Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 309. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.04.2000 N 303 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа04.04.2000
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Правила
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2000 г. N 303

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2000 г.
N 303

 

ПРАВИЛА
РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, регулируют деятельность по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами.
    2. Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.
    3. Настоящие Правила являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации. Разъяснения по применению Правил дает Российское авиационно-космическое агентство.
    4. Специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации, а также их классификацию и учет, является Российское авиационно-космическое агентство.
    5. Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
    Авиационные происшествия и инциденты с экспериментальными воздушными судами иностранных государств, произошедшие на территории Российской Федерации, также расследуются в соответствии с настоящими Правилами.
    Расследование авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами, выполняющими коммерческие полеты, проводится в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации.
    6. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.
    Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.
    7. Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчетных материалов и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.
    Расследование авиационного происшествия или инцидента предусматривает выявление отклонений в функционировании авиационной системы и работе экипажа и оценку влияния этих отклонений на исход полета экспериментального воздушного судна.
    8. Работы на месте авиационного происшествия или инцидента, проводимые в целях расследования авиационного происшествия или инцидента, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

II. Основные определения и классификация авиационных происшествий и инцидентов

 
    9. Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием экспериментального воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:
    а) какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.
    Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;
    б) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:
    нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;
    требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев: отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;
    в) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.
    Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Российское авиационно-космическое агентство.
    10. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:
    а) катастрофы - авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.
    К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;
    б) аварии - авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.
    11. Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.
    12. Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:
    а) серьезные авиационные инциденты;
    б) авиационные инциденты.
    13. Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:
    а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;
    б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.);
    в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;
    г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;
    д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;
    е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.;
    ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.
    14. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
    а) "бортовой самописец" ("бортовое устройство регистрации") - самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна и используемый как источник информации при проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов;
    б) "вред здоровью" - нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды - механических, физических, химических, биологических, психических.
    Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    в) "мероприятие по обеспечению безопасности полетов" - действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов;
    г) "причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту;
    д) "рекомендации комиссии по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов" - предложения комиссии, проводящей расследование, направленные на предотвращение авиационных происшествий или инцидентов;
    е) "служебный пассажир" - пассажир, находящийся на борту экспериментального воздушного судна в связи с выполнением служебного задания в интересах экспериментальной авиации, что подтверждается соответствующими документами (командировочное удостоверение, открытый лист).
    15. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.
 

III. Расследование авиационных происшествий Организация расследования

 
    16. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами осуществляется Российским авиационно-космическим агентством с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.
    17. Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее именуется - комиссия по расследованию) утверждается Российским авиационно-космическим агентством, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными воздушным законодательством Российской Федерации.
    18. Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники Российского авиационно-космического агентства, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.
    19. Комиссия по расследованию осуществляет свою деятельность под руководством председателя. Права и обязанности участников расследования авиационного происшествия приведены в приложении N 1.
    20. Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения экспериментального воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства Российской Федерации. Организация расследования, а также состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон.
    21. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или гражданским воздушным судном представителей авиационного персонала экспериментальной авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с экспериментальным воздушным судном авиационного персонала государственной или гражданской авиации состав участников расследования согласовывается с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются специально уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.
    22. Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток.
    Срок расследования может быть продлен Российским авиационно-космическим агентством по ходатайству председателя комиссии по расследованию.
    23. В случае авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном на авианесущем корабле, находящемся в автономном плавании, предварительное расследование проводит в соответствии с настоящими Правилами старший авиационный начальник по месту происшествия.
    Завершение расследования осуществляется комиссией по расследованию по прибытии авианесущего корабля к месту базирования.
    24. Доставку комиссии по расследованию и привлекаемых к расследованию специалистов на место происшествия и обратно организует авиационная организация - владелец воздушного судна, потерпевшего бедствие.
    25. Расходы федеральных органов исполнительной власти, связанные с направлением своих работников для проведения расследования авиационного происшествия, финансируются за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание этих органов.
    Аналогичные расходы организаций, перечисленных в пункте 18, а также затраты, связанные с установлением причины происшествия, осуществляются за счет средств этих организаций с последующим их возмещением за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 

