Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 395. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2000 N 955 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"

Дата документа14.12.2000
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 г. N 955

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"

 
    В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации начиная с 2001 года включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2000 г. N 955

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КУЛЬТУРА РОССИИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"

 

Паспорт
федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)"

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)"
   
Основание для разработки Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2000 г. N 764-р
   
Государственный заказчик - координатор Программы  - Министерство культуры Российской Федерации
   
Государственный заказчик Программы  - Федеральная архивная служба России
   
Основные разработчики Программы  - Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная архивная служба России
   
Исполнители Программы  - организации культуры, искусства и кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации
   
Цели Программы  - создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечение единого культурного пространства страны, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества
   
Сроки реализации Программы  - 2001 - 2005 годы
   
Перечень подпрограмм  - подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" подпрограмма "Кинематография России" подпрограмма "Архивы России"
   
Объемы и источники финансирования Программы  - средства федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей; внебюджетные источники - 12908,8 млн. рублей
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - расширение возможностей для приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам; сохранение кадрового потенциала культуры; укрепление единого культурного пространства страны; эффективное сохранение и использование культурного наследия, включая возрождение и развитие Валаамского архипелага и реставрацию памятников ансамбля Троице - Сергиевой лавры; развитие отечественного кинематографа; сохранение Архивного фонда Российской Федерации
   
Система организации контроля за исполнением Программы  - контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 
    Федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации Основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
    Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.
    Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
    В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
    Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития - кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
    Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа.
    Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.
 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Основными целями Программы являются:
    сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
    обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
    формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
    Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами развития культуры Российской Федерации в 1993 - 1999 годах, Программа в наибольшей степени ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить:
    гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
    сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование;
    развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;
    достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции;
    повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
    концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры.
    Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений.
    Программа рассчитана на период с 2001 до 2005 года.
 

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 
    Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
    Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908,8 млн. рублей.
    Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
    Объемы финансирования Программы на 2001 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.
 

Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств

 

(млн. рублей, в ценах 2000 года)

 

Источники и направления финансирования Объем финансирования - всего В том числе
  2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
Всего 49153,9 5071,2 8297 9796 12039,6 13950,1
в том числе:       
федеральный бюджет 28408,7 2231,1 4844,3 5839,3 7235,8 8258,2
бюджеты субъектов Российской Федерации 7836,4 1146,9 <*> 1328,5 1522,5 1785,3 2053,2
внебюджетные источники 12908,8 1693,2 2124,2 2434,2 3018,5 3638,7
Государственные инвестиции - всего 12871,8 772 2291,7 2755,8 3423 3629,3
в том числе:       
федеральный бюджет 12017,2 737,9 2163,8 2580,1 3194,2 3341,2
бюджеты субъектов Российской Федерации 824 30 122,4 169,2 221,8 280,6
внебюджетные источники 30,6 4,1 5,5 6,5 7 7,5
НИОКР - всего 122,3 11,5 24,8 25,6 28,6 31,8
в том числе:       
федеральный бюджет 120,3 11,3 24,5 25,2 28,1 31,2
бюджеты субъектов Российской Федерации       
внебюджетные источники 2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Прочие нужды - всего 36159,8 4287,7 5980,5 7014,6 8588 10289
в том числе:       
федеральный бюджет 16271,2 1481,9 2656 3234 4013,5 4885,8
бюджеты субъектов Российской Федерации 7012,4 1116,9 1206,1 1353,3 1563,5 1772,6
внебюджетные источники 12876,2 1688,9 2118,4 2427,3 3011 3630,6

 
    


    <*> Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2001 году согласованы государственными заказчиками Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации (государственным заказчиком - координатором) и Федеральной архивной службой России (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий.
    Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
    Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
    Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
    При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик - координатор в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.
    Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Учитывая масштабность и сложность программных мероприятий, а также с целью рациональной организации управления реализацией Программы она разделена на подпрограммы.
    Министерство культуры Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год.
    Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств.
    Для текущего управления Программой государственный заказчик формирует дирекцию, утверждает положение о дирекции и ее состав.
    Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих НИОКР гражданского назначения.
    Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
    Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы.
    Срок действия Программы может каждый раз продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.
    Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения).
    Государственные заказчики Программы с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации организуют в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации.
    Контроль за выполнением Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы.
    Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
    Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке.
 

6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Социально - экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
    укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций;
    создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена;
    увеличения доступности и расширения предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры;
    активизации экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
    обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи;
    оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальный базы.
 

7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 
    Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач в рамках трех подпрограмм:
    "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России";
    "Кинематография России";
    "Архивы России".
    Подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" и "Кинематография России" охватывают сферы деятельности Министерства культуры Российской Федерации, подпрограмма "Архивы России" - Федеральной архивной службы России.
 
 
 

ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ"

 
    Предпринятые в 1993 - 1999 годах усилия по реализации федеральных целевых программ сохранения и развития культуры и искусства в Российской Федерации позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в российской культуре, сохранить основной массив памятников истории и культуры, остановить закрытие и перепрофилирование государственных учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений отрасли, оказать поддержку в создании и становлении национально - культурных центров, реализации региональных программ сохранения и развития культуры и искусства.
    Особое место в этот период отводилось становлению новых форм культурной деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений, адаптации организаций и деятелей культуры к изменившимся экономическим условиям.
    Система мероприятий подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" (далее именуется - подпрограмма) разработана как взаимоувязанная совокупность действий, направленных на обеспечение в 2001 - 2005 годах устойчивого развития культуры и искусства.
 

I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ

 
    Основными целями подпрограммы являются:
    обеспечение свободы творчества, создание условий для развития профессионального искусства и литературного творчества;
    сохранение традиций отечественного театрального и музыкального искусства, исполнительских школ, развитие театров и филармонических коллективов, создание условий для выявления и становления одаренной творческой молодежи;
    обеспечение реализации права на равные условия для развития всех видов, жанров и направлений изобразительного искусства, повышение социального статуса и социальной защищенности профессиональных художников;
    сохранение и развитие различных форм культурной досуговой деятельности и любительского творчества;
    развитие лучших традиций российского циркового искусства, расширение зрительской аудитории, повышение роли циркового искусства в культурной жизни страны, поддержание престижа российского цирка за рубежом;
    обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры, имея в виду их выявление, государственный учет, реставрацию, введение в научный и культурный оборот, а также использование их как объектов культурного наследия и как недвижимого имущества;
    обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления Музейного фонда Российской Федерации, в первую очередь его государственной части, совершенствования деятельности музеев, включая использование новых информационных технологий в работе по учету, хранению и популяризации музейных предметов и музейных коллекций, создание современных экспозиций, форм и методов управления, повышение эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением, обеспечение доступа граждан к музейным коллекциям;
    создание условий для обеспечения безопасности музейных собраний и библиотечных фондов;
    обеспечение деятельности по предотвращению незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей, передачи права собственности на них, возвращению украденных либо незаконно вывезенных культурных ценностей, реституции культурных ценностей;
    обеспечение свободного доступа к информации посредством создания качественно новой системы информационно - библиотечного обслуживания населения России, обеспечение модернизации деятельности библиотек, содействие созданию единого информационного пространства России, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру;
    сохранение национальной школы подготовки творческих кадров, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров в области культуры;
    развитие принципов федерализма при осуществлении социальной политики в сфере культуры;
    достижение кардинального улучшения состояния материально - технической базы организаций культуры, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
    реализация комплексных целевых проектов по возрождению Валаамского архипелага и реставрации памятников ансамбля Троице - Сергиевой лавры.
    Мероприятия подпрограммы объединены в разделы "Искусство России", "Цирковое искусство России", "Культурное наследие России", "Библиотеки России", "Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование", "Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики", "Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры", "Комплексные целевые проекты", "Правовое, научное и информационное обеспечение".
    Кроме того, система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по ее организационному обеспечению, а также инвестиционные мероприятия согласно приложению.
 

II. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

 
    Стоимость реализации подпрограммы в 2001 - 2005 годах составляет 27783 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 19968,3 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4130,5 млн. рублей, за счет внебюджетных источников - 3684,2 млн. рублей, в том числе за счет средств Русской православной церкви и Международного благотворительного христианского фонда - 328,7 млн. рублей (по согласованию).
 

Объемы и источники финансирования подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" в 2001 - 2005 годах

 

(млн. рублей, в ценах 2000 года)

 

Источники и направления финансирования Объем финансирования - всего В том числе
  2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
Всего 27783 2476,1 4418,8 5509 7069,4 8309,7
в том числе:       
федеральный бюджет 19968,3 1426,6 3136 3994,5 5259,9 6151,3
бюджеты субъектов Российской Федерации 4130,5 572,5 690 804,5 949 1114,5
внебюджетные источники 3684,2 477 592,8 710 860,5 1043,9
Государственные инвестиции - всего 10363,9 717 1831,9 2191 2742 2882
в том числе:       
федеральный бюджет 9876,9 687 1762,9 2103 2616 2708
бюджеты субъектов Российской Федерации 487 30 69 88 126 174
внебюджетные источники       
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы - всего 42,7 5,7 7,9 7,4 9,7 12
в том числе:       
федеральный бюджет 42,7 5,7 7,9 7,4 9,7 12
бюджеты субъектов Российской Федерации       
внебюджетные источники       
Прочие нужды - всего 17376,4 1753,4 2579 3310,6 4317,7 5415,7
в том числе:       
федеральный бюджет 10048,7 733,9 1365,2 1884,1 2634,2 3431,3
бюджеты субъектов Российской Федерации 3643,5 542,5 621 716,5 823 940,5
внебюджетные источники 3684,2 477 592,8 710 860,5 1043,9