Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 965. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ. РД 37.009.015-98" (утв. Минэкономики РФ 04.07.98)

Дата документа04.07.1998
Статус документаДействует
МеткиМетодическое руководство

    

УТВЕРЖДЕНО
Министерством экономики
Российской Федерации
4 июля 1998 года

 

СОГЛАСОВАНО
письмом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25 февраля 1998 г. N 13-67

 

Дата введения - 4 июня 1998 года

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

 

(РД 37.009.015-98)

 

(с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6)

 
    Методическое руководство предназначено для использования:
    - в оценочной деятельности;
    - при проведении независимой технической экспертизы в рамках ОСГО;
    - при подготовке, профессиональной переподготовке, повышении квалификации оценщиков и экспертов-техников.
    Настоящее Руководство разработано в качестве дальнейшего развития методики "Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98", согласованной с Министерством юстиции Российской Федерации (письмо N 13-67 от 25.02.98) и утвержденной Министерством экономики Российской Федерации 4 июня 1998 г.
    Методика разработана специалистами ФГУП "НАМИ", МГТУ "МАМИ", МАДИ (ГТУ), ООО "Прайс-Н" при участии независимых специалистов.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", утвержденный 29 июля 1998 г., установил приоритет Стандартов оценки и подходов в оценочной деятельности. Методики утратили статус руководящих документов, и Стандартами оценки им была отведена роль способа расчета в рамках одного из подходов, и Законом закреплено право оценщика применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки.
    Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы при оценке стоимости всех видов ремонта автомототранспортных средств (далее - АМТС) и определении стоимости самих АМТС, при проведении работ по независимой технической экспертизе автомототранспортных средств, при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
    Методические рекомендации предназначены:
    - субъектам оценочной и экспертной деятельности, в том числе занимающимся определением размера страхового возмещения;
    - саморегулируемым организациям;
    - учебным заведениям, занимающимся обучением оценщиков и экспертов;
    - другим заинтересованным лицам.
 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (АМТС) И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ

 
    Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ N 519 от 06.07.01 "Об утверждении Стандартов оценки" - далее по тексту - "Стандарты оценки" оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Ниже рассматривается применение этих подходов при оценке АМТС. Здесь и далее под автомототранспортными средствами (АМТС) будем понимать не только цельнокомплектное транспортное средство, но и его составляющие части (комплектующие).
 
    1.1. Определение стоимости сравнительным подходом.
    Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС, в том числе аварийных, а также не подлежащих восстановлению АМТС, и их комплектующих крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок.
    В соответствии с пунктом 16 "Стандартов оценки" "...оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...". При определении рыночной стоимости объекта оценки обычно используется следующая информация:
    - цены сделок купли-продажи;
    - аукционные цены;
    - цены интернет-сайтов;
    - цены из периодических изданий и прайс-листов;
    - цены из справочно-аналитических изданий.
    Полученную информацию обрабатывают с помощью различных статистических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену.
    Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения достоверности, являются цены сделок купли-продаж. Однако такая информация является малодоступной, поэтому, в основном, используются цены справочно-аналитических и периодических изданий, прайс-листов, скорректированные должным образом при помощи соответствующих методик.
    Для определения рыночной стоимости АМТС и их комплектующих необходимо сформировать банк данных по стоимости аналогичных объектов оценки путем подбора аналогов и приведения их стоимости в сопоставимый вид путем ввода корректирующих поправок в виде коэффициентов или надбавок (скидок) к стоимости.
    Используют следующие виды поправок:
    - на техническую сопоставимость;
    - на различия в условиях продажи;
    - на временную сопоставимость;
    - на различие в комплектации (здесь и далее под комплектацией понимается оснащение АМТС дополнительными устройствами, оборудованием).
    Поправки на техническую сопоставимость. Для определения величины поправки используются соотношения между ценами и параметрами объекта оценки:
    - типоразмер (мощность двигателя, грузоподъемность, пассажировместимость и т.п.);
    - возраст;
    - техническое состояние;
    - износ.
    Внесение поправок на различия в условиях продаж означает приведение цен всех найденных аналогов к единым коммерческим условиям продаж. Различают следующие виды поправок:
    - на уторговывание;
    - на сроки поставки;
    - на условия платежа (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платеж в смешанной форме).
    Поправка на временную сопоставимость. Величина поправки определяется с помощью индексов или трендов.
 
