Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 331. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Роспатента от 23.03.2001 N 39 (ред. от 06.07.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАЯВЛЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ"

Дата документа23.03.2001
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации

    

РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

 

ПРИКАЗ
от 23 марта 2001 г. N 39

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАЯВЛЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

(в ред. Приказа Роспатента от 06.07.2001 N 91)

 
    В целях совершенствования методического обеспечения экспертизы заявленных обозначений приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (далее Рекомендации).
    2. Отделу по обеспечению деятельности Высшей патентной палаты Роспатента (Кононенко Ю.В.), Апелляционной палате (Оловянников Д.Л.) и Федеральному институту промышленной собственности (Ашихин А.Н.):
    2.1. Использовать в работе Рекомендации;
    2.2. Подготовить и представить мне предложения по внесению изменений и дополнений в Рекомендации по результатам практики их использования, содержащие предлагаемый к внесению в Рекомендации текст изменений (дополнений), описания примеров и соответствующие обоснования. Срок: IV квартал 2001 года.
    2.3. Руководство по методике государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков и выдачу свидетельств на товарные знаки, М., ВНИИПИ, 1990 г. и Инструкцию по государственной экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и выдачу свидетельств на товарные знаки от 06.03.80 использовать в работе только по заявкам на товарные знаки, поданным до даты введения в действие Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам 29.10.95, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.95, регистрационный номер N 989, опубликованных в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации (апрель 1996 г.), с изменениями, внесенными Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 19.12.97 N 212, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.01.98, регистрационный N 1453, опубликованным в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 3 (февраль 1998 г.).
    3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
 

Генеральный директор
А.Д.КОРЧАГИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Роспатента
от 23.03.2001 N 39

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАЯВЛЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

(в ред. Приказа Роспатента от 06.07.2001 N 91)

 

1. Введение

 
    Настоящие Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (далее Рекомендации) разработаны с целью методического обеспечения экспертизы заявленных обозначений в части, касающейся применения положений статей 1, 6, 10 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон).
    Предлагаемые в Рекомендациях методические подходы определены с учетом практики экспертизы, сложившейся в Федеральном институте промышленной собственности (далее - Институт), практики рассмотрения возражений в Апелляционной палате Роспатента, жалоб в Высшей патентной палате Роспатента и международного опыта решения рассмотренных в Рекомендациях вопросов.
    Рекомендации могут быть использованы экспертами, научными сотрудниками и другими специалистами Роспатента и подведомственных ему организаций, деятельность которых связана с рассмотрением вопросов предоставления правовой охраны товарным знакам и знакам обслуживания.
    Положения Рекомендаций изложены в виде описания методических подходов, которые могут быть использованы при применении указанных выше отдельных статей Закона и соответствующих им норм Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - Правила ТЗ).
    В Рекомендациях освещены следующие вопросы.
    Особенности экспертизы заявленных обозначений, содержащих или представляющих собой:
    - описательные элементы (пункт 2.2);
    - фамилии (пункт 2.3);
    - географические названия (пункт 2.4);
    - обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида (пункт 2.5);
    - буквы и / или цифры (пункт 2.6);
    - объемные (пункт 2.7), звуковые (пункт 2.8) обозначения и обозначения движущегося изображения (пункт 2.9);
    - флаги, гербы и т.д. (пункт 2.10).
    Признание элементов обозначений неохраняемыми (пункт 2.11).
    Особенности экспертизы заявленных обозначений:
    - ложных или способных ввести в заблуждение (пункт 3);
    - противоречащих принципам морали (пункт 4).
    Внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки (пункт 5).
 

2. Особенности экспертизы обозначений, содержащих описательные элементы, фамилии, географические названия, обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида, и другие

 

2.1. Общие положения

 
    Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) согласно определению, содержащемуся в статье 1 Закона, должен обладать способностью "отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц" (далее - производителей, изготовителей).
    Заявляемому обозначению, не обладающему различительной способностью, согласно пункту 1 статьи 6 Закона не может быть предоставлена правовая охрана.
    Различительная способность может быть свойственна заявленному обозначению либо приобретена им в результате его использования.
    Если заявленному обозначению не свойственна различительная способность, ему в соответствии со статьей 6quinquies (с) Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция) может быть предоставлена правовая охрана при условии, если представленные заявителем материалы будут подтверждать то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки.
    Такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве доводов для преодоления мотивов отказа в регистрации заявленного обозначения в связи с отсутствием различительной способности, приведенных в запросе экспертизы.
    При оценке наличия приобретенной различительной способности заявленного обозначения во внимание могут быть приняты в целом или в части следующие сведения, подтверждающие то, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования до даты подачи заявки:
    - объемы производств и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением;
    - территории реализации товаров, маркированных заявленным обозначением;
    - длительность использования заявленного обозначения для маркировки товаров (услуг), указанных в заявке;
    - объемы затрат на рекламу товаров (услуг), маркированных заявленным обозначением;
    - сведения о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и производителе маркированных им товаров, включая результаты социологических опросов;
    - сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, маркированных заявленным обозначением;
    - сведения об экспонировании на выставках в Российской Федерации и за ее пределами товаров, маркированных заявленным обозначением;
    а также иные сведения.
 

2.2. Описательные обозначения и особенности их экспертизы

 
    Заявляемые на регистрацию обозначения могут включать описательные элементы или состоять из них.
    Описательные элементы - это обозначения, используемые для указания вида товара, описания характеристик товара и сведений об изготовителе.
    К описательным элементам относятся словесные элементы, подпадающие под понятия, перечисленные в абзаце шестом пункта 1 статьи 6 Закона: "указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта". В соответствии с пунктом 2.3 (1.5) Правил ТЗ к таким элементам, в частности, могут быть отнесены "простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящих хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара". К числу описательных элементов относится также подпадающее под указанное в абзаце шестом пункта 2.3 (1.1) Правил ТЗ понятие "общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров", а также могут относиться подпадающие под указанное в той же норме понятие "общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры" (например, САНЭПИДЕМСТАНЦИЯ, АЭС).
    Заявленным обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, т.к. у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар.