Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 786. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1994 г. N 708

 

О ПОДПРОГРАММЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" - "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    Одобрить представленную Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством науки и технической политики Российской Федерации прилагаемую подпрограмму Федеральной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства".
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

 
 
 

Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 1994 г. N 708

 

ПОДПРОГРАММА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" - "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"

 

1. Введение

 
    Подпрограмма Федеральной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 1992 г. N 772 "О разработке федеральной программы структурной перестройки экономики России" и скорректирована с учетом протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 15 февраля 1994 г. N 3.
    В соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" основными направлениями структурных изменений в архитектуре и градостроительстве в ближайшие годы являются постепенный переход преимущественно на малоэтажное строительство с сохранением многоэтажного жилищного строительства для зон крупных и крупнейших городов и сокращение объемов панельного строительства за счет расширения производства местных строительных материалов.
    Политика изменения структуры строительства по источникам инвестирования и ее ориентация на расширение жилищного сектора и объектов социальной сферы требуют структурной перестройки базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Цель подпрограммы:
    создание организационных, экономических и правовых предпосылок для последовательного изменения структуры строительных материалов, изделий и конструкций для жилищного строительства;
    расширение ассортимента эффективных и экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций;
    уменьшение материало-, энерго- и трудоемкости производства строительных материалов, изделий и конструкций;
    сокращение импортных поставок сырья, материалов и оборудования;
    сокращение сроков возведения зданий и снижение расходов, связанных с их эксплуатацией;
    создание экономических стимулов и правового обеспечения для увеличения доли внебюджетных инвестиций в развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
 

2. Состояние вопроса

 
    Промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, как одной из основных отраслей народного хозяйства в составе инвестиционного комплекса России, принадлежит ведущая роль в воспроизводственном процессе национального богатства.
    На долю строительной индустрии, промышленности строительных материалов, включая металлические и деревянные конструкции, приходится около 5% общего объема всей промышленной продукции, более 6% стоимости основных производственных фондов и около 9% численности промышленно-производственного персонала.
    В 1993 году общий объем капитального строительства снизился по отношению к уровню 1992 года на 16 процентов. Кризисное состояние строительства во многом вызвано объективными процессами перехода от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника. Неподготовленность базы строительства к новым экономическим условиям, рост цен на строительные материалы, изделия и конструкции усложнили ситуацию.
    Снижение объемов строительства, нарастание инфляционных процессов, неэффективная налоговая политика, медленное обновление техники, технологии и ассортимента продукции привели к падению платежеспособного спроса на строительные материалы и изделия, снижению объемов производства и использования производственных мощностей, увеличению оттока квалифицированных кадров.
    В продукции отрасли по-прежнему значительный удельный вес занимают традиционные строительные конструкции и материалы. Доля облегченных металлических и деревянных конструкций и деталей, материалов и изделий из полимерного сырья в общем выпуске продукции составляет 11,4%. Несмотря на увеличение выпуска изделий и конструкций из ячеистых бетонов, их удельный вес в производстве стеновых материалов составляет всего 3,6 процента.
    В 1993 году объем продукции промышленности строительных материалов по сравнению с уровнем 1992 года снизился на 17 процентов. В I квартале 1994 г. наблюдается тенденция дальнейшего снижения производства большинства видов строительных материалов. За последние годы снизились темпы освоения новых прогрессивных технологий производства строительных материалов, применения энергосберегающих технологий и оборудования. Почти полностью прекращены реконструкция и техническое перевооружение предприятий. В результате падения темпов обновления основных производственных фондов их износ в целом по отрасли составляет не менее 60 - 70 процентов.
    В соответствии с программой приватизации на 1 января 1994 г. в промышленности строительных материалов приватизировано более половины предприятий. Приватизация и разгосударствление предприятий, многократные реорганизации структуры управления промышленностью не внесли оздоровления в работу предприятий отрасли.
    Федеральной целевой программой "Жилище" намечается существенное изменение структуры жилищного строительства по типам зданий и технологиям их возведения при увеличении объемов жилищного строительства с 42 млн. кв. м в 1993 году до 50 - 56 млн. кв. м в 1995 году и 70 - 100 млн. кв. м к 2000 году.
    Подпрограмма структурной перестройки исходит из необходимости перехода к рыночной экономике и направлена на преодоление кризисного положения в отрасли. Она предусматривает основные направления развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на долгосрочную перспективу с указанием конкретных мер на 1994 - 1995 годы, позволяющих обеспечить строительство, ориентированное преимущественно на развитие жилищного сектора и объектов социальной сферы, необходимым ассортиментом современных высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций.
    Подпрограмма рассматривает проведение НИОКР и ввод мощностей с использованием различных источников финансирования, а также разработку пакета законодательных и нормативных актов, необходимых для реализации структурной перестройки производственной базы жилищного строительства.
 

