Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 344. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ "ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2001 ГОД И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СТРАТЕГИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ" (одобрено на заседании Совета директоров ЦБ РФ 06.04.2001, на заседании Правительства РФ 13.04.2001)

Дата документа13.04.2001
Статус документаДействует
МеткиЗаявление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2001 года

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2001 года

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2001 ГОД И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СТРАТЕГИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 

Одобрено
на заседании
Совета директоров
Центрального банка
Российской Федерации
6 апреля 2001 года

 

Одобрено
на заседании Правительства
Российской Федерации
13 апреля 2001 года

 

I. Введение

 
    1. В 1999 - 2000 годах происходило постепенное восстановление экономики после финансово - экономического кризиса 1998 года. Это явилось следствием значительного улучшения конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке, проведения взвешенной макроэкономической политики и благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Валовой внутренний продукт (ВВП) в реальном выражении увеличился в 2000 году на 7,7 процента, возросло положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса, которое составило более 17 процентов ВВП, произошел существенный рост валовых международных резервов, инфляция снизилась до 20 процентов. Значительный объем бюджетных доходов привел к образованию первичного профицита федерального бюджета в размере 5 процентов ВВП. В то же время в последние месяцы 2000 года произошло замедление темпов экономического роста. Несмотря на снижение уровня инфляции в 2000 году, ее темпы в первые месяцы 2001 года повысились.
    2. Относительно высокие цены на энергоносители на мировом рынке оказывают благоприятное воздействие на экономику, однако обеспечение экономического роста и макроэкономической стабильности требует принятия мер по улучшению инвестиционного климата, неотложного проведения структурных реформ. Правительство Российской Федерации разработало комплексную программу социально - экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу (далее именуется - Комплексная программа) и план действий на период до конца 2001 года и на среднесрочную перспективу. Стратегической задачей социально - экономического развития является обеспечение значительного повышения доходов на душу населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения. Комплексная программа предусматривает осуществление мер по следующим основным направлениям:
    а) укрепление макроэкономической стабильности;
    б) создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;
    в) осуществление структурных и институциональных преобразований в экономике;
    г) повышение эффективности системы социальной поддержки.
    3. Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста, замедление темпов инфляции и снижение зависимости экономики от конъюнктурных факторов.
    4. Правительство Российской Федерации и Банк России считают, что основными элементами улучшения инвестиционного климата являются укрепление и защита прав частной собственности, сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность и развитие финансовых рынков и институтов. Ключевыми моментами в этой области будут введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, совершенствование законодательства о банкротстве, антимонопольного законодательства, снижение барьеров для инвестирования в экономику, продолжение процесса приватизации государственных предприятий. Принципиально важным для этого является обеспечение безусловного исполнения законов и укрепление судебных институтов.
    5. В промышленности будет проведена реформа естественных монополий путем их реструктуризации, развития конкуренции и повышения эффективности государственного регулирования. Будет ускорен процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий (особенно в государственном секторе), получающих прямую или косвенную поддержку бюджетов разных уровней.
    6. В области социальной политики Правительство Российской Федерации намерено усовершенствовать адресное направление средств на социальную защиту за счет перехода от скрытых субсидий и льгот для отдельных категорий граждан к поддержке на основе анализа нуждаемости. Предстоит усовершенствовать выделение средств на нужды образования и здравоохранения в целях обеспечения базового набора услуг, а также предоставление инвестиционных ресурсов в эти отрасли.
    7. Предусмотренные в настоящем Заявлении меры экономической политики являются составной частью экономической стратегии Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности. К указанным мерам относятся сохранение взвешенной налогово - бюджетной и денежно - кредитной политики, проведение комплексной реформы налогово - бюджетной сферы, дальнейшее осуществление реформ в банковском секторе, решение проблемы неплатежей. Кроме того, Правительство Российской Федерации и Банк России намерены обеспечить большую информационную открытость своей деятельности.
 

II. Макроэкономическая стратегия

 

A. Среднесрочная стратегия

 
    8. Правительство Российской Федерации и Банк России считают, что выполнение Комплексной программы позволит обеспечить устойчивое экономическое развитие на среднесрочный период, рост реального ВВП в среднем на 4 - 5 процентов в год, снижение темпов инфляции до 7 - 8 процентов. Экономический рост должен обеспечиваться за счет частных инвестиций, объем которых будет возрастать в результате проведения структурных реформ и улучшения инвестиционного климата при существенном росте расходов на конечное потребление в домашних хозяйствах по мере повышения производительности труда и роста реальных доходов. С увеличением объема инвестиций и импорта положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса постепенно сократится (что отчасти будет отражением некоторого дальнейшего укрепления рубля в реальном выражении), однако состояние платежного баланса должно остаться сильным по мере увеличения прямых иностранных инвестиций, уменьшения оттока частного капитала и постепенного восстановления доступа на международные рынки капитала.