Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 314. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МДС 81-4.99)"

Дата документа17.12.1999
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические указания · Порядок · Перечень

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1999 г. N 76

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МДС 81-4.99)

 
    Во исполнение решения коллегии от 27.01.99 N 1 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу постановляет:
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2000 года "Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве", разработанные Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве с участием специалистов региональных центров по ценообразованию в строительстве, подрядных организаций, служб заказчика - застройщика, ведущих проектных организаций строительного комплекса, рассмотренные и одобренные Рабочей группой по разработке документов по ценообразованию в строительстве при Госстрое России.
    2. Признать утратившими силу с 1 января 2000 года "Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции", введенные в действие письмом Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12, "Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве", введенные в действие письмом Госстроя России от 18.10.93 N 12-248, изменения и дополнения к ним, введенные в действие письмом Минстроя России от 13.11.96 N ВБ-26/12-368.
 

Первый заместитель Председателя
С.И.КРУГЛИК

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Госстроя России
от 17.12.99 N 76

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

МДС 81-4.99

 
    Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся разработкой сметной документации для строительства и вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.
    РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель - В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт, исполнители - Г.А. Шанин, А.В. Белов).
    РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
    ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.
    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 Постановлением Госстроя России от 17.12.99 N 76.
    ВЗАМЕН: Методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции и Методических рекомендаций о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12 и от 13.11.96 N ВБ-26/12-368, письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248).
 

Введение

 
    Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
    Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
    Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
    Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
    Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
    Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
    Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:
    117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп. 2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
    - заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;
    - подрядными организациями для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.
    1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно - монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
    1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
    - укрупненные нормативы по основным видам строительства;
    - нормативы по видам строительных и монтажных работ;
    - индивидуальные нормы для конкретной строительно - монтажной или ремонтно - строительной организации;
    - предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.
    1.4. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
    - средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
    - сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.
    Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в прил. 1.
 

2. Организация разработки нормативов накладных расходов

 
    2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
    2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
    Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
    С учетом результатов рассмотрения на МВК организации - разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
    Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
    2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно - монтажных или ремонтно - строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
    Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
    На основе экспертных заключений организации - разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
 

3. Порядок разработки нормативов накладных расходов

 
    3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
    Система указанных нормативов состоит из 9 видов и приведена в прил. 2.
    Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
    3.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям - представителям, в объеме работ которых удельный вес данного вида работ составляет не менее 70%, с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и специальных строительных работ.
    Система указанных нормативов состоит из 47 видов и приведена в прил. 3.
    Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно - сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
    3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных Постановлением Госстроя России от 17.12.99 N 78.
    3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
    Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
    3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
    3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно - аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов.
    Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в прил. 4.
    Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".
    К ним относятся:
    - пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
    - налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
    - затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
    - отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
    - затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
    - дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
    - затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
    - предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально - технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;