение внешнего долга являлось одним из факторов, формирующих инфляцию.
    Фактический темп прироста денежной массы М2 за девять месяцев 1999 года составил 33,2%, то есть превысил значение годового целевого уровня.
    Превышение расчетных целевых ориентиров денежной массы связано с более быстрым, чем предполагалось, увеличением спроса на деньги, что обусловливалось рядом тенденций, сформировавшихся в экономике к концу первого полугодия 1999 года.
    Прежде всего это связано с динамикой производства товаров и услуг. По оценкам, прирост ВВП в 1999 году в целом может составить 1 - 2%, что объясняет увеличение спроса на деньги по сравнению с первоначально сделанными оценками, основанными на прогнозе экономического спада в 2%.
    Следует отметить также влияние ситуации на мировых товарных рынках и состояния торгового баланса России на спрос на деньги в первой половине 1999 года. Рост цен на основные экспортные товары России на мировых рынках, способствовавший увеличению экспорта во II квартале, наряду с улучшением контроля за репатриацией экспортной выручки обусловил быстрое увеличение остатков средств на счетах экспортеров и в целом на счетах юридических лиц, а более низкий по сравнению с первоначальным среднегодовой уровень валютного курса способствовал усилению этой тенденции.
 

Денежная масса М2 в 1999 г. (млрд. руб.)

 

(график не приводится)

