Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Роспатента от 27.03.97 N 26 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ"

Дата документа27.03.1997
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Методические рекомендации
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

 

ПРИКАЗ
от 27 марта 1997 г. N 26

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

 
    В целях совершенствования экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков приказываю:
    1. Утвердить следующие методические рекомендации:
    - Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (приложение 1 к настоящему Приказу);
    - Методические рекомендации по вопросам отнесения заявленных обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров и услуг определенного вида (приложение 2 к настоящему Приказу);
    - Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (Приложение 3 к настоящему Приказу).
    2. ВНИИГПЭ обеспечить использование в работе методических рекомендаций, утвержденных пунктом 1 настоящего Приказа.
    3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
 

Генеральный директор
А.Д.КОРЧАГИН

    
 
    

Приложение 1
к Приказу Роспатента
от 27 марта 1997 г. N 26

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДНОРОДНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение реализации положений Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), связанных с определением однородности товаров и услуг (далее - товары) при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания (далее - заявка на товарный знак) в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона и п. 14.4.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
    1.2. Рекомендации предназначены для экспертов и специалистов Патентного ведомства.
    1.3. Предложенные в Рекомендациях признаки однородности товаров и услуг определены исходя из действующего в Российской Федерации законодательства в области товарных знаков с привлечением подготовленных в предыдущие годы в системе Патентного ведомства разработок по этой проблеме, с учетом отечественного и международного опыта в решении данного вопроса.
 

2. Правовые основания определения однородности товаров

 
    2.1. В соответствии со статьей 1, абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.
    2.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения для однородных товаров, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4 Закона, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2.3. Вышеуказанные положения Закона призваны защитить интересы как изготовителя товаров от недобросовестной конкуренции, так и потребителя, не допуская возможности маркировки однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными знаками, что привело бы к дезориентации потребителя.
    В то же время Закон не предусматривает запрета на регистрацию разными лицами тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков в отношении неоднородных товаров, т.е. таких товаров, в силу собственных различий которых даже при маркировке их тождественными товарными знаками потребитель не будет вводиться в заблуждение относительно товара или изготовителя.
    Установление тождества или сходства проводится экспертизой в отношении однородных товаров.
    По определению "однородный - это относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый; выполняющий ту же функцию" (С.И. Ожегов "Толковый словарь русского языка", Москва, 1992 г.).
    Под однородными товарами и услугами следует понимать товары и услуги, относящиеся к одному и тому же роду и виду, не обладающие различительной способностью и создающие у потребителя представление о принадлежности их к одному изготовителю.
    Согласно действующему законодательству товары и услуги, для которых и спрашивается регистрация товарного знака, классифицируются в соответствии с указанными в МКТУ классами.
    При этом каждый класс МКТУ состоит из множества разнородных групп (родовых понятий) товаров.
    В названии каждого класса МКТУ приведены группы товаров, так, например, класс 11 включает:
    - устройства осветительные;
    - устройства паропроизводящие;
    - устройства санитарно-технические;
    - устройства холодильные.
    Родовое понятие товара является более общим по отношению к видовому и такие понятия, как "осветительное устройство" и "лампа накаливания" или "мебель" и "мебель кухонная", относятся друг к другу как категории род - вид.
    Внутри каждой родовой или видовой группы товаров собраны товары одного рода или вида, обладающие общими признаками и используемые по одному назначению.
 

3. Установление однородности товаров

 
    3.1. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
    Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и другие признаки.
    Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные.
    К основным признакам относятся:
    - род (вид) товаров;
    - назначение товаров;
    - вид материала, из которого изготовлены товары.
    Остальные признаки относятся к вспомогательным.
    Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности друг с другом и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных.
    3.1.1. Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе.
    Например, однородными товарами являются "пальто, платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", т.к. все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами должны быть признаны "соковыжималки бытовые электрические и неэлектрические", хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специальных магазинах бытовой техники или в соответствующих хозяйственных отделах универмагов. В то же время соковыжималка бытовая неэлектрическая - это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах в отделах мелкой кухонной утвари. Кроме того, оба товара имеют разную стоимость (электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая).
    3.1.2. При определении назначения товара следует принимать во внимание область его применения и цель применения.
    Например, следует признать однородными товарами химические продукты для сельского хозяйства и средства для уничтожения вредителей сельского хозяйства. Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и могут относиться к общей родовой группе (химические товары). В то же время не могут быть признаны однородными сельскохозяйственные машины и сельскохозяйственные ручные инструменты, т.к. эти товары относятся к разным родовым группам. Они отличаются также по своей стоимости, условиям сбыта.
    Однородными товарами являются дезинфицирующие мыла и дезинфицирующие средства для гигиенических целей, т.к. они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары).
    Однако аппараты для дезинфекции не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, т.к.