Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 829. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2000 г. N 1021

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ГАЗ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемые Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
    2. Установить, что с 1 января 2001 г. организации, осуществляющие добычу, транспортировку и реализацию природного газа, обязаны вести раздельный учет продукции (услуг) и затрат на ее производство по следующим видам деятельности:
    добыча природного газа;
    услуги по транспортировке природного газа по трубопроводам;
    хранение природного газа;
    услуги по поставке (реализации) природного газа.
    3. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке с внесением, при необходимости, в установленном порядке изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения.
    4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в первом полугодии 2001 г. разработать совместно с Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и утвердить методику определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, в целях применения при регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
    5. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и с участием открытого акционерного общества "Газпром" представить в Правительство Российской Федерации:
    в I квартале 2001 г. - предложения о сроках перехода к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам;
    в IV квартале 2001 г. - доклад о результатах применения Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением, и предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2000 г. N 1021

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ГАЗ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", определяют принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке в Российской Федерации.
    2. Используемые в настоящих Основных положениях понятия означают следующее:
    "газ" - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;
    "цены на газ", "тарифы на услуги по транспортировке газа" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ или за услуги по транспортировке газа;
    "оптовые цены на газ" - цены на газ, реализуемый оптовым покупателям акционерными обществами "Газпром", "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также организациями, входящими в их группы лиц;
    "регулирующий орган" - федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственное регулирование соответствующих цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке согласно законодательству Российской Федерации и настоящим Основным положениям;
    "регулируемые виды деятельности" - виды деятельности, при выполнении которых расчеты за поставляемую продукцию (оказываемые услуги) осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством;
    "нерегулируемые виды деятельности" - виды деятельности, при выполнении которых расчеты за поставляемую продукцию (оказываемые услуги) осуществляются исходя из свободных договорных цен;
    "независимая газотранспортная организация" - организация, имеющая в собственности или на ином законном основании газопроводы, не принадлежащие организациям - собственникам систем газоснабжения (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения);
    "период регулирования" - предполагаемый период действия устанавливаемых цен (тарифов).
 

II. Государственное регулирование цен (тарифов)

 
    3. В соответствии с настоящими Основными положениями государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
    а) оптовые цены на газ;
    б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации;
    в) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
    г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;
    д) тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;
    е) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций;
    ж) розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.
    4. Государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.
    5. Переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации осуществляется поэтапно.
    На первом этапе осуществляются государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций, разработка методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и газораспределительным сетям и ее апробация, организация одной или нескольких газотранспортных компаний, осуществляющих транспортировку газа по магистральным газопроводам, а также введение в сфере услуг по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).
    На втором этапе подготавливаются обоснования для либерализации цен на газ и ограничения сферы государственного регулирования газовой отрасли за счет установления тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и газораспределительным сетям.
 

III. Регулирующие органы

 
    6. Регулирующими органами являются Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии.
    7. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации осуществляет государственное регулирование:
    а) оптовых цен на газ;
    б) тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации;
    в) тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
    г) тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;
    д) тарифов на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;
    е) платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций.
    8. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации вправе в установленном порядке делегировать региональным энергетическим комиссиям полномочия по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций и платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций.
    9. Региональные энергетические комиссии в случае наделения их соответствующими полномочиями осуществляют в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, государственное регулирование:
    розничных цен на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
    тарифов на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;
    платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций.
 

IV. Принципы формирования и государственного регулирования цен (тарифов)

 
    10. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из:
    а) создания организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, благоприятных условий для самофинансирования и компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
    б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);
    в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, защиты интересов потребителей газа и услуг по его транспортировке от монопольного повышения цен (тарифов);
    г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставкам (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;
    е) недопущения ограничения внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции.
    11. Расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из принципа раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
    12. Исходными данными для расчета регулируемых цен (тарифов) являются:
    расчетные объемы продукции (услуг) на период регулирования, определяемые исходя из утверждаемого в установленном порядке баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации;
    расчетный суммарный (за период регулирования) объем выручки, требуемый для компенсации экономически обоснованных затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и обеспечения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, прибылью, необходимой для их самофинансирования, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    13. При рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли регулирующие органы принимают во внимание:
    а) прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) прогнозируемую прибыль от поставок газа на экспорт;
    в) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;
    г) планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования в целях учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций;
    д) динамику затрат и прибыли в предыдущий период регулирования, а также показатели инфляции за истекший период.
    14. Тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций могут дифференцироваться по группам потребителей с учетом присоединения последних к сетям различного давления, режимов отбора газа, объемов потребления и других факторов.
 

