Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 806. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2000 г. N 88

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО-ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ (ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ) ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    В целях усиления государственного управления и контроля в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    Утвердить прилагаемые:
    Основные положения государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации;
    Положение о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2000 г. N 88

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО-ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    1. Настоящие Основные положения регулируют деятельность, связанную с распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса Российской Федерации, в осуществлении которой участвуют федеральные органы исполнительной власти и пользователи орбитально-частотного ресурса.
    2. Защита орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и управление его использованием являются одной из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.
    3. В отношении пользователей орбитально-частотного ресурса, радиоэлектронные средства которых находятся в международных водах, воздушном и космическом пространстве или на территории иностранных государств под юрисдикцией Российской Федерации, настоящие Основные положения применяются с учетом обязательств Российской Федерации, вытекающих из Устава и Конвенции Международного союза электросвязи и межправительственных соглашений, а также законодательства иностранных государств.
    4. Государственная политика в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса осуществляется на следующих основных принципах:
    1) исключительное право государства на распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса. При этом орбитально-частотные позиции не подлежат передаче в собственность, приватизации или постоянному бессрочному закреплению;
    2) разработка и реализация единой технической политики и процедур в области использования орбитально-частотного ресурса с учетом международных договоров Российской Федерации;
    3) обеспечение приоритета нужд президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка;
    4) развитие в рамках конверсии гражданских радиослужб для использования орбитально-частотного ресурса, осуществление мер по расширению возможностей развития гражданских радиослужб путем конверсии радиочастотного спектра с учетом его распределения, установленного Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи, и обеспечения достаточности орбитально-частотного ресурса для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
    5) осуществление международной деятельности Российской Федерации в области радиосвязи в целях обеспечения национальных интересов, участие в международных организациях, а также в совместных проектах по исследованию и использованию космического пространства;
    6) внедрение экономических методов управления орбитально-частотным ресурсом, реализация в отношении негосударственных пользователей политики внедрения рыночных механизмов в процессы регулирования использования орбитально-частотного ресурса путем определения его экономической ценности (рыночной стоимости), а также направление прибыли, полученной в процессе рыночного регулирования использования частот, в первую очередь на поддержание и развитие российских систем спутниковой связи и вещания;
    7) внедрение эффективных методов планирования, распределения и использования орбитально-частотного ресурса, осуществление мер по отзыву разрешений на присвоение, выделение или резервирование полос частот для любых категорий пользователей, если в установленном порядке не подтверждается их реальное или своевременное использование, недопущение нанесения при этом ущерба интересам обороны и безопасности страны;
    8) осуществление общегосударственной системы контроля и инспекции за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации правил использования радиочастотного спектра и орбитально-частотного ресурса.
    5. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О связи" федеральными органами исполнительной власти в области связи, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
    Ответственность за общее регулирование в области управления распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса в Российской Федерации несут Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
    По поручению Правительства Российской Федерации деятельность по распределению орбитально-частотного ресурса проводится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации. Деятельность этой Комиссии осуществляется на основе положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
    Нормативные акты и распоряжения указанной Комиссии по вопросам распределения и использования орбитально-частотного ресурса, обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств космических и наземных радиослужб и международно-правовой защиты являются обязательными для всех пользователей орбитально-частотного ресурса независимо от их местонахождения и формы собственности.
    Обязанности федеральных органов исполнительной власти при управлении распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса подведомственных радиоэлектронных средств, а также размер платы за использование орбитально-частотного ресурса и порядок ее внесения определяются Правительством Российской Федерации.
    6. Выделение полос частот для разработки (модернизации), производства или приобретения радиоэлектронных средств спутниковых и космических систем производится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.
    7. Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации при распределении орбитально-частотного ресурса должна руководствоваться следующими приоритетами:
    1) использование российских спутниковых систем связи;
    2) использование спутниковых систем связи международных организаций, членом которых является Российская Федерация;
    3) использование находящихся под юрисдикцией иностранных государств спутниковых систем связи, координация сетей которых с сетями администрации связи Российской Федерации завершена.
    8. Доступ пользователей к орбитально-частотному ресурсу обеспечивается в разрешительном порядке при равных правах юридических и физических лиц на использование радиочастотного спектра и орбитальных позиций с учетом антимонопольного законодательства и при безусловном обеспечении приоритетности решения задач обороны и безопасности страны.
    Право на использование орбитально-частотного ресурса при выделении полос частот для разработки, производства (модернизации) и закупки за границей радиоэлектронных средств, а также на использование полос частот предоставляется на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.
    9. Выделение и назначение (присвоение) рабочих частот и орбитальных позиций должно производиться в соответствии с распределением полос частот, установленным Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, а также международными обязательствами в области использования орбитально-частотного ресурса.
