Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 23.08.99 N 21-17-99 "О СОСТОЯНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА"

Дата документа23.08.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 августа 1999 г. N 21-17-99

 

О СОСТОЯНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

 
    Проведенное управлениями по делам несовершеннолетних и молодежи и по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщение материалов прокурорской практики свидетельствует, что нарушения законности в работе органов опеки и попечительства, иных учреждений, занимающихся организацией усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судов носят распространении характер. Прокурорский надзор осуществляется во многих регионах ненадлежаще.
    Как показало изучение вопроса, социально-экономический кризис в стране сказался прежде всего на детях. Появилось огромное число беспризорников (по некоторым данным, их несколько миллионов), юных бомжей (сотни тысяч), чье содержание и даже выживание стало сугубо их личной заботой. Между тем согласно статистике количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, из года в год снижается, что свидетельствует о бездействии многих учреждений, органов опеки и попечительства. К тому же сокращается число специалистов по охране прав детей - сейчас 949 муниципальных образований вовсе не имеют таких специалистов.
    Статьей 30 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания.
    Однако в стране происходит прямо противоположный процесс. Число детей, устроенных в семью (под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление), сокращается, но в то же время растет число так называемых "государственных детей", то есть тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. За последние три года число детей, переданных на усыновление, уменьшилось на 17% (в 1996 г. - 30635 детей, в 1998 г. - 25461), под опеку - на 10% (в 1996 г. - 72850 детей, в 1998 г. - 65357), а количество детских домов, не считая других учреждений интернатного типа, увеличилось на 229, число их воспитанников - на 32% (в 1996 г. - 56732 детей, в 1998 г. - 74728).
    Вместе с тем даже при всех неблагоприятных факторах есть регионы, где находят достаточно эффективные возможности для цивилизованного устройства детей-сирот. Примером может служить Самарская область. Созданная в области система многопрофильной помощи родителям, взявшим детей на воспитание, позволила передавать в семьи до 80% детей, лишившихся родительского попечения. Если раньше в г. Самаре усыновляли в год примерно 30 детей при тысячной очереди на усыновление, сейчас - несколько сот. Проводимая практика социальной работы в области дала возможность закрыть шесть детских учреждений для детей-сирот, а детей устроить в семьи. Высвободившиеся 126 млн. руб. направлены на поддержку детей, устроенных в семьи. Противоположная ситуация наблюдается в Ярославской области, где за последние четыре года открыто 19 новых учреждений для детей, лишившихся попечения родителей, а число детей, переданных на усыновление, постоянно сокращается. Опыт работы Самарской области распространялся межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, однако, должного развития не получил.
    Как свидетельствуют материалы прокурорского надзора, в регионах крайне низка активность органов опеки. Их деятельность вопреки требованиям ст. 123 СК РФ сведена в основном к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились с такой просьбой, тогда как органы опеки обязаны в инициативном порядке подыскивать детям-сиротам усыновителей.