Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 416. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАКОН РСФСР от 19.12.91 N 2060-I (ред. от 10.07.2001) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"

Дата документа19.12.1991
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиЗакон
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

19 декабря 1991 года N 2060-I

 

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

ЗАКОН

 

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

(в ред. - Законов РФ от 21.02.92 N 2397-1, от 02.06.93 N 5076-1, от 10.07.2001 N 93-ФЗ)

 
    Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.
    Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Российской Федерации

 
    Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
 

Статья 2. Система природоохранительного законодательства Российской Федерации

 
    Природоохранительные отношения в Российской Федерации регулируются настоящим Законом, разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
 

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды

 
    При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
    приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
    научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
    рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
    соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
    гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
    международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
 

Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

 
    1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:
    естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
    земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
    2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
 

Статья 5. Компетенция Верховного Совета Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

 
    К исключительной компетенции Верховного Совета Российской Федерации в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относятся:
    определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды;
    утверждение государственной экологической программы;
    определение правовых основ регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды;
    определение полномочий Советов народных депутатов, порядка организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
    установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
    Верховный Совет Российской Федерации может рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Законом.
 

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

 
    Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды:
    осуществляет реализацию государственной экологической политики;
    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ;
    координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
    устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
    организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
    устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
    устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
    принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
    организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
    принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
    обеспечивает население необходимой экологической информацией;
    руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
    Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
 

Статья 7. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

 
    К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относится:
    комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;
    государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
    организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;
    утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;
    осуществление государственной экологической экспертизы;
    получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации;
    обеспечение экологической информацией населения;
    выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
    предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;
    разработка государственных, межгосударственных и региональных экологических программ;
    составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
    учет и оценка природных ресурсов, ведение федеральных кадастров природных ресурсов;
    управление природно-заповедным фондом Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации, организация природно-заповедного дела;
    участие в организации системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования;
    координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды;
    осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области окружающей природной среды.
    Решения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.
 

Статья 8. Компетенция республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в области охраны окружающей природной среды

 
    К ведению республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в области охраны окружающей природной среды относятся:
    определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение экологических программ;
    учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастров природных ресурсов;
    планирование охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;
    координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;
    выдача разрешений на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, на размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов;
    установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ;
    руководство экологической службой, проведение государственной экологической экспертизы;
    государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду;
    организация природно-заповедного дела;
    экологическое воспитание, образование, просвещение;
    обеспечение населения необходимой экологической информацией;
    рассмотрение других вопросов, не относящихся к компетенции Российской Федерации.
 

Статья 9. Компетенция краев, областей в области охраны окружающей природной среды

 
    К ведению краев, областей в области охраны окружающей природной среды относятся:
    определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;
    учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;
    учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона, независимо от их форм собственности и подчиненности;
    планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;