Оповещение об авиационном происшествии

 
    26. В каждой авиационной организации должна быть разработана с учетом настоящих Правил, согласована с Российским авиационно-космическим агентством и утверждена руководителем организации инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц, авиационного персонала, порядок их действий при авиационном происшествии или инциденте.
    27. Для оперативного оповещения руководящих должностных лиц, направления аварийно-спасательных сил и средств к месту авиационного происшествия, формирования и сбора комиссии по расследованию устанавливается порядок передачи информации об авиационном происшествии.
    28. Авиационный персонал органа управления воздушным движением в случае авиационного происшествия, а также при потере радиосвязи с экипажем или пропадании отметки воздушного судна на экране радиолокатора обязан передать первичное сообщение о случившемся в соответствии с имеющейся схемой оповещения о терпящих бедствие воздушных судах.
    29. Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, немедленно передает устное сообщение в Российское авиационно-космическое агентство, региональные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, соответствующий орган прокуратуры по поднадзорности, на территории которых произошло авиационное происшествие.
    30. В устном сообщении указываются:
    а) вид авиационного происшествия;
    б) дата, время (местное и московское);
    в) место авиационного происшествия (координаты точки потери радиосвязи или пропадания отметки на экране радиолокатора);
    г) метеоусловия в момент происшествия;
    д) тип и принадлежность воздушного судна;
    е) данные о командире экипажа, членах экипажа, наличии служебных пассажиров на борту;
    ж) характер полетного задания;
    з) пункт вылета и намеченный пункт посадки;
    и) обстоятельства авиационного происшествия, достоверно известные к моменту передачи сообщения;
    к) степень повреждения воздушного судна;
    л) наличие и характер опасных грузов на борту;
    м) физико-географическая характеристика местности, где произошло происшествие;
    н) данные об организации и проведении поисково-спасательных работ;
    о) другие достоверные сведения об авиационном происшествии, известные к моменту передачи сообщения.
    31. Российское авиационно-космическое агентство информирует об авиационном происшествии Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и Управление государственного надзора Федеральной службы воздушного транспорта России.
    32. В течение 24 часов с момента авиационного происшествия руководитель организации экспериментальной авиации - владельца воздушного судна представляет письменное донесение об авиационном происшествии в Российское авиационно-космическое агентство.
    33. В письменном донесении указываются:
    а) вид авиационного происшествия;
    б) дата, время (местное и московское), место происшествия;
    в) тип, заводской номер воздушного судна (двигателей), их наработка с начала эксплуатации, количество ремонтов, дата и место последнего ремонта и наработка после него;
    г) наименование организаций, являющихся владельцем, разработчиком и изготовителем воздушного судна;
    д) метеоусловия в момент происшествия;
    е) фамилия, имя, отчество командира экипажа (проверяющего), членов экипажа, уровень их подготовки, класс, общий налет, в том числе на воздушном судне данного типа;
    ж) характер полетного задания с указанием последнего пункта вылета и пункта назначения;
    з) наличие служебных пассажиров;
    и) последствия происшедшего, количество погибших и получивших телесные повреждения, а также количество погибших и получивших телесные повреждения из числа лиц, находившихся не на борту воздушного судна;
    к) наличие и характер опасных грузов на борту;
    л) краткое описание обстоятельств авиационного происшествия;
    м) степень повреждения воздушного судна;
    н) разрушения (если они имели место) на земной поверхности, нанесенные падением (вынужденной посадкой) воздушного судна;
    о) требуемая дополнительная помощь для ведения поисковых или аварийно-спасательных работ.
    34. Отсутствие каких-либо из указанных в пунктах 30 и 33 настоящих Правил сведений не может быть основанием для задержки передачи устного сообщения и письменного донесения об авиационном происшествии.
    Устное сообщение и письменное донесение не могут содержать предположительные заключения об обстоятельствах и причинах происшествия.
 

Действия должностных лиц, авиационного персонала при авиационном происшествии

 
    35. С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие.
    С момента прибытия комиссии по расследованию на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.
    36. Члены экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане до прибытия комиссии по расследованию должны принять все возможные меры по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, документации и предметов, находящихся на борту этого воздушного судна.
    37. Руководитель организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие, по получении сообщения о случившемся во взаимодействии с региональным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: