Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 401. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД" (утв. ЦБ РФ 05.01.2001)

Дата документа05.01.2001
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001 ГОД

 
    "Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год" подготовлены в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
    Одобрено Советом директоров Банка России 27 ноября 2000 года.
    Представлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 1 декабря 2000 года.
 

Введение

 
    "Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год" подготовлены в полном соответствии с действующим законодательством и принятыми в мировом сообществе требованиями к центральным банкам по информационной открытости и прозрачности их деятельности в области денежно - кредитной политики.
    Главной целью денежно - кредитной политики как в текущем, так и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции.
    В период после августовского кризиса 1998 года в крайне сложных внутренних и внешних условиях Банк России при поддержке Правительства Российской Федерации добился положительных результатов в реализации денежно - кредитной политики, что обеспечило существенное снижение темпов инфляции и плавную динамику валютного курса рубля.
    В текущем году проводится взвешенная денежно - кредитная политика на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры. Это требует от Банка России постоянного наблюдения за изменением широкого спектра экономических индикаторов и своевременного и гибкого применения имеющихся в его распоряжении инструментов денежно - кредитного регулирования.
    Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно - кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.
    В "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2001 год" приведен анализ причин отклонений фактических параметров развития российской экономики и денежной сферы от официального прогноза на текущий год и действий органов денежно - кредитного регулирования. Массированный приток валютной выручки в страну вследствие сильного платежного баланса, рост свободной ликвидности банковской системы, профицит федерального бюджета требуют более гибкой налогово - бюджетной политики.
    При разработке денежно - кредитной политики на 2001 год Банк России по-прежнему исходит из сохраняющейся неопределенности темпов экономического роста, связанной с высокими рисками возможного изменения мировых цен на основные товары российского экспорта. Несмотря на то, что внешние условия на ближайшие месяцы рассматриваются как достаточно благоприятные, сохраняется зависимость состояния федерального бюджета от поступления средств от международных финансовых организаций и реструктуризации внешнего долга страны в рамках Парижского клуба кредиторов.
    В этих условиях денежно - кредитная политика будет гибко реагировать на изменение экономической ситуации при сохранении режима плавающего валютного курса. Вместе с тем денежно - кредитная политика способна лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, но не может решить проблем экономики, носящих структурный характер. В связи с этим особенно важно использовать макроэкономическую ситуацию для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности неинфляционного экономического роста.
    Особое значение в 2001 году имеет зависимость достижения целей по инфляции от осуществления мероприятий в налогово - бюджетной сфере - внедрения новых положений налогового кодекса, своевременного и полного исполнения федерального бюджета и использования возможных дополнительных доходов на погашение государственного внутреннего и внешнего долга. В случае сохранения в 2001 году сильного платежного баланса и достижения профицита федерального бюджета необходимо, по нашему мнению, в законодательном порядке рассмотреть вопрос о направлении части дополнительно полученных доходов на создание резервов для обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по государственному долгу в среднесрочной перспективе, что одновременно будет способствовать снижению инфляции.
    В случае ухудшения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и / или в условиях нерешенности вопросов реструктуризации задолженности Парижскому клубу кредиторов и получения кредитов от МВФ усилится неопределенность в формировании отдельных доходных и исполнении расходных статей бюджета. Это может вызвать необходимость внесения соответствующих коррективов в проводимую Правительством Российской Федерации фискальную политику. Изменившиеся вследствие этого макроэкономические условия, в свою очередь, потребуют корректировки и денежно - кредитной политики Банка России.
 

I. Денежно - кредитная политика в 2000 году

 

Цели и ожидаемые результаты денежно - кредитной политики в 2000 году

 
    Определение целевых ориентиров денежно - кредитной политики на 2000 год проводилось в соответствии с задачами экономической политики Правительства Российской Федерации на основе анализа факторов, оказывающих влияние на динамику инфляции и формирование спроса на деньги. Анализ текущей ситуации показывает, что практически все основные предположения, положенные в основу проектировок денежно - кредитной политики на 2000 год, не только подтверждаются, но ситуация оказывается более благоприятной, чем ожидалось. При ожидаемом достаточно точном достижении конечной цели денежно - кредитной политики по уровню инфляции темпы роста ВВП значительно превысят прогнозный уровень, и фактические значения промежуточной цели по темпу роста денежной массы будут существенно выше установленного уровня, способствуя постепенному росту монетизации экономики.
    Согласно "Основным направлениям единой государственной денежно - кредитной политики на 2000 год" инфляция за текущий год должна была составить 18%, а прирост предложения денег (денежная масса М2) прогнозировался в интервале 21 - 25%. Эти цели соответствовали росту ВВП на 1,5%.
    За девять месяцев 2000 года потребительские цены выросли на 14,1%. Объем ВВП по итогам девяти месяцев года увеличился, по оценкам, более чем на 7%. Судя по этим результатам и имеющимся прогнозам, уровень инфляции в 2000 году составит примерно 20% и, таким образом, в целом будет соответствовать целевому ориентиру. Рост ВВП при этом может составить около 7%. Возможное некоторое превышение инфляции по сравнению с установленной целью может быть связано с более высокой экономической активностью и существенным влиянием в 2000 году структурных факторов роста потребительских цен, находящихся вне сферы контроля Банка России. Анализ причин инфляции в этот период свидетельствует об адекватности денежного предложения целям денежно - кредитной политики.
    В январе - сентябре инфляция развивалась на фоне в целом благоприятного состояния долгосрочных базовых факторов, в числе которых устойчивая динамика обменного курса рубля, сравнительно невысокие инфляционные ожидания, постепенное замедление темпов роста цен производителей промышленной продукции, умеренная динамика доходов и расходов населения, неполная загрузка производственных мощностей, невысокая занятость и сравнительно низкие темпы ее роста.
    В то же время значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов и ускоренный рост внутренних цен на них усилили степень влияния динамики издержек производства на изменение общего уровня цен в экономике.
    При этом увеличился коэффициент эластичности ИПЦ по инфляционным ожиданиям и по темпам роста цен производителей. Зависимость индекса потребительских цен от динамики валютного курса уменьшилась.
    Фактический темп прироста денежного агрегата М2 за 9 месяцев 2000 года составил 40,8%. Превышение расчетных целевых ориентиров денежной массы связано с более быстрым, чем это было определено в "Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2000 год", увеличением спроса на деньги под воздействием динамики объемов производства товаров и услуг. Ожидаемый рост ВВП в целом за текущий год на уровне 7% в значительной степени объясняет увеличение спроса на деньги по сравнению с первоначально сделанными оценками, основанными на прогнозе экономического роста в 1,5%.
    Как и предполагалось, заметное влияние на спрос на деньги в 2000 году оказывает состояние торгового баланса России. Значительное улучшение конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров, сохранение конкурентоспособности российских товаров стимулировали российских экспортеров к наращиванию физических объемов поставок продукции на внешние рынки. Этот фактор наряду с действующим порядком контроля за репатриацией экспортной выручки и сдерживанием чрезмерного укрепления рубля обусловил значительное увеличение остатков средств на счетах экспортеров и в целом на счетах юридических лиц.
 

Динамика соотношения М2/ВВП и месячных темпов роста потребительских цен (по тренду, %)

 
    (График не приводится)
 
    Важным фактором формирования спроса на деньги в 2000 году являлся существенный рост степени монетизации расчетов, что определялось расширением объемов производства, улучшением финансового состояния предприятий, стабилизацией положения в бюджетной сфере, а также мерами Правительства Российской Федерации по контролю за налоговыми платежами крупнейших предприятий - налогоплательщиков.
    Увеличение денежной массы М2 в значительной степени происходило за счет роста трансакционных денег вследствие роста производства прежде всего в экспортных отраслях. За первые 7 месяцев 2000 года объем денежных средств крупных и средних предприятий электроэнергетики, топливной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, черной металлургии, промышленности строительных материалов, микробиологической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности и связи увеличился на 40 - 85%.
    В течение 9 месяцев 2000 года имела место тенденция медленного снижения скорости обращения денег. Исходя из оценок динамики ВВП и денежной массы до конца года расчетная среднегодовая скорость обращения может быть на 7 - 9% ниже, чем в 1999 году. Это в определенной степени обусловлено увеличением в структуре денежной массы доли срочных банковских депозитов (срочные вклады предприятий увеличились за указанный период на 91,3%, что свидетельствует о наличии у предприятий постоянно возрастающих объемов относительно свободных денежных средств, а срочные вклады физических лиц возросли на 37,5%), а также устойчивым повышением доли денежных форм расчетов за отгруженную продукцию крупнейших российских налогоплательщиков и организаций - монополистов в промышленности на протяжении 8 месяцев текущего года по сравнению с 1999 годом. Процесс замещения денежных суррогатов денежными средствами означает, что при прочих равных условиях для обслуживания того же объема ВВП требуется больший объем рублевой денежной массы и расчетная скорость обращения замедляется. В течение 9 месяцев 2000 года отмечалось некоторое увеличение темпов прироста срочных вкладов населения, что свидетельствует о положительных тенденциях в динамике элементов денежной массы. Однако существенных изменений в структуре денежной массы не наблюдалось и, в частности, не произошло снижения доли высоколиквидной части денежной массы в ожидаемых размерах. В результате за 9 месяцев 2000 года общий уровень монетизации российской экономики увеличился незначительно.
    В то же время данные о динамике коэффициента монетизации свидетельствуют о возможном начале процесса определенной "ремонетизации" экономики в результате преодоления последствий финансового кризиса 1998 года. Как показывает опыт зарубежных стран, при аккуратном проведении денежно - кредитной политики в период умеренной инфляции рост монетизации экономики может идти параллельно со снижением общего инфляционного фона. Тем не менее в нынешней ситуации очень важным является дальнейшее снижение инфляции и стабилизация ее на низком уровне, что позволит степени монетизации экономики повышаться более значительными темпами. При текущем уровне инфляции процесс повышения степени насыщенности деньгами не может быть быстрым. Экономика должна быть готовой к эффективному поглощению денежного предложения.
    Денежно - кредитная политика в 2000 году проводилась в условиях режима плавающего валютного курса, который позволил поддерживать курсовые соотношения на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.
    Динамика денежной массы на этом фоне определялась преимущественно покупками Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке, а также потребностями бюджета в обслуживании государственного валютного долга.
    При этом важно отметить, что росту спроса на деньги в экономике соответствовала тенденция роста спроса банков на остатки на корреспондентских счетах в Банке России. Правительство Российской Федерации накапливало получаемые им дополнительные доходы в форме увеличения остатков средств на бюджетных счетах. Это снижало остроту проблемы стерилизации банковской ликвидности. Состояние рынка ликвидных государственных ценных бумаг, а также структура портфеля государственных облигаций Банка России, переоформленного в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" в долгосрочные инструменты с 2%-ной доходностью, не позволили в истекшем периоде 2000 года использовать для этой цели традиционные операции на открытом рынке. Частичная стерилизация и связывание денежной эмиссии, вызванной валютными операциями Банка России, проводились с помощью изменения норм обязательных резервов (в январе 2000 года) и приема средств коммерческих банков на депозиты в Банк России.
 

Динамика коэффициента избыточных резервов (отношение остатков средств на корсчетах к депозитной базе)

 
    (График не приводится)
 