V. Порядок государственного регулирования цен (тарифов)

 
    15. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявления организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.
    16. Для установления (пересмотра) цен (тарифов) организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление с приложением материалов, указанных в пункте 21 настоящих Основных положений.
    Регулирующий орган регистрирует заявление в день его получения.
    При несоответствии заявления установленным требованиям руководитель регулирующего органа возвращает его на доработку в 7-дневный срок со дня получения.
    При принятии заявления к рассмотрению руководитель регулирующего органа (его заместитель) извещает об этом заявителя.
    17. При рассмотрении вопроса об утверждении цен (тарифов) по инициативе регулирующих органов последние выдают организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, предписание представить в месячный срок предложения по установлению регулируемых цен (тарифов).
    При неисполнении указанного предписания регулирующий орган создает экспертную группу, которая готовит и представляет на утверждение такие предложения.
    18. Решение об утверждении цен (тарифов) принимается правлением регулирующего органа в течение 30 рабочих дней с даты получения заявления об установлении (пересмотре) цен (тарифов).
    Извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения, направляются членам правления регулирующего органа и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения.
    Для предварительного рассмотрения представленных материалов, организации экспертизы и подготовки проекта решения руководитель регулирующего органа назначает ответственного из числа членов правления регулирующего органа.
    19. Экспертная группа, создаваемая регулирующим органом, рассматривает предложения по установлению цен (тарифов) и готовит экспертное заключение, которое должно содержать:
    оценку достоверности данных, приведенных в предложениях по установлению цен (тарифов);
    анализ предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении цен (тарифов) в соответствии с настоящими Основными положениями.
    20. Заседание правления регулирующего органа, на котором рассматриваются предложения по установлению цен (тарифов), считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления. На заседание приглашаются представители организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
    В случае отсутствия представителя указанной организации заседание переносится по решению правления регулирующего органа на срок не более 10 дней. При повторной неявке представителя заседание может быть проведено в его отсутствие.
    21. Ответственный за подготовку вопроса за 5 дней до заседания правления регулирующего органа направляет членам правления, а также организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, следующие документы:
    а) заявление об установлении (пересмотре) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об утверждении цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа;
    б) экспертное заключение;
    в) проект решения правления регулирующего органа.
    22. Решение правления регулирующего органа об установлении цен (тарифов) принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
    В случае если у членов правления регулирующего органа и представителя организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, имеется особое мнение, оно излагается письменно и прилагается к протоколу заседания.
    23. Решение правления регулирующего органа доводится до организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в 5-дневный срок с даты его принятия.
 

VI. Материалы, представляемые в регулирующие органы организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности

 
    24. К заявлению об установлении (пересмотре) цен (тарифов) прилагаются следующие материалы:
    а) расчет цен (тарифов), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
    б) бухгалтерский баланс организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, на последнюю отчетную дату;
    в) постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство;
    г) обоснование необходимой прибыли;
    д) планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий год в целях учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам;
    е) сравнительные данные по статьям затрат и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
    25. Формы представляемых материалов устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в соответствии с требованиями к составлению бухгалтерской, статистической и иной отчетности.
    26. Непредставление организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, части материалов, предусмотренных пунктом 24 настоящих Основных положений, является основанием для отказа в рассмотрении вопроса об установлении (пересмотре) регулируемых цен (тарифов) до представления всех материалов.
 

VII. Заключительные положения

 
    27. Регулирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых цен (тарифов) и своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
    28. Споры и разногласия, связанные с применением регулируемых цен (тарифов), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в досудебном порядке - регулирующими органами в пределах их компетенции.