Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 357. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа30.12.2001
Статус документаДействует
МеткиЗаявление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2001 года

 

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что в интересах поступательного движения экономики уровень развития и функциональная роль банковского сектора должны быть существенно повышены.
    В этих целях Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой рассчитана на среднесрочную перспективу (5 лет). Стратегия определяет задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению.
    Основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
    Успешная реализация определенных стратегией задач в значительной степени зависит от макроэкономических, правовых и налоговых условий деятельности банковского сектора. Ключевым инструментом реформирования на ближайшую перспективу является введение в практику деятельности предприятий и кредитных организаций международных подходов, включая международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на которые российская экономика, включая банковский сектор, должна перейти с 2004 года. Это потребует скоординированной работы органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, а также кредитных организаций и предприятий.
    Стратегия развития отвечает на все основные вопросы, поставленные в настоящее время перед российским банковским сектором. Развитие экономики, банковского дела может выдвинуть на повестку дня новые задачи, решение которых потребует в дальнейшем уточнения выработанных подходов.
    Рассматривая совершенствование банковского сектора в качестве одного из приоритетных направлений развития всей российской экономики, Правительство Российской Федерации и Банк России при решении поставленных задач хотели бы рассчитывать на поддержку со стороны законодательной власти, банковского и всего делового сообщества.
 

Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 

Председатель
Центрального Банка
Российской Федерации
В.ГЕРАЩЕНКО

 
 
 

Приложение
к заявлению Правительства
Российской Федерации
и Центрального банка
Российской Федерации
от 30 декабря 2001 года

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Настоящий документ определяет стратегию развития банковского сектора страны <*> на ближайшую перспективу. При стабильных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ во всех отраслях экономики, принятии необходимых законодательных актов и мер по обеспечению их исполнения для достижения целей развития банковского сектора, определенных настоящим документом, потребуется около 5 лет.
    


    <*> Банковский сектор России включает кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
 

1. Цели и условия развития банковского сектора

 
    1.1. Содержание и цели развития
    1.1.1. Поступательное развитие банковского сектора является чрезвычайно актуальным с позиций перспектив развития всей российской экономики.
    Основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются:
    - укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
    - повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
    - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
    - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
    - предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
    1.1.2. Направления и характер развития банковского сектора в существенной степени будут определяться ходом его реформирования. Под реформированием понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого банковского сектора, функционирование которого соответствует международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленном на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и выступающем важным фактором экономического развития.
    Реформирование банковского сектора является важным компонентом развития финансового сектора и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.
    1.1.3. Реформирование банковского сектора началось в послекризисный период.
    Первый этап реформирования (сентябрь 1998 года - 2000 год) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном решены задачи, определенные Правительством Российской Федерации и Банком России в совместном документе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", принятом в ноябре 1998 года.
    Усилиями Банка России, органов исполнительной и законодательной власти, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, самих кредитных организаций были преодолены коллапс платежной системы и системный банковский кризис, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансово - экономического кризиса 1998 года, сохранено жизнеспособное ядро банковского сектора, восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Осуществленные меры в области реструктуризации банковского сектора создали необходимые условия для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, укрепления финансового положения кредитных организаций.
    В результате в России функционирует рыночно ориентированный банковский сектор. Ряд компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности в значительной степени приближен к международным требованиям. Вместе с тем российский банковский сектор недостаточно развит. Значительная доля его капитала сформирована государством.
    Начало нового этапа реформирования банковского сектора в 2001 году можно охарактеризовать полным завершением вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с действующим законодательством. Принятие в июне 2001 года поправок к федеральным законам, регулирующим деятельность кредитных организаций, создало для Банка России дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций, а также требования по представлению кредитными организациями и банковскими холдингами консолидированной отчетности.
    1.2. Практические задачи, условия и ожидаемые результаты
    1.2.1. Практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению намеченных целей развития банковского сектора, являются укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики, развитие конкурентных начал в деятельности кредитных организаций.
    Динамика решения указанных задач будет в значительной степени зависеть от инвестиционного и делового климата, условий деятельности банковского сектора, в том числе налоговых, а также эффективности процедур реструктуризации и ликвидации проблемных банков.
    1.2.2. Решение указанных задач будет осуществляться Правительством Российской Федерации и Банком России по следующим основным направлениям.
    В сфере нормативного правового регулирования необходимо в первую очередь:
    - приблизить основные правовые нормы функционирования кредитных организаций к международно признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора";
    - укрепить права кредиторов и вкладчиков;
    - обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
    - укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
    - законодательно обеспечить условия для формирования системы гарантирования вкладов;
    - создать нормативно - правовые условия для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
    - обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля;