Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 892. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МПС РФ от 17.12.99 N 44Ц "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"

Дата документа17.12.1999
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2000 г. N 2193
    


 

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 17 декабря 1999 г. N 44Ц

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 
    В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:
    Утвердить прилагаемые Правила перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте.
 

Н.Е.АКСЕНЕНКО

 
 
 

Утверждены
Приказом МПС РФ
от 17.12.99 N 44Ц

 

ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

I. Общие положения

 
    1.1. К скоропортящимся относятся грузы, которые при перевозке по железным дорогам требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящим Правилам.
    Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, изотермические вагон-цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.
    1.2. Перевозка скоропортящиеся грузов, не указанных в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Правилам, импортных плодоовощей, следующих через морские, речные порты, пограничные передаточные железнодорожные станции не в прямом международном сообщении, а также других грузов, требующих при перевозке соблюдения определенных условий и температурных режимов, допускается на особых условиях, устанавливаемых МПС России совместно с заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями согласно статье 13 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 2, ст.218) (далее - Транспортный устав).
    Перевозка скоропортящихся грузов на особых условиях осуществляется также в тех случаях, когда состояние и упаковка грузов не соответствуют требованиям стандартов и технических условий, возникает необходимость перевозки их на срок выше предельных сроков перевозки, установленных настоящими Правилами, или сроков транспортабельности (возможный срок перевозки конкретного груза).
    1.3. Если заданные грузоотправителем температурный режим или какие-либо другие условия перевозки не могут быть обеспечены имеющимися транспортными средствами, то железная дорога имеет право не принять такой груз к перевозке.
    1.4. Периоды года, с учетом которых в зависимости от климатической зоны нахождения железных дорог определяется способ перевозки скоропортящихся грузов, предусмотрены в приложении 6 к настоящим Правилам.
    С учетом конкретных погодных условий сроки начала и окончания периодов года, указанные в приложении 6, могут временно изменяться: МПС России - при перевозке в прямом сообщении, железной дорогой - при перевозке в местном сообщении.
    При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.
    В случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами способ перевозки устанавливает грузоотправитель, то он обязан сделать об этом отметку в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
    1.5. Предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы согласно статье 25 Транспортного устава должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, техническими условиями и иными документами, содержащими требования к качеству груза и упаковки).
    Скоропортящиеся грузы перевозятся по железным дорогам в следующих видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных и полимерных ящиках, ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах.
    Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой, без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механизированным способом.
    Охлажденное, замороженное и подмороженное мясо (туши, полутуши, четвертины) может перевозиться без упаковки.
    По просьбе железной дороги грузоотправитель для проверки состояния груза или тары предъявляет принятые в установленном порядке нормативные документы (ГОСТ, ОСТ, ТУ). При несоответствии груза и тары нормативным документам или не предъявлении этих документов железная дорога вправе отказать грузоотправителю в перевозке.
    1.6. Железные дороги имеют право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и соответствие их нормативным документам.
    Проверка производится в процессе предъявления груза к перевозке. Температура замороженных, мороженных, подмороженных и охлажденных грузов измеряется в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляются грузоотправителем.
    Соответствие по товарной сортности груза при его предъявлении к перевозке железная дорога не проверяет.
    Качество груза в целой герметической упаковке (банки, бутылки, бочки) при предъявлении к перевозке и выдаче не проверяется.
    1.7. При предъявлении скоропортящихся грузов к перевозке, в том числе экспортно-импортных, вместе с перевозочными документами грузоотправитель представляет железнодорожной станции (далее - станция) отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества). На оборотной стороне накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемого документа о качестве и срок транспортабельности груза.
    При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладывается документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.
    При перевозке продуктов и пищевого сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат в соответствии с правилами перевозок грузов, подконтрольных Госветнадзору, на железнодорожном транспорте.
    При отгрузке плодоовощей, растений живых, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, а также при экспортно-импортных перевозках таких грузов грузоотправителем дополнительно прикладывается фитосанитарный (карантинный) сертификат в соответствии с правилами перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте.
    1.8. На расфасованные минеральные воды, виноградные и плодовоягодные вина предъявление документов о качестве не требуется.
    1.9. При неправильном указании в накладной наименования груза, его свойств, необходимых при перевозке груза мер предосторожности, особых отметок, а также за отправление запрещенного к перевозке скоропортящегося груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере, установленном статьей 113 Транспортного устава.
    1.10. Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в накладной, менее срока доставки, установленного в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены МПС России 10.09.98 г. N ЦМ-593, зарегистрированы Минюстом России 08.10.98 г. N 1633), либо со статьей 14 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) для грузов, перевозимых по накладной СМГС.
    1.11. Завоз грузоотправителем скоропортящихся грузов на станцию для погрузки в местах общего пользования разрешается только на основании принятой заявки на перевозку в согласованный со станцией день погрузки. Замороженные, мороженые, подмороженные и охлажденные грузы в летний и переходный периоды года, а также грузы, боящиеся подморозки в зимний период года, должны доставляться на место погрузки защищенными от температуры наружного воздуха.
    1.12. Железная дорога должна предоставить под погрузку скоропортящихся грузов исправные вагоны, контейнеры, а при необходимости - удовлетворяющие ветеринарно-санитарным требованиям.
    Соответствие вагонов, контейнеров ветеринарно-санитарным требованиям при перевозке скоропортящихся грузов определяется грузоотправителем.
    Подготовка специализированных цистерн, не принадлежащих предприятиям федерального железнодорожного транспорта или сданных ими в аренду, под налив молока, вина, виноматериалов и других пищевых наливных грузов согласно статье 27 Транспортного устава проводится грузоотправителем.
    1.13. Совместная перевозка в одном вагоне, контейнере разных видов скоропортящихся грузов допускается только в отношении не выделяющих и не воспринимающих запахи грузов, имеющих одинаковые условия их перевозки и способ обслуживания.
    В этом случае срок перевозки таких грузов не должен превышать срока, установленного для наименее стойкого груза.
    1.14. Переадресовка скоропортящихся грузов производится:
    на станциях первоначального назначения - с оформлением новых перевозочных документов с приложением к ним нового документа о качестве груза с наложением грузополучателем на вагон, контейнер новых запорно-пломбировочных устройств;
    в пути следования - по первоначальным перевозочным документам без предоставления нового документа о качестве груза при условии, если груз может быть доставлен на новую станцию назначения до истечения срока его транспортабельности, указанного в накладной;
    импортных и экспортных грузов - по первоначальным перевозочным документам, если срок транспортабельности груза, указанный в накладной, заканчивается после срока его доставки на станцию нового назначения.
    Если срок транспортабельности скоропортящегося груза, указанный в накладной, истекает ранее срока доставки груза на новую станцию назначения, переадресовка груза производится с оформлением новых перевозочных документов с приложением к ним нового документа о качестве груза.
    Переадресовка отдельных вагонов со скоропортящимися грузами из состава рефрижераторной секции не допускается.
    1.15. Переадресовка скоропортящихся грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора или органам Государственной инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, производится соответственно согласно правилам перевозок грузов, подконтрольных Госветнадзору, на железнодорожном транспорте и правилам перевозок подкарантинных грузов на железнодорожном транспорте.
    1.16. Переадресовка скоропортящихся грузов при нарушении сроков доставки, температурного режима перевозки, порядка вентилирования, других условий перевозки, могущих привести к потери качества груза, а также грузов в вагонах с неисправными запорно-пломбировочными устройствами и актами попутных станций может быть разрешена при условии устранения обнаруженных недостатков, после проверки состояния и качества груза с выдачей нового документа о качестве груза.
    1.17. Скорость перевозки скоропортящихся грузов в соответствии со статьей 20 Транспортного устава выбирает и указывает в накладной грузоотправитель.
    При этом скоропортящиеся грузы в изотермических вагонах перевозятся только большой скоростью.
    1.18. В соответствии со статьей 45 Транспортного устава железная дорога при выдаче скоропортящегося груза на станции назначения проверяет его состояние, массу и количество мест в случаях прибытия груза с нарушением срока его доставки, несоблюдения температурного режима при перевозке в рефрижераторных вагонах.
    1.19. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах с поддержанием температурного режима, к коммерческому акту прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме в пути следования, заверенная подписью руководителя обслуживающей бригады.
    1.20. По заявке грузоотправителя для перевозки повагонными отправками скоропортящихся грузов с печным отоплением железная дорога предоставляет крытые вагоны. Печи и печное оборудование предоставляются и устанавливаются грузоотправителем за свой счет.
    Перевозка скоропортящихся грузов с проводником осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте.
    Железная дорога может предоставить грузоотправителю по его заявке отдельный вагон для проезда проводников с оплатой согласно тарифному руководству.
    В отдельных случаях на договорных условиях и с разрешения МПС России проводник может следовать в служебном вагоне рефрижераторных секций или в автономных рефрижераторных вагонах со служебным отделением (АРВ-Э).
    1.21. После выгрузки скоропортящихся грузов грузополучатель должен тщательно очистить вагоны, контейнеры, а пол и стены изотермических вагонов, контейнеров при необходимости протереть.
    Промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозки скоропортящихся грузов, сырых продуктов животного происхождения, животных проводится железной дорогой за счет грузополучателя в соответствии со статьей 48 Транспортного устава.
    Промывка и дезинфекция контейнеров, в том числе рефрижераторных, производится грузополучателем.
    Обеззараживание подкарантинных грузов, вагонов, контейнеров производится органами Госинспекции по карантину растений.
    1.22. На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, в установленном порядке выдается соответствующий документ.
    После ветеринарно-санитарной обработки рефрижераторных секций или АРВ-Э руководителю обслуживающей бригады выдается копия указанного документа, которая служит основанием для погрузки в них скоропортящихся грузов, в том числе подконтрольных органам Госветнадзора.
    1.23. При перевозке грузов в рефрижераторной секции грузоотправитель должен представить накладную и другие сопроводительные документы на каждый грузовой вагон.
    1.24. Импортные скоропортящиеся грузы, следующие через морские, речные порты и пограничные передаточные станции не в прямом международном сообщении в количестве менее повагонной партии, могут перевозиться одной отправкой в изотермических и крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах с учетом обеспечения сохранности грузов.
 

II. Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов

 
    2.1. Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен размещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, повреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера).
    2.2. При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при отсутствии брусков и гофр - на расстоянии 4 - 5 см от торцевых и продольных стен.
    2.3. Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным штабелем без применения реек.
    Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейнера) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона (контейнера) который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками.
    Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некратности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).
    2.4. Бочки устанавливают вертикально укупорочным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. Бочки емкостью более 200 дм3 устанавливают на прокладки толщиной не менее 2,5 см, шириной 15 - 20 см и длиной, равной наибольшему диаметру бочек. При закатывании бочек в изотермические вагоны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не допускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермические вагоны и более 100 дм3 в контейнеры.
    В каждый ярус и ряд погрузки должны быть помещены однотипные по размеру бочки. Если на полную вместимость вагона (контейнера) бочек одного размера недостает, то принцип однородности необходимо соблюдать по ярусам, при этом более тяжелые бочки ставят в первый ярус.
    При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период года бочки необходимо оставлять незаполненными на 10...15% их вместимости, о чем грузоотправитель обязан сделать отметку в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
    2.5.