Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 291. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 26.04.99 N 31 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

Дата документа26.04.1999
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические указания · Перечень · Порядок

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 1999 г. N 31

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 
    Во исполнение решения коллегии от 27.01.99 N 1 Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановляет:
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 года "Методические указания по определению стоимости строительной продукции", разработанные Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России с участием специалистов региональных центров по ценообразованию в строительстве, подрядных организаций, служб заказчика - застройщика, ведущих проектных организаций строительного комплекса, рассмотренные и одобренные рабочей группой по разработке документов по ценообразованию в строительстве при Госстрое России.
    2. Признать утратившим силу с 1 июля 1999 года "Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений", введенный в действие письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349.
 

Председатель
Е.В.БАСИН

 
 
 

Приняты и введены в действие
с 1 июля 1999 г. постановлением
Госстроя России от 26 апреля 1999 г. N 31

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МДС 81-1.99

 
    Разработаны Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.
    Рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
    Внесены Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
    Взамен Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях рыночных отношений, введенного в действие с 01.04.94 г. письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349, и Методических рекомендаций по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции, введенных в действие письмом Минстроя России от 03.11.92 г. N БФ-925/12.
 

Введение

 
    Настоящие Методические указания предназначены для определения стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, осуществляемого на территории Российской Федерации.
    Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Госстрое России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 25 января 1999 г. N 95.
    Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
    Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
    Методические указания содержат основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
    Методические указания имеют в своем составе общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию договорных цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных (компьютерных) систем.
    Положения настоящего документа распространяются на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
    В Методических указаниях приведены формы сметных документов и договорных цен на строительную продукцию, терминологический словарь основных понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка.
    В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 марта 1999 г.
 

1. Общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений

 

1.1. Общие положения

 
    1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" (Государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации, выпускаемый систематически Госстроем России.
    Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.
    Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.
    1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
    Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
    Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
    Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях:
    стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.
    Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм.
 

1.2. Виды сметных нормативов и основы новой системы нормативов

 
    1.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды: государственные федеральные сметные нормативы - ГФСН-81 (часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила");
    производственно-отраслевые сметные нормативы - ПОСН-81 (часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила");
    территориальные сметные нормативы - ТСН-81;
    фирменные сметные нормативы - ФСН-81.
    Вместе со Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл. 1).
    Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (Приложение 1).
    1.2.2. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные (табл.1).
    К элементным сметным нормативам относятся:
    элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов, в том числе Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91), Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и др.;
    элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91 или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) вместе с Общими положениями по их применению, сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы, сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91р) и другие.
    К укрупненным сметным нормативам относятся:
 
 

Таблица 1

 

Сметно-нормативная база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве

 

Федеральный уровень   
         
Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН-81), вводимые в действие Госстроем России, или часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила"  Нормативы смежных систем ценообразования
         
Элементные сметные нормы  Укрупненные сметные нормы   
         
Элементные сметные нормы и цены базисного уровня, шифр 1  Элементные сметные нормы и расценки на виды работ, шифр 2  Сметные нормативы, выраженные в процентах, шифр 5  Укрупненные сметные нормативы и показатели   
         
Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, шифр 1, СНиП 4.03-91  Сборники сметных норм и расценок на строительные работы, шифр 2, (СНиР-91) СНиП 4.02-91, 4.05-91  Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, шифр 5  Укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), шифр 6  Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги
         
Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 2-х томах и 4-х частях), в том числе для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, шифр 1, СНиП 4.04-91   Общие положения по применению сметных норм и расценок на строительные работы, шифр 2, СНиП 4.02-91  Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства, шифр 5  Сборники укрупненных показателей базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), шифр 7
         
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства, шифр 1, СНиП 4.04-91  Сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтажные и специальные строительные работы, шифр 3  Общеотраслевой норматив сметной прибыли, шифр 5  Сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), шифр 7   
         
  Общие положения по применению ресурсных сметных норм на монтаж оборудования, шифр 3  Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91), шифр 5, СНиП 4.07-91  Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, шифр 8   
         
