Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 929. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГКАП РФ от 21.04.94 N ВБ/2053 "ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН"

Дата документа21.04.1994
Статус документаДействует
МеткиВременные рекомендации

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

 

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.
    Регулирование цен на товары (работы, услуги) и контроль за их применением осуществляется в установленном порядке и не является предметом настоящих Рекомендаций.
    1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию (перечень прилагается).
    1.3. Рекомендации применяются при проверках соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, статей 5 и 6 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
    1.4. Настоящие Рекомендации могут быть использованы при анализе деятельности предприятий на предмет выявления ценового сговора наряду с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по ценовым соглашениям как форме ограничительной деловой практики и Временной методикой выявления и пресечения соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.
 

2. Понятие монопольной цены

 
    2.1. По установленному порядку хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам (тарифам), кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.
    2.2. Оптовые (на продукцию производственно-технического назначения) и отпускные (на товары народного потребления) цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (конъюнктуры рынка).
    2.3. Под монопольной в настоящих Рекомендациях понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (низкие) и монопсонически низкие цены.
    2.4. Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате изъятия товаров из обращения с целью ее завышения для получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.
    2.5. Монопольно низкой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.
    2.6. Монопсонически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.
    2.7. В соответствии со ст. 5 Закона "О конкуренции..." установление монопольных цен хозяйствующим субъектом является злоупотреблением доминирующим положением на рынке при применении на свою продукцию свободных (рыночных) цен.
 

3. Признаки выявления монопольных цен

 
    3.1.При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:
    3.1.1. под изменением цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;
    3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном выражении;
    3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен объемов производства и т.д.
    3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.
    3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:
    3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:
    преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;
    скрытого уменьшения объемов производства (реализации) <*>
    3.2.2. скрытое повышение цены <**> в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации);
    3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.
    


    <*> Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.
    <**> Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижения цены при опережающем падении качества.
 
    3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:
    3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;
    3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;
    3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;
    3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.
    3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:
    3.4.1. не обусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий - поставщиков;
    3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне и/или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;