Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 948. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.02.2000 N 149 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ"

Дата документа22.02.2000
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2000 г. N 149

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ

 
    В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).
    2. Утвердить:
    Министерство Российской Федерации по атомной энергии - государственным заказчиком-координатором Программы;
    Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками Программы.
    3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001-2006 годах за счет средств федерального бюджета.
    Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
    Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
    5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:
    постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184);
    постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4340).
    6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2000 г.
N 149

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ" НА 2000-2006 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы
   
Основание для разработки Программы  - поручение Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214
   
Государственный заказчик - координатор Программы  - Министерство Российской Федерации по атомной энергии
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское агентство по судостроению, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
   
Основные исполнители Программы  - научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и предприятия Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы лесного хозяйства России, Российского агентства по судостроению, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, а также Российский научный центр "Курчатовский институт" и другие организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
   
Основные разработчики Программы  - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени академика А.И.Лейпунского
   
Цель и основные задачи Программы  - целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
  Основными задачами Программы являются:
  комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
  обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
  обеспечение безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
  развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
  совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
  разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
  обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками Военно-Морского Флота, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
  обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
  совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
  развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
  ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
  разработка методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
  разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
   
Сроки и этапы  - 2000-2006 годы:
реализации  I этап - 2000-2001 годы;
Программы  II этап - 2002-2003 годы;
  III этап - 2004-2006 годы

 
 

Перечень подпрограмм  - Программа включает в себя 20 подпрограмм:
  обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение;
  безопасность атомной промышленности России; безопасность атомных электростанций и исследовательских ядерных установок;
  атомные электростанции и ядерные энергетические установки нового поколения с повышенной безопасностью;
  совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  организация системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; ядерная и радиационная безопасность на предприятиях судостроительной промышленности; защита населения и территорий от последствий возможных радиационных аварий;
  методическое обеспечение деятельности по защите населения и реабилитации территорий,
  подвергшихся радиоактивному загрязнению; создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  снижение уровня облучения населения и техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами;
  организация единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и состояние здоровья групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
  организация системы медицинского обслуживания и охраны труда работников, подверженных облучению на производстве;
  организация системы медицинского обслуживания лиц из групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия; оказание специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий;
  средства и методы исследования и анализа воздействия ядерно- и радиационно-опасных объектов на природную среду и человека;
  методы анализа и обоснования безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов;
  стратегия обеспечения ядерной и радиационной безопасности России;
  разработка федеральных норм и правил по ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические аспекты);
  разработка федеральных норм и правил по радиационной безопасности (санитарно-гигиенические аспекты)
   
Объем и источники финансирования Программы  - объем финансирования Программы составляет 7616,33 млн. рублей (без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации, объем которых определяется в процессе реализации Программы).
  Источники финансирования:
  а) средства федерального бюджета - 6066,33 млн. рублей, в том числе 2075,55 млн. рублей - затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 3410,7 млн. рублей - расходы на инвестиции, 580,08 млн. рублей - прочие расходы;
  б) внебюджетные источники - 1550 млн. рублей (направляются на выполнение мероприятий по мере их получения)
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;
  разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
  совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;
  разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;
  обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;
  создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;
  разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;
  снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов;
  возврат в сферу хозяйственной деятельности промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
  разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;
  разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно- и радиационно-опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
  создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;
  разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;
  совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований
   
Система контроля за исполнением Программы  - координация деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществляется Министерством Российской Федерации по атомной энергии. Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1996 г. N Пр-2214.
    В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплено значительное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, обращение с которыми представляет серьезную задачу.
    Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно- и радиационно-опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.