Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 348. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ" (утв. Минфином РФ 23.04.2004)

Дата документа23.04.2004
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации,
Председатель Совета по аудиторской
деятельности при Минфине России
А.Ю. ПЕТРОВ
23 апреля 2004 года

 

ОДОБРЕНО
Советом по аудиторской деятельности
при Минфине России,
протокол N 25
от 22 апреля 2004 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ

 
    В настоящей работе представлены практические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при выполнении аудиторского задания по выражению мнения о соответствии порядка формирования, отражения в учете страховых резервов, установленных законодательством.
 

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Главной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
    Страховые резервы являются одной из наиважнейших составляющих бухгалтерской отчетности страховой организации. Неправильное формирование страховых резервов может привести к недостоверности бухгалтерской отчетности страховщика, что не позволит собственниками и заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности реально оценить активы и обязательства страховой организации, затруднит принятие ими правильных управленческих решений в целях успешного ведения бизнеса.
 
    Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из следующих этапов:
    1. Планирование;
    2. Сбор аудиторских доказательств;
    3. Завершение аудита
 
    Планирование аудита включает в себя:
    предварительное знакомство с клиентом;
    оформление отношений с клиентом договором;
    расчет уровня существенности предстоящей проверки;
    изучение и оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;
    оценку аудиторских рисков;
    подготовку общего плана и программы аудита.
 
    Мнение аудитора о достоверности или недостоверности или недостаточной степени достоверности бухгалтерской отчетности должно быть основано на собранных в ходе аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательствах. Каждое такое доказательство должно служить свидетельством верности бухгалтерской отчетности в целом или ее составляющих.
    В ходе проверки аудитор должен изучить такой объем информации, который позволил бы ему сделать обоснованные выводы. При этом, следует учитывать, что достаточность аудиторских доказательств в каждом конкретном случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и уровня аудиторского риска у данного экономического субъекта. Чем надежнее система внутреннего контроля или больше запас аудиторского риска по отношению к допустимому его уровню, тем меньше доказательств может позволить себе собрать аудитор.
    

1.1. ТЕСТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ *)

 

ПОКАЗАТЕЛИ Критерии Количество баллов
1 2 3
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ
1. Уровень профессиональной компетенции главного бухгалтера предприятия Высокий 5
Средний 3
Низкий 0
2. Наличие и функционирование службы внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации Да
Частично
Нет
3. Наличие и функционирование актуарного департамента или актуариев, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации Да
Нет
4.Распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и работниками, отвечающими за формирование страховых резервов Да
Нет
5. Работа с аудиторскими материалами, внесение изменений в учет согласно рекомендациям аудиторов Да
Нет
Не всегда
6. Наличие и соблюдение единой методики учета в головном предприятии и его филиалах, структурных подразделениях (в т.ч. консолидированной отчетности) Да
Нет
7.Проведение проверок своих филиалов, структурных подразделений либо собственными силами (внутренний аудит, ревизионная комиссия), либо при помощи аудиторских фирм Да
Нет
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА
8. Наличие учетной политики Да, с обобщенными данными
Да, с раскрытием сведений об учете и н/о
Нет
9. Соответствие критериев, отраженных в учетной политике, критериям, установленным законодательством, и применение положений учетной политики в учете Соответствуют
Не соответствуют
Нет учетной политики
10. Способ расчета страховых резервов Полностью компьютеризированный учет
Смешанный
Ручной
11. Тип используемой компьютерной программы Использование лицензированной программы
Программа разработана самим предприятием
Использование нелицензированной программы
Нет компьютеризации
12. Полнота и правильность отражения финансово - хозяйственных операций на счетах бухучета с учетом влияния на финансовый результат и налогооблагаемую базу (в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой и соблюдением методологии учета) Да
Нет, без влияния на финансовый результат и н/о базу
Нет, с искажением финансового результата и н/о базы
13. Своевременность отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете Да
Нет
Не всегда
14. Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчетности Да
Нет
Не всегда
15. Надлежащая организация подготовки и ввода информации в базу данных для расчета страховых резервов. Да
Нет
16. Наличие контрольных процедур при осуществлении данной операции:
а) На предприятии имеется отдельное от бухгалтерии звено (человек, подразделение), занимающееся вводом данных по проданным полисам в программу расчета резервов
Да
Нет
б) На предприятии налажена система регулярной сверки по заключенным договорам страхования между: Да
-бухгалтером, выполняющим проводку по начислению договора и отделом страхования, дающим сведения Нет
-звеном по расчету резервов и бухгалтером, выполняющим начисление по договору Да
Нет
-отделом страхования и звеном по расчету резервов Да
Нет
В) На предприятии налажена система регулярной сверки по расторгнутым договорам (изменению условий в договоре между: Да
-бухгалтером, выполняющим проводку по начислению договора и отделом страхования, дающим сведения Нет
-звеном по расчету резервов и бухгалтером, выполняющим начисление по договору Да
Нет

 
 

ПОКАЗАТЕЛИ Критерии Количество баллов
1 2 3
-отделом страхования и звеном по расчету резервов Да
Нет  
В) В компании налажена система регулярной сверки по убыткам между: Да  
- отделом урегулирования убытков и звеном по расчету РЗУ Нет  
-бухгалтером, выполняющим проводку и отделом по урегулированию убытков Да  
Нет  
Г) В компании проводится сверка между звеном по расчету агентских вознаграждений и звеном по расчету резервов Да  
Нет  
Д) данные отдела перестрахования регулярно сверяются с данными отдела прямого страхования Да  
Нет  
Е) Данные отдела перестрахования регулярно сверяются с данными звена по расчету резервов Да  
Нет  
3. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
Применение процедур внутреннего контроля:  
16. Установление сроков сдачи внутренней отчетности в бухгалтерию предприятия Да
Нет
Не всегда
17. Проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала, регистрация входящих и исходящих документов на предприятии Да
Нет
Не всегда
18. Визирование первичных документов на предприятии Да
Нет
Не всегда
19.Документальное оформление контрольных процедур Да
Нет
Не всегда
20. Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы Да
Нет
Иногда

 
 

Баллы Фактическая надежность системы внутреннего контроля в процентах
(Фактическое количество баллов / Максимальное количество баллов Х 100%)
Максимальное количество баллов для проверяемого предприятия 160
Фактическое количество баллов для проверяемого предприятия

 
 

Оценка надежности системы внутреннего контроля Надежность системы внутреннего контроля в процентах Оценка надежности системы внутреннего контроля в процентах
Высокая от 81 до 100 процентов
Средняя от 41 до 80 процентов
Низкая от 11 до 40 процентов
Внутренний контроль отсутствует 0 до 10 процентов

 
 

Качественная оценка контрольного риска Проценты Контрольного риска (КР) Оценка риска (100% - Фактическая надежность системы внутреннего контроля в процентах)
Низкий 10-0
Средний (Умеренный) 50-11
Высокий 70-51
100-71

 
    


    *) Для оценки системы внутреннего контроля могут быть использованы показатели, рекомендованные Федеральным Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, а также требования внутрифирменного стандарта "Внутренний контроль".
 
    МЕТОД АУДИТА: выборочная проверка.
    1-й этап. Планирование выборочной проверки
    Определение совокупности данных, которая будет подвергнута выборочной проверке
    Определение ключевых элементов и элементов наибольшей стоимости
    Определение репрезентативной выборки
    2-й этап. Проверка ключевых элементов и элементов наибольшей стоимости. Проверка элементов выборки.
    3-й этап. Анализ результатов выборочного исследования. Определение прогнозной ошибки.
    Полная прогнозная ошибка складывается из прогнозной величины ошибки по репрезентативной выборке и фактически найденной величины ошибки по элементам выборки.
    ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА. Систематизация выявленных отклонений (нарушений) от требований законодательства информирование мнения о достоверности, бухгалтерской отчетности экономического субъекта на базе обобщения всей полученной в ходе проверки информации.
 

1.1. ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ

 

N п/п Перечень вопросов, подлежащих проверке Источник получения доказательств Рекомендации по проверке данного вопроса
1.1 Наличие у страховщика документов, на основании которых формируются резервы. Лицензия на право проведения страховой деятельности. П.п.1 п.2.1 Методических рекомендаций
Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни.
Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни.
Учетная политика организации
1.2 Применение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, отличных от методов, установленных Правилами формирования страховых резервов Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. П.п. 2 п.2.1 Методических рекомендаций
1.3. Изменение страховщиком методов формирования страховых резервов по страхованию жизни Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни П.п. 3 п. 2.1. Методических рекомендаций
1.4. Последовательность применения выбранного метода расчета страховых резервов в течение отчетного периода. Положение о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. П.п. 3 п.2.1 Методических рекомендаций
Положение о формировании страховых резервов по страхованию жизни
Учетная политика организации

    

1.2. ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

 

N п/п Проверяемый вопрос Источник получения доказательств Рекомендации по проверке данного вопроса
2.1 Обоснованность применения нормы доходности при расчете резерва по страхованию жизни. Расчет страховых тарифов по страхованию жизни, залицензированных в Департаменте страхового надзора Минфина РФ П.п.1 п.2.2 Методических рекомендаций
2.2 Правильность расчета резерва по страхованию жизни. Расчет резерва по страхованию жизни П.п.2 п.2.2 Методических рекомендаций
Структура тарифной ставки по страхованию жизни Форма ОД-3

 

1.3. ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА НЕЗАРАБОТАННОЙ ПРЕМИИ