    С середины 1999 года средний уровень банковских резервов в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России по отношению к привлеченным средствам с учетом сезонных колебаний устойчиво составляет 13 - 14%. Это свидетельствует, с одной стороны, о сформировавшемся у банков спросе на необходимый размер свободных резервов в текущих условиях функционирования платежной системы и рисковых оценок, а с другой - о том, что Банк России через депозитные операции связал, по существу, всю относительно избыточную банковскую ликвидность без какого - либо риска для появления проблем с расчетами, действенно используя при этом процентную политику по своим операциям.
    Сохраняющийся рост резервов банковской системы, в том числе свободных, вследствие все еще слабого механизма денежной трансмиссии предопределил тенденцию снижения денежного мультипликатора в первом полугодии 2000 года и едва наметившийся его рост в третьем квартале.
    В 2000 году Банк России ставил своей целью опосредованно через свои операции воздействовать на снижение процентных ставок денежного рынка до уровня, стимулирующего спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора. Денежно - кредитная политика Банка России содействовала плавному понижению процентных ставок, а наличие свободных ресурсов в банковском секторе, постепенное снижение кредитных рисков и общее улучшение экономической ситуации обусловили сокращение за 9 месяцев 2000 года средневзвешенных ставок по кредитам, предоставленным юридическим лицам коммерческими банками на все сроки до года, с 34 до 20,9%. Снизилась также и маржа по операциям с юридическими лицами (с 21,1% в январе до 8,5% в сентябре), но ее уровень еще достаточно высок, так же как и риски кредитования. В то же время понижение общего уровня процентных ставок особенно сказывается на сокращении ставок по депозитам физических лиц, которые в течение 9 месяцев 2000 года в реальном выражении оставались отрицательными.
    Депозиты в иностранной валюте возросли за январь - сентябрь 2000 года на 36,9% (в долларовом исчислении). Динамика указанных депозитов была неустойчивой. Высокие темпы прироста депозитов в иностранной валюте в отдельные месяцы (до 10%) чередовались с абсолютным сокращением их размеров. В результате денежный агрегат М2Х возрос за 9 месяцев 2000 года на 40%, что не превышало темпов прироста денежной массы М2.
    В 2000 году развитие российской экономики находилось под влиянием благоприятной конъюнктуры, сложившейся на мировых рынках сырьевых товаров. Имел место устойчивый приток иностранной валюты, превысивший прогнозные оценки. Сформировались условия, которые позволяли либо существенно номинально укрепить рубль, либо форсированно накапливать валютные резервы с необходимой стерилизацией свободной ликвидности.
    Следуя линии на долгосрочную стабильность национальной валюты и учитывая временный характер факторов, лежащих в основе улучшения платежного баланса, Банк России не стремился ускоренными темпами укреплять рубль, а использовал тактику накопления резервов, имея в виду аккумулирование международной ликвидности в объемах, достаточных для противостояния чрезмерному девальвационному давлению в период будущего вероятного снижения мировых цен на энергоносители и роста потребности в валюте во время крупных выплат по внешнему долгу.
    Не допуская существенного укрепления рубля, Банк России при проведении интервенций на валютном рынке выбирал такой уровень валютного курса, который позволял регулировать и темп роста денежной массы с учетом растущего спроса на деньги. При принятии решений Банк России учитывал действие очень большого спектра экономических факторов и тенденций.
    Рост денежной массы в 2000 году происходил в условиях замедления темпов инфляции. Банк России воздействовал на денежное предложение для приведения его в соответствие с установленной целью по уровню инфляции. При этом радикальных мер по ограничению темпов роста денежной массы с целью обязательного выхода на установленную в конце 1999 года траекторию динамики денежной массы не предпринималось, поскольку динамика целого спектра экономических индикаторов и постоянно проводимые расчеты последствий такого ускоренного роста денежной массы свидетельствовали о том, что непосредственной инфляционной угрозы этот процесс не содержал. Удовлетворительное состояние государственных финансов даже с учетом обслуживания внешнего долга страны не оказывало расширяющего влияния на рост денежного предложения, эмитированная рублевая масса поступала в распоряжение главным образом реального сектора экономики. Кроме того, высокий уровень активного сальдо текущего счета платежного баланса, а также достаточно умеренный рост потребительских расходов, отстающий по своим темпам от роста производства, не свидетельствовали о чрезмерном спросе и, соответственно, "избыточности" денежной массы.
 

Денежная масса М2 в 2000 г. (темпы прироста, %)

 
    (График не приводится)
 
    Снижение процентных ставок в условиях снижения инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции, стабилизация и последующее укрепление валютного курса рубля являются прямыми свидетельствами того, что проводимая в этом периоде Банком России денежно - кредитная политика не была мягкой, а денежное предложение не было избыточным.
    Реакция со стороны финансовых рынков также подтверждает, что денежное предложение было адекватным спросу на деньги. Экономические агенты не стремились к приобретению активов, номинированных в иностранной валюте.
    О том, что наблюдаемый рост спроса на деньги не имел инфляционную природу, говорит и тот факт, что в рассматриваемом периоде динамика инфляции в целом соответствовала намеченному на 2000 год целевому ориентиру.
    Таким образом, не препятствуя более высоким темпам экономического роста, которые Банк России предвидел, и реагируя на шоковое воздействие со стороны мировых цен на нефть, Банк России сосредоточил свое внимание на максимальном соблюдении основного целевого ориентира по уровню инфляции при ослаблении роли денежного ориентира как промежуточной цели.