  Сборники расценок на монтаж оборудования, шифр 3, СНиП 4.06-91  Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, шифр 5, СНиП 4.09-91  Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС); укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); укрупненные расценки (УР), шифр 9   
         
  Общие положения по применению расценок на монтаж оборудования, шифр 3 СНиП 4.06-91  Нормы заготовительно-складских расходов, шифр 5  Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных административных зданий   
         
  Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы, шифр 4, (СНиР-91Р)  Другие нормативы, шифр 5     

 
 

Отраслевой уровень  
       
Производственно-отраслевые сметные нормативы (ПОСН-81), вводимые в действие министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами   
       
Районные (по бассейнам, объединениям, отдельным стройкам и т.п.) сметные цены на материалы, изделия и конструкции, шифр 1  Элементные сметные нормы на специальные работы (реставрационные и т.п.), шифр 3  Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам производственного строительства, шифр 8  Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги
       
  Районные (по бассейнам, объединениям, отдельным стройкам и т.п.) ресурсные нормы на специальные работы, шифр 3  Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС); укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); укрупненные расценки (УР) на строительство объектов производственного назначения, шифр 9  
       
    Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь производственных зданий, шифр 9   

 
 

Территориальный уровень   
       
Территориальные сметные нормативы (ТСН-81), вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации   
       
Зональные сметные цены на местные строительные материалы, изделия и конструкции (региональные каталоги базовых цен), шифр 1  Элементные сметные нормы на специальные работы (реставрационные и т.п.), с применением местных строительных материалов, шифр 3  Укрупненные ресурсные нормативы и показатели ресурсов по объектам жилищно-гражданского назначения, шифр 9  Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги
       
    Укрупненные сметные нормативы на строительство объектов жилищно-гражданского назначения, шифр 9   

 
 

Фирменные сметные нормативы   
         
Индивидуальные сметные цены на местные и привозные строительные материалы, изделия и конструкции, шифр 1  Индивидуальные ресурсные нормативы на отдельные виды работ, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ, фирменные сметные нормы, шифры 2 - 4  Индивидуальные нормы накладных расходов и сметной прибыли для конкретной организации, шифр 3  Укрупненные ресурсные нормативы и показатели ресурсов, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ, шифр 9  Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги

 
    сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
    нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства;
    общеотраслевой норматив сметной прибыли;
    сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-91);
    сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91);
    другие;
    укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ) и др.
    Перечень действующих нормативно-методических документов Госстроя (Минстроя) России с их полным названием, на основании которых определяется стоимость строительства, приведен в Приложение 2.
 

2. Общие положения по определению стоимости строительства

 

2.1. Основания для определения стоимости, классификация строительной продукции и виды сметной документации

 
    2.1.1. Стоимость строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем - строительство предприятий, зданий и сооружений) - сумма денежных средств, требующихся для его осуществления, определяемая в составе предпроектных проработок (обоснований инвестиций).
    Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений - сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами.
    Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
    При определении стоимости применяются такие понятия, как:
    новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий, а также работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.
    К новому строительству относится возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство осуществляется на свободных территориях в целях создания новой производственной мощности.
    К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, а также возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
    К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
    К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.
    При реконструкции действующих предприятий могут осуществляться следующие мероприятия:
    расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
    строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
    строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
    К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
    При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.
    К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.
    К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
    2.1.2. Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
    проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), а также пояснительные записки к проектным материалам;
    действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на оборудование, мебель и инвентарь;
    отдельные, относящиеся к соответствующей стройке решения федеральных и других органов государственного управления.
    В случае когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе, а также для специализированных строек (в том числе линейных), в составе проекта могут разрабатываться индивидуальные сметные нормы в соответствии с формами, приведенными в Методических указаниях о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 24 апреля 1998 г. N 18-40.
    2.1.3. Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство (стройка) в целом.
    Применительно к составлению сметной документации объектом строительства является отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).