Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 361. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.01.2002 N 70 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ"

Дата документа29.01.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2002 г. N 70

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ

 
    В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 годы.
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры социальной поддержки граждан старшего поколения.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2002 г.
N 70

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы
   
Основание для разработки Программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р
   
Государственный заказчик и основной разработчик Программы  - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
   
Цель Программы  - создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества
   
Сроки реализации Программы  - 2002-2004 годы
   
Основные мероприятия Программы  - обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества;
  содействие субъектам Российской Федерации в создании оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям;
  осуществление научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, в том числе социологических исследований и опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, по приоритетным вопросам социальной защиты граждан старшего поколения;
  проведение научных форумов по проблемам пожилых людей и обмен опытом в их решении;
  поддержка деятельности общественных объединений по защите прав и интересов пожилых людей, оказанию им помощи
   
Исполнители мероприятий Программы  - организации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, общество "Знание" России, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российское общество Красного Креста и иные организации и общественные объединения, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
   
Объем и источники финансирования Программы  - средства федерального бюджета - 928 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 336,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 11,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 580 млн. рублей, в том числе:
  в 2002 году - 356,72 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 196,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 155,72 млн. рублей;
  в 2003 году - 267,1 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 65 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 198,6 млн. рублей;
  в 2004 году - 304,18 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 75 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 225,68 млн. рублей
  средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 39,81 млн. рублей (по согласованию)
  внебюджетные источники (по согласованию)
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей; улучшение социального положения граждан старшего поколения за счет выравнивания региональных показателей социального обслуживания, приближения состава и объема предоставляемых услуг к потребностям общества;
  создание учреждений нового типа для предоставления пожилым людям жизненно важных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей);
  повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей;
  усиление координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг
   
Система контроля за исполнением Программы  - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в части научно-исследовательских работ

 
 

Введение

 
    Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.
    В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
    Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
    Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997-2001 годах федеральной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.
    В результате реализации этой Программы оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания и медицинские учреждения. Начали действовать экспериментальные физкультурно-оздоровительные центры для пожилых людей. В ряде малых городов, в сельской местности открыты центры (клубы) для пожилых людей. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 23 субъектах Российской Федерации. Выполнены опытно-экспериментальные и научно-исследовательские работы по актуальной тематике, в том числе в 6 субъектах Российской Федерации реализован пилотный проект "Оптимизация системы социального обслуживания граждан старшего поколения". Принятие Программы явилось стимулом к разработке в более чем 40 субъектах Российской Федерации программ социальной защиты пожилых людей.
    Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики в России.
    Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р.
    Программа подготовлена Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения.
    Показательно, что общая численность пожилых людей с 1998 года снижается (1997 год - 30,5 млн. человек, 1998 год - 30,58 млн. человек, 1999 год - 30,44 млн. человек, 2000 год - 30,18 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (1997 год - 1,24 млн. человек, 1998 год - 1,31 млн. человек, 1999 год - 1,34 млн. человек, 2000 год - 1,39 млн. человек).
    Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.
    Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.
    Большинство пожилых людей проживает в городах (21,3 млн. человек). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента.
    В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста предположительно будет составлять 20,6 процента общей численности населения страны.
    В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента).
    При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.
    Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
    Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
    Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
    Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
    Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.