3. Приоритетные направления НИОКР по совершенствованию структуры производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций

 
    Подпрограммой предусматривается осуществить разработку около 100 научно-исследовательских тем, результатом которых будет создание 19 видов эффективных строительных материалов, 37 технологических линий и 49 видов оборудования (Приложение 1).
    Результатом проведения НИОКР явится:
    В цементной промышленности - создание класса многокомпетентных цементов, в том числе с использованием промышленных отходов, обеспечивающих экономию энергозатрат в производстве не менее 20 - 25% и снижение себестоимости на 15 - 18%; разработка эффективных способов перевода цементных заводов с мокрого на сухой способ производства, обеспечивающий экономию энергозатрат в производстве клинкера не менее 30 - 35% и снижение себестоимости на 12 - 15 процентов.
    В производстве асбестоцементных изделий - модернизация существующих технологических линий с целью организации производства мелкоразмерных волнистых асбестоцементных листов для индивидуального домостроения, ресурсосберегающих технологий производства новых видов экологически чистых цементно-волокнистых материалов.
    В производстве кровельных покрытий и полимерных строительных материалов - создание составов и технологий производства новых видов рулонных кровельных материалов и утеплителей для кровель с повышенной огнестойкостью; создание производства комплексного ассортимента герметизирующих материалов, прокладок, липких лент, клеев - расплавов и т.п.; материалов для герметизации стыков и проведения отделочных работ; разработка оборудования для производства ПВХ покрытий с использованием плавильных каландров и 4-цветной глубокой печати, разработка экологически безопасных и конкурентоспособных на мировом рынке полимерных материалов.
    В промышленности строительной керамики - разработка высокоэффективных технологий, оборудования и печных агрегатов новых поколений для производства керамической плитки и санитарных керамических изделий.
    В производстве теплоизоляционных материалов - изменение структуры и повышение качества теплоизоляционных материалов, в том числе создание экологически чистых негорючих теплоизоляционных материалов на основе неорганического связующего, перлита, вермикулита, поризованного гипса и теплоизоляционного безавтоклавного бетона. Создание автоматизированной линии по производству минераловатных плит мощностью 100 тыс. куб. м в год с теплоутилизацией и очисткой технологических выбросов.
    В производстве стеновых материалов - создание технологии и комплекта оборудования для производства эффективных керамических стеновых материалов, совершенствование технологии и оборудования для производства ячеистых бетонов автоклавного и безавтоклавного твердения, создание промышленного образца автоматизированной роторно-конвейерной линии (АРКЛ) для производства высококачественного лицевого кирпича.
    В производстве стекла - создание современного энергоэкономичного оборудования для производства солнцезащитного стекла с пленочным покрытием, стеклопакетов, оборудования для резки и упаковки стекла.
    В производстве огнеупорных изделий - создание ресурсо- и энергосберегающих технологий производства импортозамещающих огнеупорных материалов для печей различного назначения.
    В производстве сборного железобетона - постепенное снижение объемов крупнопанельного домостроения и увеличение малоэтажного и коттеджного строительства.
    Выполнение НИОКР, предусмотренных подпрограммой, направлено на расширение ассортимента строительных материалов, изделий и конструкций, улучшение их качества и дизайна, снижение импорта сырья, материалов и оборудования, увеличение объемов утилизации промышленных отходов.
    Внедрение новых технологий позволит уменьшить материало-, энерго- и трудоемкость выпускаемой продукции на 25 - 30%, осуществить выпуск экологически чистых и конкурентоспособных на мировом рынке строительных материалов, сократить сроки возведения зданий и уменьшить расходы, связанные с их эксплуатацией на 20%, увеличить объем продукции с производственных площадей на 15 - 20%, а следовательно, сократить инвестиционные затраты в 1,5 раза.
 

4. Ввод мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций

 
    В настоящей подпрограмме предусматривается обеспечить ввод мощностей по производству строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых для реализации Федеральной целевой программы "Жилище".
    В 1994 году предусматривается завершение строительства предприятий, имеющих достаточно высокую степень готовности как в части строительства, так и обеспеченности технологическим оборудованием, в том числе закупленным по импорту.
    Учитывая приоритетность для малоэтажного строительства изделий из ячеистых силикатных бетонов, повсеместную распространенность сырья и относительно простую технологию их изготовления, подпрограмма предусматривает завершение строительства новых и расширение действующих производств в Псковской, Тверской, Липецкой, Новосибирской областях, Краснодарском крае, а также Кабардино-Балкарской Республике и др.
    Планируется завершение строительства заводов по производству керамического кирпича.
    Повышение комфортности жилищ требует увеличения выпуска санитарно-керамических изделий, поэтому в 1994 году предусматривается завершение строительства заводов по их производству в Самарской и Псковской областях.
    В 1994 году намечается закончить строительство завода новых отделочных материалов по электронно-химической технологии в Калужской области, а также строительство совместного предприятия по производству гипсового вяжущего в г. Новороссийске.
    Расширению ассортимента негорючих теплоизоляционных материалов будет способствовать строительство завода теплоизоляционных материалов на основе вермикулита в Тульской области и стекольного завода "Восстание" в Новгородской области.
    С целью увеличения выпуска высококачественного линолеума предполагается завершить строительство завода мощностью 20 млн. кв. м в год в г. Отрадный Самарской области.
    Подпрограмма учитывает также традиции зодчества, в частности, предусматривается восстановление производства глиняной черепицы в районах, где архитектура требует устройства черепичных кровель. В 1994 году должно быть завершено строительство завода по производству керамической черепицы в Калининградской области.
    В производстве цемента планируется перевод ряда мощностей на сухой способ выпуска продукции.
    В 1995 году предполагается развитие производства тех строительных материалов, изделий и конструкций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы "Жилище".
    В результате осуществления предусмотренных подпрограммой мероприятий ожидается к концу 1995 года прирост мощностей по производству (Приложение 3):
    стеновых материалов - 3097 млн. шт. усл. кирпича,
    из них:
    изделий из ячеистого бетона - 1977 млн. шт. усл. кирпича;
    цемента - 2710 тыс. т;
    извести - 823 тыс. т;
    гипса - 1230 тыс. т;
    стекла - 62,2 млн. кв. м;
    плитки керамической - 800 тыс. кв. м;
    санитарно-керамических изделий - 2490 тыс. шт.;
    линолеума - 24,5 млн. кв. м;
    черепицы - 5,2 млн. шт.;
    тугоплавких глин - 600 тыс. т;
    столярных изделий - 1425 тыс. кв. м,
    из них:
    на основе полимеров - 500 тыс. кв. м;
    пиломатериалов - 244 тыс. куб. м;
    кварцевых песков для производства стекла - 1000 тыс. т;
    быстровозводимых зданий для временного проживания - 1000 шт.
 

5. Объемы и источники финансирования

 
    При разработке подпрограммы использовались данные "Схемы развития и размещения стройиндустрии и промышленности строительных материалов на 1993 - 1995 гг.", рассмотренной и одобренной Советом по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПС и ЭС) при Минэкономики России в феврале 1993 г., а также предложения местных администраций и отдельных предприятий.
    Структурная перестройка базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов в условиях перехода к рынку в период 1994 - 1995 годов потребует финансовых затрат в сумме 1339,5 млрд. руб. (в ценах 1994 г.), из них на финансирование НИОКР - 19,0 млрд. руб., или 1,4% за счет средств федерального бюджета. Реализация подпрограммы в части развития производства (1320,5 млрд. руб.) будет осуществляться за счет инвестиционных кредитов (20%), привлечения внебюджетных источников (78,6%).
    Финансирование капитальных вложений, предназначенных для завершения строительства предприятий, на которых создаются мощности по производству продукции общегосударственного и межрегионального значения, отвечающей целям и приоритетам структурной перестройки, будет осуществляться в 1994 - 1995 годах на возвратной основе в форме долевого участия государства. Обязательным условием участия государства в финансировании инвестиционных проектов является наличие у заемщиков иных финансовых источников. Государственная поддержка созданию новых мощностей будет оказана, как правило, предприятиям - представителям (Приложение 2).
    В рамках настоящей подпрограммы в перечень важнейших строек и объектов по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, подлежащих финансированию в 1994 - 1995 годах за счет централизованных капитальных вложений, включены 44 пусковые стройки. При этом приоритеты были отданы социальной направленности, высокой степени строительной готовности (свыше 70%) объекта, а также эффективности производства (быстрая окупаемость проекта и возврат заемных средств в течение 2 - 3 лет с момента получения ссуды).
    Организация массовых видов производств местных строительных материалов из имеющегося в регионах сырья (стеновые, черепица, нерудные, гипс, известь и др.) будет осуществляться за счет бюджетов республик, краев, областей Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных источников финансирования. К ним относятся средства предприятий, вложения частного капитала, кредиты банков и пр.
    Подпрограмма предусматривает использование для развития производственной базы домостроения региональных и местных фондов развития жилищного строительства, которые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2281 рекомендовано образовывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3), а также средств иностранных инвесторов.
    Собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и фонд накопления) будут направляться на техническое перевооружение и реконструкцию производств для поддержания основных фондов и переориентации производства на современные виды продукции, пользующиеся спросом на строительном рынке. Это, прежде всего, предприятия по производству цемента, стеновых, кровельных материалов, предприятия химической промышленности, черной металлургии, оборонных отраслей, развивающих производство строительных материалов на базе использования отходов собственного производства.
    В целях сохранения научно-технического потенциала и обеспечения прогресса в отрасли на период 1994 - 1995 годов предлагается сохранить финансирование НИОКР из федерального бюджета.
    Одновременно планируется создание при Госстрое России внебюджетного фонда развития технического прогресса в строительном комплексе за счет отчисления 1,5% от себестоимости продукции, произведенной предприятиями комплекса, и инвестиционного фонда строительного комплекса в "Стройинвест" за счет средств, полученных от продажи незавершенного строительства объектов промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в целях последующего использования их для завершения строительства приоритетных объектов строительного комплекса и внедрения научно-исследовательских разработок.
    В целях привлечения капиталов коммерческих банков к реализации Федеральной целевой программы "Жилище" и перестройке структуры производственной базы жилищного строительства предлагается разработать меры государственного экономического стимулирования (налоги, льготы), побуждающие банки и акционерные общества строительного комплекса к созданию финансово-промышленных групп.
    Вложения частного капитала следует ожидать в сравнительно несложные производства с быстрым сроком освоения капитала (цементно-песчаная черепица, столярные изделия, деревообработка и др.), в новые технологии по производству продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов (новые виды кровельных материалов, герметиков, клеев, высококачественных огнеупорных материалов и др.), а также в организацию производства продукции, пользующейся спросом на мировом рынке (природный камень).
    В процессе становления рыночных отношений предполагается, что к 1995 году соотношение между федеральными и внебюджетными источниками финансирования будет изменяться в пользу последних.
    Объемы и источники финансирования подпрограммы представлены в таблице (прилагается).
 

6. Организационные, экономические и правовые мероприятия по реализации структурной перестройки производственной базы жилищного строительства

 
    В условиях резкого сокращения государственных инвестиций, изменения структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности и источникам финансирования необходимо осуществить ряд организационных, экономических и правовых мероприятий, имеющих ключевое значение для реализации данной подпрограммы.
    В связи с этим предлагается разработать и принять пакет законодательных и нормативных актов, существенным образом меняющих подходы к системе финансирования и государственной поддержки реализации подпрограммы "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства" (Приложение 4).