 
    Обращает на себя внимание и еще один фактор формирования спроса на деньги в первой половине 1999 года. В этот период отмечалось увеличение денежной составляющей в общей массе платежей, связанное с оживлением производства, ростом доходов предприятий, общим улучшением состояния государственного бюджета. Сокращение неденежных форм расчетов способствовало росту трансакционных остатков и, таким образом, увеличению спроса на деньги.
    Кроме того, с начала текущего года отмечается устойчивое сокращение просроченной задолженности по заработной плате, что также стало одной из причин увеличения спроса на наличные деньги и денежную массу М2 в целом.
    Увеличение спроса на трансакционные деньги определялось в основном ростом производства прежде всего в экспортных отраслях, а не увеличением потребления. Один из наиболее динамично развивающихся элементов денежной массы - депозиты до востребования, большая часть которых приходится на депозиты предприятий. Их прирост опережал прирост денежной массы М2 и, по предварительным оценкам, опередит прирост номинального ВВП за год.
    Снижение скорости обращения по показателю, включающему только трансакционные счета, отражает результат процесса роста монетизации экономики. Однако обусловленное складывающейся динамикой доходов населения более медленное увеличение наличной компоненты денежной массы объясняет общее сокращение удельного веса трансакционных денег в денежной массе М2. В связи с этим четко выраженного снижения скорости обращения по всему агрегату М1 не наблюдалось.
    Особо обращает на себя внимание увеличение срочных депозитов (в основном это депозиты физических лиц), прирост которых почти в 2 раза превышал прирост трансакционных денег. Эта тенденция отмечалась на фоне сокращения относительных издержек хранения активов в виде рублевых вкладов.
    Денежно - кредитная политика в 1999 году проводилась в условиях режима плавающего валютного курса. Банк России исходил из объективной необходимости сближения фактического валютного курса и валютного курса, соответствующего фундаментальным макроэкономическим параметрам.
    Существенное воздействие на состояние денежно - кредитной сферы в 1999 году, особенно в первом его полугодии, оказывала необходимость обеспечения платежеспособности страны. С этой целью Банк России осуществлял покупку иностранной валюты на рынке, что привело к увеличению ликвидности банковской системы. Денежная масса в этих условиях, как и в условиях режима фиксированного валютного курса, становилась эндогенным параметром, динамика которого в значительной степени определялась объемом необходимых выплат по внешнему долгу и уровнем валютного курса. Частично стерилизовать денежную эмиссию, вызванную валютными интервенциями Банка России, удавалось лишь за счет изменения норм обязательных резервов, поскольку отсутствие рынка ликвидных государственных ценных бумаг не позволило использовать для этой цели традиционные операции на открытом рынке (с ценными бумагами Правительства Российской Федерации или Банка России). Для временной коррекции уровня ликвидности применялись депозитные операции Банка России, которые позволили ограничить прирост избыточных резервов кредитных организаций. Однако краткосрочность этого инструмента наряду с необходимостью уменьшения стоимости стерилизационных мероприятий ставит задачу разработки новых, более эффективных механизмов абсорбции избыточной ликвидности.
    Система экономических мер, направленных на ограничение спекулятивного давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мер административного характера: были изменены лимиты открытых валютных позиций, продолжалось совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказали позитивное влияние на состояние валютного рынка. Рост положительного внешнеторгового сальдо обусловил возможность реального укрепления валютного курса рубля. При этом, несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу за счет средств Банка России, не произошло значительного сокращения его золотовалютных резервов. На 01.11.99 они составили 11,7 млрд. долларов (3-месячный объем импорта), что на 4% ниже уровня начала года.
    Следует отметить, что в 1999 году существенную роль в процессе формирования динамики валютного курса сыграли ожидания экономических агентов. В условиях долларизированной экономики ожидания снижения курса национальной валюты формируются относительно легко, тем более если они поддерживаются соответствующими заявлениями и оценками, даже если эти оценки и заявления являются недостаточно обоснованными. В 1999 году такие ожидания явились важным фактором замедления процесса сближения фактического и равновесного валютных курсов.
    В посткризисный период общей тенденцией в динамике денежного мультипликатора является его формирование на существенно более низком уровне, чем в докризисный период, что обусловлено изменением необходимого уровня ликвидности банковской системы в условиях резкого сокращения объема ликвидных финансовых инструментов. Так, в первой половине 1999 года средний уровень денежного мультипликатора был значительно ниже его уровня в первой половине предыдущего года (1,859 и 2,039 соответственно).
    Основным фактором, определившим понижательную динамику мультипликатора, было изменение предпочтения наличных денег, отражающее в этот период как погашение задолженности по заработной плате, так и уменьшение нетто - покупок наличной иностранной валюты физическими лицами в период укрепления (номинального и реального) валютного курса рубля. Изменение норм обязательных резервов (в марте и июне) способствовало корректировке уровня денежного мультипликатора.
    Данные о динамике в III квартале текущего года основных факторов, определяющих уровень денежного мультипликатора, позволяют сделать предположение о возможности его роста во втором полугодии, однако к концу года, по предварительным оценкам, его уровень не превысит уровня начала года.
    К 1997 году в России начали действовать некоторые из каналов механизма передачи решений денежно - кредитной политики в реальную экономику: кредитный канал и канал валютного курса. Однако уже в первой половине 1998 года в результате дестабилизации финансового и валютного рынков, в том числе под влиянием мирового финансового кризиса, действие этих каналов ослабло. Девальвация рубля, повышение кредитных рисков, изменение условий внешнеэкономической деятельности и другие факторы полностью заблокировали трансмиссионный механизм.
    В 1999 году появились признаки постепенного восстановления кредитного канала, что было связано с повышением ликвидности банковской системы при ужесточении мер валютного регулирования, снижением стоимости кредитных ресурсов и ростом объемов кредитования, а также увеличением доли предприятий, ориентированных на внутренний рынок.
    Динамика денежного мультипликатора является косвенным свидетельством все еще слабого действия кредитного канала формирующегося трансмиссионного механизма. Несмотря на наличие взаимосвязи между приростом денежной базы и увеличением кредитов реальному сектору (с лагом в 2 месяца), рост денежной базы в целом, вызванный в том числе и покупкой иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке, в небольшой степени трансформировался в кредиты реальному сектору. Этому препятствовали высокая стоимость банковских кредитов и отрыв ссудного процента от рентабельности производства.
    Ставки по кредитам банков конечным заемщикам в течение 1999 года были относительно устойчивы, принимая невысокие положительные значения в реальном выражении. В то же время в первом полугодии наблюдалось заметное снижение депозитных ставок. В результате маржа по рублевым кредитно - депозитным операциям с небанковскими клиентами находилась на весьма высоком уровне, который был обусловлен оценкой банками рисков, сопряженных с их кредитно - депозитной деятельностью.
    При сохранении текущих тенденций вероятно увеличение денежной массы М2 в реальном выражении, а ее номинальный прирост в целом за год может составить 44 - 50%. При этом среднегодовая скорость обращения составит 7,8 - 7,9. Таким образом, в 1999 году скорость обращения будет несколько выше, чем в предыдущем году (6,6). Данная оценка спроса на деньги соответствует реальному приросту ВВП на 1 - 2%, инфляции около 40% и реальному укреплению рубля в целом за год.
    В целом следует отметить, что в условиях сокращения реальных потребительских расходов населения, отмечавшегося в 1999 году, инфляционность роста денежной массы значительно снижается.
 