    1.2. Определение стоимости затратным подходом.
    Затратный подход наиболее успешно используется при оценке переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС, их комплектующих. Кроме того, затратный подход успешно используется для корректировки стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (дефекты), или имеющих дополнительное оборудование, или при отсутствии некоторых элементов базовой комплектации (некомплектность).
    Стоимость объектов оценки определяется затратным подходом с помощью следующих методов:
    - поагрегатный (поэлементный) расчет;
    - индексация цен;
    - расчет по цене однородного объекта.
    Поагрегатный (поэлементный) расчет используется в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть собран из составных элементов.
    Суть определения стоимости АМТС, их комплектующих с помощью индексации цен заключается в приведении стоимости объектов к действующему уровню цен с помощью корректирующих индексов.
    Расчет стоимости по цене однородного объекта производят с помощью подбора для оцениваемого объекта аналогичного, похожего по конструкции, используемым материалам и технологии изготовления.
    Предполагают, что себестоимость изготовления аналогичного объекта близка к себестоимости изготовления оцениваемого и формируется под влиянием общих для данных объектов оценки производственных факторов.
    При оценке АМТС, их комплектующих по цене однородного объекта вначале необходимо определить стоимость замещения, т.е. сумму затрат на создание объекта соответствующей комплектации, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание нового объекта с применением аналогичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки:
 
    С_0 = С_0а +/- С_ком +/- С_об, руб. (2.1)
 
    где:
    С_0 - стоимость замещения нового объекта оценки, руб.;
    С_0а - себестоимость нового аналогичного объекта базовой комплектации, руб.;
    С_ком - стоимость дополнительной комплектации, руб.;
    С_об - стоимость дополнительного оборудования, руб.
    Затем к стоимости замещения добавляется предпринимательская прибыль. Далее она корректируется с учетом: физического износа, стоимости устранения аварийных дефектов, функционального износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товарной стоимости:
 
    С_t = C_0 + П - С_физ - С_деф - С_ф - С_э - УТС, руб., (2.2)
 
    где:
    С_t - рыночная стоимость АМТС, руб.;
    C_0 - стоимость замещения нового аналогичного АМТС, руб.;
    П - предпринимательская прибыль, руб.;
    С_физ - утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;
    С_деф - стоимость устранения аварийных дефектов, руб.;
    С_ф - потеря стоимости из-за функционального износа, руб.;
    С_э - потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;
    УТС - дополнительная утрата товарной стоимости, руб.
 
    1.2.1. Корректировка стоимости АМТС, оснащенных дополнительным оборудованием.
    При наличии на объекте оценки дополнительного оборудования, приспособлений, не входящих в стандартную комплектацию, необходимо учесть стоимость установленного оборудования и затраты по его установке. Стоимость дополнительного оборудования, приспособлений рассчитывается с учетом их индивидуального износа.
 
    1.2.2. Учет износа при определении стоимости.
 
    1.2.2.1. Учет естественного физического износа.
    Стоимость объекта оценки в общем виде определяется по формуле:
 
    С_t = Ц_0а +/- С_об +/- С_ком - С_физ - С_деф - С_э - УТС, руб., (2.3)
 
    где:
    С_t - рыночная стоимость объекта оценки, руб.;
    Ц_0а - рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.;
    С_об - стоимость дополнительного оборудования, руб.;
    С_ком - стоимость дополнительной комплектации, руб.;
    С_физ - утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.;
    С_деф - стоимость устранения аварийных дефектов, руб.;
    С_ф - потеря стоимости из-за функционального устаревания, руб.;
    С_э - потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.;
    УТС - дополнительная утрата товарной стоимости, руб.
    В простейшем случае, когда объект оценки не имеет дополнительного оборудования и не имеет отклонений по комплектации по сравнению с новым аналогичным, а также отсутствуют аварийные дефекты и признаки функционального и экономического устаревания, то есть справедливы равенства:
 
    С_об = С_ком = С_деф = С_ф = С_э = УТС = 0, (2.4)
 
    и, следовательно, на изменение стоимости объекта оценки оказывают влияние только его естественный физический износ и при этом не выявлено замен дорогостоящих комплектующих изделий, то формула (2.4) примет вид:
 
    С_t = Ц_0а - С_физ, руб. (2.5)
 
    Учитывая, что:
 
    С_физ = Ц_0а x И_физ / 100%, руб., (2.6)
 
    после подстановки выражения (2.6) в формулу (2.5) получаем:
 
    С_t = Ц_0а - Ц_0а x И_физ / 100%, руб. (2.7)
 
    или:
 
    С_t = Ц_0а x (1 - И_физ / 100%), руб. (2.8)
 
    Введем коэффициент физического износа (К_физ):
 
    К_физ = (1 - И_физ / 100%), руб., (2.9)
 
    после подстановки выражения (2.10) в формулу (2.9) получаем:
 
    С_t = Ц_0а x К_физ, руб. (2.10)
 
    В случае замены или ремонта в процессе эксплуатации дорогостоящих комплектующих изделий стоимость объекта оценки корректируется с учетом разницы в стоимости заменяемых (ремонтируемых) комплектующих изделий, а также затрат на их замену и дополнительных затрат на утилизацию не пригодных к дальнейшему использованию замененных комплектующих изделий.
    При оценке АМТС, находящегося в удовлетворительном состоянии по внешнему виду и эксплуатационным характеристикам, но достигшего расчетного износа 60% и более, последний может быть снижен до уровня 50%, но не ниже, за исключением случая замены кузова на оцениваемом автомобиле. При этом оценщик должен обосновать снижение износа ссылкой на проведенный ремонт, замену агрегатов, сохранение внешнего вида и основных эксплуатационных характеристик.
 
    1.2.2.2. Учет аварийного физического износа.
    Для определения стоимости объекта оценки с учетом незначительного аварийного физического износа (повреждения) сначала определяют его стоимость в исправном состоянии (доаварийная стоимость), как правило, сравнительным подходом, а затем корректируют ее на величину затрат по устранению аварийных дефектов, повреждений и на величину дополнительной утраты товарной стоимости:
 
    С_аб = С_да - С_рем - УТС, руб., (2.11)
 
    где:
    С_аб - стоимость аварийного АМТС, руб.;
    С_да - доаварийная стоимость АМТС, руб.;
    С_рем - величина затрат на ремонт, руб.;
    УТС - дополнительная утрата товарной стоимости, руб.
    В случае значительного аварийного износа (повреждения) определение стоимости такого объекта изложено в п. 1.5 "Определение стоимости аварийных АМТС".
 
    1.2.2.3. Учет функционального износа и экономического устаревания.
    Объект оценки может быть уценен по признаку функционального и экономического устареваний. При принятии решения о величине снижения стоимости объекта оценки необходимо учитывать реальные цены на аналогичные объекты на рынке.
 
    1.2.2.4. Предельное значение снижения стоимости за счет износа.
    Расчетная стоимость объекта оценки с учетом всех перечисленных выше видов износа (физического, функционального и экономического) не должна быть меньше стоимости его годных остатков.
 
    1.3. Определение стоимости доходным подходом.
    Доходный подход в основном используется для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. Очевидно, что для АМТС степень эффективности (доходности) их использования не отражается на стоимости.
    Доходный подход используется при оценке стоимости вновь конструируемых (проектируемых) АМТС.
 
    1.4. Определение итоговой величины стоимости.
    Согласно пунктам 18 - 20 "Стандартов оценки":
    - оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки;
    - итоговая величина должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное;
    - итоговая величина может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
 
    1.5. Определение стоимости аварийных АМТС.
 
    1.5.1. Определение стоимости аварийных АМТС, реализуемых целиком.
    При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, в том числе не подлежащих восстановлению, применяется сравнительный подход. Процедура применения сравнительного подхода подробно изложена в п. 1.1 "Определение стоимости АМТС сравнительным подходом".
    В случае невозможности реализации аварийного АМТС целиком или отсутствия экономической целесообразности в его реализации определяется стоимость его годных к реализации деталей и утилизационных остатков.
 