    Указанная Таблица утверждается решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации и публикуется федеральным органом исполнительной власти в области связи (за исключением сведений, не подлежащих публикации в открытой печати в соответствии с законодательством Российской Федерации).
    10. В Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российский Федерации устанавливаются следующие категории полос частот:
    полосы частот для преимущественного использования радиоэлектронными средствами правительственного назначения (далее именуются - полосы частот правительственного назначения);
    полосы частот для преимущественного использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения (далее именуются - полосы частот гражданского назначения);
    полосы частот для совместного использования.
    11. К категории полос частот правительственного назначения отнесены полосы частот, предназначенные для использования радиоэлектронными средствами в целях обеспечения президентской, правительственной и представительской связи, потребностей обороны, безопасности, охраны правопорядка и управления воздушным движением.
    К категории полос частот гражданского назначения отнесены полосы частот, предназначенные для работы сетей радиовещания, телевидения, систем связи общего пользования и ведомственных сетей связи, исключая ведомственные сети, работающие в полосах частот правительственного назначения.
    К категории полос частот для совместного использования отнесены полосы частот, которые могут использоваться системами всех назначений в зависимости от потребностей пользователей любых категорий.
    В пределах указанных категорий полос частот Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть определены полосы радиочастот для исключительного использования для нужд правительственной связи и обороны.
    12. Ответственность за выделение полос частот возлагается:
    в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот правительственного назначения, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
    в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот гражданского назначения, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации;
    в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот для совместного использования, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации.
    13. Ответственность за назначение (присвоение) рабочих частот в выделенных полосах частот возлагается:
    в полосах частот правительственного назначения - на радиочастотные органы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации;
    в полосах частот гражданского назначения - на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации;
    в полосах частот для совместного использования - на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации (в части радиоэлектронных средств гражданского назначения), Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
    14. Государственное управление использованием орбитально-частотного ресурса представляет собой комплекс административных, юридических, научных и технических мероприятий, основанных на соответствующих законодательных, нормативных правовых актах и международных соглашениях и направленных на эффективное использование орбитально-частотного ресурса.
    15. В ходе проведения специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях могут вводиться временные ограничения на использование радиочастотного спектра. Порядок введения ограничений и перечень органов, имеющих право на введение таких ограничений, определяются Правительством Российской Федерации.
    16. Пользователи орбитально-частотного ресурса имеют право использовать присвоенную часть орбитально-частотного ресурса для осуществления разрешенного им вида деятельности и применения всех видов спутниковой связи в Российской Федерации.
    17. Пользователи орбитально-частотного ресурса обязаны неукоснительно выполнять условия, определенные в выданном Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации разрешении на использование орбитально-частотного ресурса.
    В случае нарушения пользователем орбитально-частотного ресурса указанных условий уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области связи имеют право прекратить или приостановить действие разрешения.
    При несогласии пользователя с решением о прекращении или приостановлении действия разрешения он может обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    18. Все радиоэлектронные средства пользователей спутниковой и космической связи подлежат регистрации в установленном порядке.
    19. Международно-правовая защита представляет собой комплекс технических, правовых, организационных и научно-исследовательских мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения международного признания и защиты функционирования российских радиоэлектронных средств космических и наземных радиослужб.
    20. Международно-правовая защита частотных присвоений радиоэлектронных средств Российской Федерации и орбитальных позиций искусственных спутников Земли осуществляется с целью создания благоприятных условий для развития и использования всех видов спутниковой связи в Российской Федерации посредством участия Российской Федерации в деятельности Международного союза электросвязи и его органов, а также других международных организаций, связанных с распределением и использованием радиочастотного спектра, стандартизацией радиооборудования, в том числе участия в международных конференциях, семинарах и симпозиумах по проблемам управления использованием радиочастотного спектра и обеспечения электромагнитной совместимости.
    21. На международном уровне интересы Российской Федерации представляет в качестве администрации связи Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области связи, уполномоченный на то Правительством Российской Федерации.
    22. Правительство Российской Федерации устанавливает ответственность федеральных органов исполнительной власти за распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса.
    Контроль за использованием орбитально-частотного ресурса и технический контроль за излучениями радиоэлектронных средств возложен на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации и соответствующие службы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
    Вопросы использования радиочастотного спектра и орбитально-частотного ресурса, предназначенных для обеспечения президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка, не входят в сферу деятельности Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации.
    23. Заполнение орбитальных позиций, используемых для связи и вещания в Российской Федерации, космическими аппаратами связи осуществляется в рамках Федеральной космической программы России на основе государственного заказа согласно плану замены космических аппаратов, выработавших свой ресурс, а также по заявкам пользователей в соответствии с настоящими Основными положениями.
    Создание космических аппаратов связи осуществляется в рамках Федеральной космической программы России.
 
