Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.99 N 121-ФЗ (ред. от 12.04.2001) "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа24.06.1999
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиЗакон
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

24 июня 1999 года N 121-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федерального закона от 12.04.2001 N 35-ФЗ)

 

Принят
Государственной Думой
2 июня 1999 года
 
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 
    Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
 

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

 
    Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы.
 

Статья 3. Выборы в Государственную Думу

 
    1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов.
    2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.
    3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
 

Статья 4. Избирательные права гражданина Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

 
    1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.
    2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу.
    3. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
    4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
    5. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах депутатов Государственной Думы.
    6. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
 

Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

 
    1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
    2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Исчисление конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума, начинается со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
    3. В случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
    4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
    5. В случае, если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
    6. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий; установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть.
    7. В случае, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с предпраздничным или праздничным днем либо со днем, следующим после праздничного дня, выборы назначаются на следующее воскресенье.
 

Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

 
    Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.
 

Статья 7. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

 
    1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
    2. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство указанных органов в деятельность избирательных комиссий не допускается.
    3. Решения и акты избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
    4. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов, поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
 

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

 
    1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим общественным объединениям свободу проведения агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
    2. Граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, то есть осуществлять деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него.
    3. Зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы (далее - зарегистрированные кандидаты), а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
 

Статья 9. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

 
    1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы производятся за счет средств федерального бюджета.
    2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
 

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

 
    1. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
    2. Все нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию, другие решения указанных органов, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
 

Статья 11. Недопустимость участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

 
    Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.
 

ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

 

Статья 12. Образование одномандатных избирательных округов

 
    1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов на основании представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации.
    2. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Данные о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" за пределами территории Российской Федерации, представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Число избирателей одномандатного избирательного округа, к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, не должно превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного избирательного округа.
    3. Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:
    а) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу не позднее дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
    б) в пределах территории субъекта Российской Федерации не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, когда часть территории данного субъекта Российской Федерации расположена в пределах территории другого субъекта Российской Федерации;
    в) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
    г) на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;
    д) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований подпунктов "в" и "г" настоящего пункта равенство представленности в Государственной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.
    4. При соблюдении требований об образовании одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, границы муниципальных образований.
    5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме образования одномандатных избирательных округов должны быть указаны:
    а) название каждого одномандатного избирательного округа и его номер;
    б) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. В случае, если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации образован один одномандатный избирательный округ, перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в этот одномандатный избирательный округ, в схему образования одномандатных избирательных округов не включается;
    в) центр каждого одномандатного избирательного округа;
    г) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе, а если на территории субъекта Российской Федерации образовано более одного одномандатного избирательного округа - также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого одномандатного избирательного округа;
    д) число избирателей, приписанных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи к соответствующим одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.
    6. При образовании одномандатных избирательных округов и определении схемы их образования может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
    7. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования.
    8. В случае, если федеральный закон, указанный в пункте 7 настоящей статьи, включая схему одномандатных избирательных округов, не опубликован (не обнародован) в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва проводятся по одномандатным избирательным округам, схема которых была использована при выборах Государственной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема одномандатных избирательных округов публикуется (обнародуется) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
 

Статья 13. Федеральный избирательный округ

 
    Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Приписанные в соответствии с пунктом 2 статьи 12 настоящего Федерального закона к одномандатным избирательным округам избиратели считаются также приписанными к федеральному избирательному округу.
 

Статья 14. Образование избирательных участков

 
    1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    2. Избирательные участки образуются главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
    3. При образовании избирательных участков соблюдаются следующие требования:
    на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей;
    недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
    4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие избирательные участки входят в одномандатные избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
    5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом доступ в помещение, в котором работает избирательная комиссия, и в помещение для голосования должен быть обеспечен всем членам участковой и вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
    6. Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств, образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. При этом требование о числе зарегистрированных избирателей, указанное в пункте 3 настоящей статьи, может не применяться.
    7. Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок включает в себя территорию части населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а информация об избирательных участках, образованных позднее срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи, - не позднее чем через три дня после их образования.
    8. Вопросы публикации указанных в пункте 7 настоящей статьи сведений об избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, решаются руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации с учетом местных условий.
 

ГЛАВА III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 

Статья 15. Составление списков избирателей

 
    1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
    2. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают.
    3. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем через два дня после образования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления).
    4. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
    5. Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, либо на полярной станции, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем учреждения, в котором избиратель временно пребывает, капитаном судна либо руководителем указанной станции.
    6. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
    7. Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в пунктах 2-6 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, и представляются в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в случае, если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их формирования.
    8. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в списке в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.
    9. При составлении списка избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Списки избирателей изготавливаются в машинописном виде, в исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде.
    10. Первый экземпляр списка избирателей, составленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии и используется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатью территориальной избирательной комиссии.
    11. Список избирателей по избирательному участку, образованному в соответствии с пунктами 4-6 статьи 14 настоящего Федерального закона, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
    12. Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его, в том числе уточняя с учетом произошедших изменений на основании личных обращений граждан в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
    13. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность передачи соответствующих сведений.
 

Статья 16. Порядок включения граждан в список избирателей и их исключения из списка избирателей

 
    1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
    2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
    3. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт их постоянного или преимущественного проживания в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.
    4. Основанием для включения в список избирателей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, является факт их постоянного или преимущественного проживания за пределами территории Российской Федерации, а также факт пребывания в длительных заграничных командировках, который устанавливается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.
    5. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы.
    6. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в Федеральную миграционную службу России или в ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных Федеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.
    7. Обладающие активным избирательным правом граждане Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей при их явке в помещение участковой избирательной комиссии на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы.
    8. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка.
    9. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
    10. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина этого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего это удостоверение.
    11. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
 

Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей

 
    1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
    2. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение суток, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
    3. Решение участковой избирательной комиссии о включении или о невключении гражданина в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
 

ГЛАВА IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

 

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

 
    1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют:
    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
    избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
    окружные избирательные комиссии;
    территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
    участковые избирательные комиссии.
    2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
    3. Решения вышестоящей избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
    4. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
    5. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
    6. Решение избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
    7. Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности безвозмездно предоставлять необходимые помещения и обеспечивать их охрану, охрану избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы и иной избирательной документации, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, имеющие государственную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, должны предоставлять возможность избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы для размещения печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, производятся за счет их текущего бюджетного финансирования.
    8. Организации (в том числе осуществляющие теле- и (или) радиовещание), редакции периодических печатных изданий, общественные объединения, не указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
 

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

 
    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
 

Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии

 
    1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе.
    2. Окружная избирательная комиссия формируется не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 90 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса.
    3. Половина членов окружной избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а вторая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Назначение членов окружной избирательной комиссии производится на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, соответствующей окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
    4. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - от иных политических общественных объединений. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
    5. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации право внесения предложений о составе окружной избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации последнего созыва.
    6. В случае, если законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации не назначили состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, формирование окружной избирательной комиссии либо назначение части ее состава производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
    7. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.
 

Статья 21. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий

 
    1. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 и не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 5-9 членов с правом решающего голоса представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, формируются несколько территориальных избирательных комиссий. В случае, если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации может возложить полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы на указанную избирательную комиссию.
    2. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
    до 1000 избирателей - 3-7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
    от 1001 до 2000 избирателей - 5-11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
    более 2000 избирателей - 5-15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    3. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда данных членов избирательной комиссии производится за счет средств соответствующего бюджета.
    4. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательных комиссий на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а в случае, если избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - иных политических общественных объединений. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
    5. В случае, если в формировании избирательной комиссии принимают участие два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о составе избирательной комиссии устанавливается указанными представительными органами самостоятельно.
    6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе территориальной, участковой избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
    7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательных комиссий.
    8. В случае, если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления не назначил (не назначили) состав либо часть состава территориальной, участковой избирательных комиссий в срок, установленный пунктами 1 и 2 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование либо назначение части состава территориальной избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией, а формирование либо назначение части состава участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
    9. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
    10. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
    11. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии образуются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
 

Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

 
    1. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательные комиссии.
    2. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, а также в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат зарегистрирован.
    3. Избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, выдвинувшие зарегистрированного по одномандатному избирательному округу кандидата (кандидатов), также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
    4. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
 

Статья 23. Статус члена избирательной комиссии

 
    1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники супругов (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
    2. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
    3. Член избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы с правом решающего голоса.
    4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
    5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение месяца, а в период подготовки и проведения выборов - в течение трех дней освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
    а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
    б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи.
    6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
    а) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
    б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
    в) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    г) смерти члена избирательной комиссии;
    д) признания судом члена избирательной комиссии систематически не исполняющим обязанности на основании представления соответствующей избирательной комиссии;
    е) расформирования избирательной комиссии в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, обязан назначить нового члена избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, который выбыл из состава избирательной комиссии по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период подготовки и проведения выборов - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
    8. Председатели, заместители председателей и секретари избирательных комиссий, а также члены избирательных комиссий, работающие на постоянной (штатной) основе, несут за нарушения настоящего Федерального закона ответственность, установленную законодательством Российской Федерации для должностных лиц.
    9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные и муниципальные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
    10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
    11. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть переведены на другую работу без их согласия или уволены с работы по инициативе администрации (работодателя).
    12. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, за исключением права выдачи открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, в погашении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, в составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, а также права подписывать решения избирательной комиссии. Его деятельность не подлежит оплате за счет средств, выделенных избирательной комиссии.
    13. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
    а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
    б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;
    в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с избирательными бюллетенями), включая находящиеся на машиночитаемых носителях документы и материалы соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы). По его требованию избирательная комиссия обязана заверить эти копии (за исключением копий документов на машиночитаемых носителях). Ознакомление с документами и материалами, содержащими информацию, отнесенную к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, производится в соответствии с федеральными законами;
    д) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
    14. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случае, если зарегистрированный кандидат, их назначивший, был избран или если федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, их назначившими, допущен к участию в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (федеральных списков кандидатов) на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы в данной избирательной кампании, а в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию поступили жалобы (заявления) и протесты на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по этим фактам ведется судебное разбирательство, - после вынесения окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом.
    15. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
 

Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

 
    1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:
    а) руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы;
    б) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального закона;
    в) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов;
    г) на основании данных, представленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, при определении схемы образования одномандатных избирательных округов решает вопрос о приписке избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к соответствующим одномандатным избирательным округам;
    д) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона;
    е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;
    ж) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы;
    з) регистрирует избирательные блоки;
    и) заверяет федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями, избирательными блоками;
    к) регистрирует федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками;
    л) публикует зарегистрированные федеральные списки кандидатов;
    м) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, избирательных блоков;
    н) выдает кандидатам, зарегистрированным по федеральному избирательному округу, доверенным лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам удостоверения установленного образца;
    о) обеспечивает для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;
    п) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
    р) устанавливает форму, в том числе степень защищенности, избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, решает вопросы, связанные с их изготовлением;
    с) устанавливает форму открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, обеспечивает изготовление указанных открепительных удостоверений и снабжение ими избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
    т) утверждает текст избирательного бюллетеня на русском языке для голосования по федеральному избирательному округу;
    у) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
    ф) утверждает по согласованию с Федеральной архивной службой Российской Федерации порядок хранения и передачи в архив избирательных документов;
    х) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, контролирует целевое использование указанных средств, а также средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
    ц) осуществляет меры по реализации единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;
    ч) разрабатывает нормативы технологического оборудования, необходимого для работы территориальных и участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;