    1.5.2. Определение стоимости аварийных АМТС, реализуемых в виде отдельных деталей и утилизационных остатков.
    Аварийное АМТС, в котором остались работоспособные агрегаты, узлы, детали, можно разобрать и после дефектовки реализовать все пригодное для дальнейшего использования на рынке подержанных запчастей. В этом случае стоимость годных остатков можно определить по формуле:
 
    С_л = С_лз + С_у - З_п - З_т - З_у, руб., (2.12)
 
    где:
    С_л - стоимость годных остатков, руб.;
    С_лз - стоимость работоспособных деталей на рынке подержанных запчастей, руб.;
    С_у - стоимость утилизационных остатков, руб.;
    З_п - предпродажные затраты (транспортировка, разборка, дефектовка и т.п.), руб.;
    З_т - торговые издержки, руб.;
    З_у - затраты, связанные с утилизацией АМТС, руб.
    Примечание 1: годные импортные запчасти, снятые с АМТС и предназначенные к реализации, должны иметь износ не более 60% и срок службы не более 15 лет. Для импортных запчастей, срок службы которых превышает 15 лет или износ которых превышает 60%, учитывается стоимость только утилизационных остатков.
    Примечание 2: годные отечественные запчасти, снятые с АМТС и предназначенные к реализации, должны иметь износ не более 60% и срок службы не более 7 лет. Для отечественных запчастей, срок службы которых более 7 лет или износ которых превышает 60%, учитывается стоимость только утилизационных остатков.
 
    Стоимость годных запчастей, утилизационных остатков, предпродажные затраты, торговые издержки, затраты, связанные с утилизацией АМТС, определяются исходя из сложившихся в регионе рыночных цен сравнительным подходом.
    В случае невозможности реализации годных запчастей или отсутствия экономической целесообразности в их реализации учитывается стоимость утилизационных остатков.
 
    1.6. Перечень нормативных документов, использованных в разделе.
    При написании данного раздела были использованы следующие нормативные акты:
    - Постановление Правительства РФ N 519 от 06.07.01 "Об утверждении Стандартов оценки", п. 16, 18, 19, 20.
 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ РЕМОНТА

 
    Здесь и далее под ремонтом понимается исправление повреждений, неисправностей, дефектов.
    Стоимость ремонта (включая страховые случаи по ОСГО) - стоимость услуги по устранению дефектов, повреждений АМТС. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно пункту 2 ст. 15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо произвело либо должно будет произвести для восстановления АМТС в размере нарушенного права. В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
    - расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта;
    - расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
    Расходы на ремонт рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в регионе.
 
    2.1. Возмещение вреда, убытков.
    Согласно статье 1064 ГК РФ: "Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред".
    Согласно статье 1082 ГК РФ: "...суд... обязывает лицо, ответственное за причинение вреда:
    - возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.);
    - ...возместить причиненные убытки (пункт 2 ст. 15 ГК РФ)".
    Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ: "Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права:
    - утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
    - ...неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".
 
    2.2. Требования к объему и качеству ремонта.
    К качеству технического обслуживания и ремонта АМТС, согласно ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения", предъявляются следующие требования: транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п. 4).
 
    2.3. Определение норм, правил, процедур, технологии, объема ремонта.
    Согласно п. 2 ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения" (N 196-ФЗ, 10.12.95):
    "Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами - изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации".
    Если заводом-изготовителем не установлен норматив на какую-либо операцию технического обслуживания и ремонта, то оценщик вправе сам установить его экспертным путем (по аналогии).
    Согласно п. 3 ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения":
    "Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работу и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны ...обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами".
    Способ, вид, технология, трудоемкость (норма времени на выполнение работы, услуги), объем ремонтных работ определяются в зависимости от характера и степени повреждения АМТС, его отдельных узлов, агрегатов и деталей с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, дефектовке, сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., в соответствии с технологией ремонта, установленной предприятием - изготовителем автомототранспортного средства, и общими принципами и методами ремонта.
    При определении объема окрасочных работ специалист должен исходить из необходимости полной (а не частичной) окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Частичная окраска возможна только по рекомендации завода-изготовителя.
    Специалист принимает решение о замене агрегата, узла, детали только при экономической нецелесообразности (см. п. 3.5 "Экономическая целесообразность ремонта АМТС") или технической невозможности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации, и технической документацией предприятий - изготовителей АМТС, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации.
    Замена кузова, кабины АМТС, дорогостоящих комплектующих изделий (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, а для специального и специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового АМТС, и т.п.) назначается в том случае, если их ремонт экономически нецелесообразен или они не соответствуют требованиям приемки в ремонт кузовов, кабин, дорогостоящих комплектующих изделий.
    Решению о замене дорогостоящих комплектующих изделий, как правило, должна предшествовать их дефектовка с разборкой.
 