 
 

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 февраля 2000 г. N 88

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ (ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ) ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    1. Настоящее Положение регулирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по допуску и использованию иностранных систем спутниковой связи и вещания гражданского назначения для предоставления услуг связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.
    2. Под иностранной системой спутниковой связи и вещания понимается система, имеющая частотное присвоение, заявленное, скоординированное и зарегистрированное в Международном союзе электросвязи другим государством или международной организацией.
    Под иностранным спутником связи и вещания понимается спутник, изготовленный и введенный в эксплуатацию иностранным предприятием (организацией) или международной организацией, использующий иностранное программное обеспечение управления.
    Остальные термины, используемые в настоящем Положении, соответствуют указанным в Регламенте радиосвязи Международного союза электросвязи.
    3. Спутниковая связь в Российской Федерации является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственный комплекс под юрисдикцией Российской Федерации.
    4. Одними из основных факторов осуществления спутниковой связи являются:
    1) обеспечение надежности связи и управление ею с учетом сетевых технологических особенностей на основе российских стандартов;
    2) обеспечение в соответствии с государственной научно-технической политикой приоритета производства и эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи.
    5. Спутниковая составляющая системы связи страны базируется преимущественно на российских средствах связи, то есть в качестве основы которой используются спутники связи, создаваемые и действующие в рамках Федеральной космической программы России.
    6. В информационное (телекоммуникационное) пространство Российской Федерации на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой связи и вещания, прошедшие международную координацию в рамках Международного союза электросвязи, и пользователи.
    Возможность использования на телекоммуникационном рынке Российской Федерации как иностранных систем спутниковой связи и вещания, так и отдельных иностранных спутников связи и вещания определяется соглашениями о вступлении Российской Федерации в международные организации спутниковой связи или решениями Правительства Российской Федерации и решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, в отношении иностранных глобальных систем подвижной спутниковой связи - решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.
    Использование иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации допускается в основном для нужд коммерческих структур и в исключительных случаях - для нужд государственных структур по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
    Иностранные системы спутниковой связи и вещания могут быть допущены на телекоммуникационный рынок Российской Федерации для организации международных связей и в отдельных случаях - для организации на территории Российской Федерации сетей спутниковой связи и вещания в период отсутствия возможности использования аналогичных российских систем спутниковой связи и вещания.
    Решение об использовании указанных систем, в том числе во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, принимается Правительством Российской Федерации по представлению Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации на основании заключения межведомственной комиссии, в состав которой входят представители Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства.
    Выделение полос частот для указанных систем осуществляется в установленном порядке Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации без ущерба для развития российских систем спутниковой связи и вещания.
    7. Создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся к компетенции российских операторов связи (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), получивших в установленном порядке лицензию на осуществление указанной деятельности.
    К исключительной зоне обслуживания российского оператора связи относится соответствующая часть территории Российской Федерации, включая воздушное пространство над ней. В пределах зоны обслуживания могут быть выделены территории, на которых запрещено предоставление услуг связи и вещания с использованием отдельных полос частот и типов радиоэлектронных средств.
    8. Причинами запрета на обслуживание территорий являются:
    нарушение требований государственной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации;
    нарушение требований электромагнитной совместимости для радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи.
    9. Выдачу российским операторам лицензий на предоставление услуг связи с использованием иностранных систем спутниковой связи и вещания производит Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.
    10. В случае использования глобальных подвижных систем спутниковой связи, создаваемых вне рамок международных соглашений Российской Федерации, лицензия выдается после представления компанией - владельцем системы признанных на международном уровне гарантий (в форме соглашения, заключенного российским оператором связи по согласованию с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, с обязательным указанием, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не может нанести ущерб личности, обществу и государству).
    11. В лицензию в обязательном порядке включаются требования о предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности на земле, в море, воздухе и космическом пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях.
    Во время стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченным государственным органом должно быть обеспечено право на приоритетное использование, а также приостановление функционирования российских сегментов соответствующих систем спутниковой связи на территории Российской Федерации.
    Лицензия дает право оператору связи после проведения сертификации оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации на использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.
    12. Операторы связи российских сетей должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с учетом обеспечения информационной безопасности и оперативно-разыскных мероприятий) и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти в области связи по вопросам управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи и технической эксплуатации средств связи.
    13. Предоставление услуг связи с использованием иностранных систем спутниковой связи и вещания на территории Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с международными процедурами и правилами, предусматривающими суверенное право каждого государства регулировать свою деятельность в области связи.
    14. Эксплуатация иностранной системы спутниковой связи и вещания проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями лицензии.
    15. К использованию на территории Российской Федерации допускаются наземные станции систем спутниковой связи и вещания, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    16. Изменение состава наземных станций, систем спутниковой связи и вещания, связанное с появлением новых типов оборудования или модернизацией существующего, подлежит сертификации в установленном порядке.
    В течение всего срока действия сертификата проводится инспекционный контроль в целях проверки соответствия основных характеристик оборудования техническим требованиям, требованиям информационной безопасности, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    17. Взаимодействие системы управления сети спутниковой связи с центрами управления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации осуществляется по схеме, утвержденной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации. При этом допускается, что центральные управляющие наземные станции систем спутниковой связи и вещания и наземные комплексы управления спутниками по решению Правительства Российской Федерации могут быть расположены вне территории Российской Федерации.
    18. Не допускается использование в сети спутниковой связи средств криптографической защиты без соответствующей лицензии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, полученной в установленном порядке.
    19. Технические средства сети спутниковой связи, включая средства защиты информации, не сертифицированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не могут быть использованы для передачи сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, подлежащей обязательной защите.