Динамика денежно - кредитных показателей в 1999 году

 
    В качестве промежуточной цели денежно - кредитной политики Банка России на 1999 год определены темпы прироста денежной массы (агрегат М2). За январь - сентябрь 1999 года ее объем увеличился на 33,2% и составил на 1 октября текущего года 597,4 млрд. рублей. Отмечалось значительное ускорение роста денежной массы во II квартале: если в январе - марте 1999 года среднемесячный темп прироста составил 1,9%, то в апреле - июне - 6,6%, в III квартале среднемесячные темпы роста денежной массы замедлились и почти соответствовали уровню I квартала. В целом за рассматриваемый период динамика данного показателя была близка к темпам инфляции, так что в реальном выражении объем денежной массы увеличился на 1,4%.
    В текущем году происходят позитивные сдвиги в структуре денежной массы, характеризующиеся опережающими темпами роста депозитов в банках, в первую очередь денежных средств предприятий и организаций, источником увеличения которых являются в основном возросшие объемы выручки от экспорта и от реализации товаров и услуг внутри страны. За январь - сентябрь 1999 года доля банковских депозитов в составе денежной массы возросла с 58,1 до 64,4% при сокращении удельного веса наличных денег в обращении с 41,9 до 35,6%.
    Прирост вкладов населения за рассматриваемый период почти в полном объеме концентрировался в Сбербанке России. За первые девять месяцев 1999 года объем рублевых вкладов в Сбербанке России возрос на 29,9%, тогда как в остальных действующих кредитных организациях - только на 13,4%. Стабильная тенденция к увеличению доли Сбербанка России в объеме рублевых банковских депозитов физических лиц обусловлена сохраняющимся недоверием населения к банкам. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию за эти месяцы) объем вкладов населения снизился на 2,8%.
    Отсутствие роста вкладов физических лиц в реальном выражении является следствием снижения реальных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года по сравнению с аналогичным периодом 1998 года уменьшились на 22,2%.
    К числу важнейших индикаторов состояния денежно - кредитной сферы относится показатель широких денег (М2Х). В течение января - сентября 1999 года его увеличение происходило более медленными темпами, чем агрегата М2, и составило 30,8%. Это определялось динамикой банковских депозитов в иностранной валюте, рост объема которых в рублевом выражении в основном происходил за счет снижения курса национальной валюты. При этом в долларовом эквиваленте общий объем вкладов населения и средств предприятий и организаций на счетах в иностранной валюте за указанный период увеличился незначительно.
    Основными источниками расширения денежного предложения в январе - сентябре 1999 года были увеличение внутреннего кредита и чистых иностранных активов банковской системы соответственно на 228,8 и 143,1 млрд. рублей. Прирост чистого кредита органам государственного управления составил 129,5 млрд. рублей (56,6% прироста внутреннего кредита), прирост требований к частному сектору - 80,2 млрд. рублей (35,1%). Увеличение задолженности федерального правительства происходило главным образом за счет осуществления Внешэкономбанком платежей по государственному внешнему долгу за счет валютных резервов Банка России. Позитивной тенденцией текущего года стал опережающий рост внутреннего кредита предприятиям частного сектора в рублях при абсолютном сокращении их обязательств перед банковской системой в иностранной валюте.
    За первые девять месяцев текущего года отмечен существенный прирост чистых иностранных активов банковской системы. Основным фактором такого увеличения стал прирост чистых иностранных активов кредитных организаций, величина которого составила почти 80% общего прироста чистых иностранных активов банковской системы, что свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне недоверия российских банков к вложению средств в отечественную экономику. Несмотря на улучшение состояния сальдо по текущим статьям платежного баланса в 1999 году и заметный приток иностранной валюты на внутренний рынок, рост валютных резервов Банка России ограничивался их интенсивным использованием на цели погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации.
    За первые девять месяцев 1999 года денежная база в узком определении возросла на 49,1 млрд. рублей, или на 23,4%. Повышение в марте и июне текущего года нормативов обязательных резервов, а также рост привлеченных средств кредитных организаций обеспечили увеличение обязательных резервов по рублевым счетам в 2,5 раза. Объем наличных денег в обращении (вне Банка России) возрос за рассматриваемый период на 15,2%. Показатель резервных денег, который включает наличные деньги в обращении (вне Банка России), остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России, а также депозиты, размещенные в Банке России, увеличился за январь - сентябрь 1999 года на 100,5 млрд. рублей, или на 38,1%.
    Ключевыми оперативными показателями денежно - кредитной политики, за которыми осуществляется контроль в 1999 году, являются чистые международные резервы и чистые внутренние активы органов денежно - кредитного регулирования, а также чистый кредит органов денежно - кредитного регулирования расширенному и федеральному правительству.
    Основным источником увеличения денежной базы стало увеличение чистых международных резервов, составившее более 100% ее прироста за период с января по сентябрь текущего года. Рост чистых международных резервов происходил главным образом за счет сокращения обязательств России перед МВФ. При этом удалось преодолеть тенденцию к снижению валовых международных активов и обеспечить восстановление их объема до уровня, сложившегося на начало текущего года, а затем и некоторое превышение его. Объем чистых внутренних активов за январь - сентябрь текущего года снизился на 2,1%. Это определялось тем, что прирост кредита расширенному правительству компенсировался сокращением чистого кредита банкам и других источников денежного предложения. Однако при этом значительно увеличился объем свободных денежных средств у кредитных организаций.
 