    2.4. Определение расходов на ремонт.
    При оценке стоимости ремонта АМТС используются затратный и сравнительный подходы. Доходный подход не используется, т.к. при ремонте не подразумевается получение доходов ни одной из заинтересованных сторон.
    Затратный подход используется для составления калькуляции (сметы) на ремонтные работы.
    Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, трудовых затрат и стоимости других ресурсов, необходимых для ремонта АМТС.
    Величина затрат на ремонт (устранение повреждений и дефектов) АМТС определяется по формуле:
 
    С_рем = С_раб + С_м + С_зч, руб., (3.1)
 
    где:
    С_рем - величина затрат на ремонт, руб.;
    С_раб - стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов), руб.;
    С_м - стоимость материалов, руб.;
    С_зч - стоимость запасных частей, руб.
 
    2.4.1. Определение расходов на оплату работ по ремонту.
    Величина расходов на оплату работ по ремонту АМТС (С_раб) определяется на основании:
    - установленных предприятием - изготовителем АМТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, определенных экспертным путем);
    - рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС;
    по формуле:
 
    С_раб = Т_раб x С_нч, руб., (3.2)
 
    где:
    Т_раб - трудоемкость работ, нормо-час;
    С_нч - рыночная стоимость нормо-часа, руб.
 
    2.4.2. Определение расходов на материалы и запасные части.
    Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для ремонта, определяется по рыночной стоимости, сложившейся в данном регионе на момент оценки, с учетом типа, модели и возраста АМТС. Поврежденные фирменные, оригинальные, сертифицированные детали в процессе ремонта заменяются на соответствующие. Принцип соответствия распространяется и на используемые материалы.
 
    2.4.3. Подготовительные работы, мероприятия по пожарной безопасности и охране труда, увеличивающие стоимость ремонта.
    Согласно ТУ 37.101.0167-97 "Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания":
    1. "Автомобиль, его узлы и агрегаты при приемке в ремонт должны быть чистыми (вымытыми)" (п. 1.3);
    2. "У автомобилей, принятых в ремонт, в процессе ремонта и при хранении на СТО клемма "минус" аккумуляторной батареи должна быть отключена" (п. 1.11).
    Согласно руководящему документу "Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты", г. Тольятти, 2002 г.: "Частичная окраска кузова предусматривает окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова..." (часть 1, ТИ 3100.25100.80014, стр. 149, п. 1.8). Трудоемкость работ по подбору колера учитывается однократно, независимо от количества окрашиваемых панелей. Трудоемкости работ по снятию старой краски, подбору колера, снятию и установке агрегатов, узлов и деталей в трудоемкости работ на окраску не учтены.
    ("Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Общие положения, п. 10. Тольятти, 2005 г.)
    Требования по безопасности труда к технологическим процессам по ремонту автомобилей регламентирует ГОСТ 12.3.017-79 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности".
    П. 2.3 ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: "Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть".
    П. 2.12 ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: "Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей".
    Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей регламентируется ВППБ 11-01-96 "Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта".
    Согласно п. 12.1.2 ВППБ 11-01-96 "При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива...".
    Согласно п. 12.1.4 ВППБ 11-01-96 "Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина".
    Согласно п. 12.5.2 ВППБ 11-01-96 "При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на автомобиле топливный бак (или баллон с газом) должен быть снят или приняты меры, обеспечивающие полную безопасность, для чего горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр... При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму или кузов автомобиля...".
 
    2.5. Особенности расчета стоимости ремонта АМТС, находящихся на гарантийном обслуживании.
    При определении стоимости ремонтных работ для АМТС, находящегося на гарантийном обслуживании, должны быть учтены все затраты на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям завода-изготовителя для возобновления гарантийных обязательств.