Валютная политика

 
    В соответствии с "Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год" в качестве одной из приоритетных задач определялось обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса рубля в результате применения всего комплекса инструментов денежно - кредитной и валютной политики.
    В 1999 году проводилась политика плавающего обменного курса рубля. Банк России не устанавливал количественных ориентиров динамики курса рубля. Операции Банка России на внутреннем рынке были направлены на сглаживание резких колебаний обменного курса национальной валюты и на сохранение и пополнение золотовалютных резервов.
    В начале года были созданы предпосылки для увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Важную роль в этом сыграли инициированное Банком России повышение с 1 января 1999 года норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 до 75% и усиление контроля за ее возвратом в страну.
    При этом достижение экономически оправданного равновесного уровня валютного курса в совокупности с принятием эффективных и действенных мер валютного контроля рассматривалось в качестве средства противодействия ажиотажному и спекулятивному спросу на иностранную валюту, в том числе и для ее нелегитимного перевода за рубеж.
    Обменный курс рубля на протяжении всего 1999 года в целом был относительно стабильным. Стабилизация курса рубля стала прежде всего следствием постепенного преодоления негативных последствий валютно - финансового кризиса, приведшего к девальвации рубля в августе - сентябре 1998 года, проведения Банком России взвешенной денежно - кредитной политики, улучшения показателей платежного баланса России.
 

Официальный курс рубля к доллару США в январе - ноябре 1999 г. (руб. / долл.)

 

(график не приводится)

 
    Динамика валютного курса рубля в 1999 году определялась рядом факторов экономического и внеэкономического характера. К факторам, способствовавшим стабилизации курса рубля, следует отнести возрастание притока иностранной валюты на внутренний рынок, обусловленное улучшением платежного баланса страны, происшедшим в результате повышения мировых цен на основные экспортируемые товары и сокращения импорта в связи с девальвацией рубля. Усилению действия данного объективного фактора способствовали меры, принятые Банком России для предотвращения сокрытия экспортной выручки и утечки капиталов за рубеж. Среди них наиболее значимыми явились изменения, внесенные Банком России в порядок покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для проведения платежей по импорту, установление порядка ведения счетов типа "С" нерезидентов, сделок нерезидентов с ценными бумагами российских эмитентов и конверсионных сделок, запрет покупки иностранной валюты банками на спецсессии для исполнения обязательств по вкладам физических лиц.
    В результате позитивных макроэкономических изменений, снижения девальвационных ожиданий на основе проведения ответственной денежно - кредитной политики, а также достижения достаточного уровня контроля со стороны Банка России за деятельностью кредитных учреждений на валютном рынке к середине года дисбаланс между спросом и предложением на валютном рынке стал ослабевать. Это дало возможность перейти к практике проведения Единой торговой сессии (ETC) на ММВБ. При этом произошло объединение региональных валютных рынков. С введением единых торгов Банк России установил предельное ежедневное отклонение курса рубля на торгах в ETC в размере 15% при сохранении обязательного порядка предварительного депонирования средств на соответствующих счетах валютных бирж. В целях сокращения возможностей спекулятивных атак на российский рубль после начала работы ETC Банк России продолжил осуществление регулирующих мер по отношению к кредитным организациям (изменение нормативов обязательного резервирования, принятие поправок к Закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", дающее ему право выпускать собственные финансовые инструменты, разделение открытой валютной позиции банков на балансовую (кассовую), внебалансовую (срочную) и итоговую с установлением соответствующих нормативов).
    Важную роль в ограничении спроса на внутреннем валютном рынке сыграло принятие Государственной Думой Российской Федерации законопроекта "О внесении дополнений в статью 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предоставившего Банку России право определять порядок установления корреспондентских отношений между российскими и иностранными кредитными организациями, зарегистрированными на территории оффшорных зон.