Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 900. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ГТК РФ от 29.10.2001 N 17-12/43155 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОДАТАЙСТВ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА")

Дата документа29.10.2001
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПисьмо · Методические рекомендации
х
Документ отменен / утратил силу
Примечания к документу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 октября 2001 г. N 17-12/43155

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 
    Управление организации таможенных расследований и дознания направляет новую редакцию Методических рекомендаций о порядке подготовки международных ходатайств по уголовным делам в иностранные государства.
    Данные Методические рекомендации разработаны на основе Приказа ГТК России N 992 от 15.10.2001 "Об утверждении Инструкции о порядке направления международных ходатайств в иностранные государства".
    Полагаем, что новая редакция Методических рекомендаций позволит избежать тех ошибок, которые в данный момент допускаются при подготовке ходатайств и значительно сократить количество возвращаемых в таможенные органы международных следственных поручений в связи с ненадлежащим оформлением последних.
    Положения новой редакции Методических рекомендаций отвечают нормам международного права и УПК РСФСР на момент их составления и могут быть приняты за основу при дальнейшем изменении законодательства.
    Направляя вышеуказанные Методические рекомендации, прошу довести их содержание до сведения сотрудников подразделений дознания, таможенных расследований и оперативно - розыскных подразделений таможенных органов.
    С момента их направления не подлежат применению Методические рекомендации УБТП ГТК России N 11-08/1666 от 25.02.99 и дополнительные разъяснения к ним N 11-08/8176 от 30.09.99.
 

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания,
генерал - майор
таможенной службы
А.В.КОНСТАНТИНОВ

 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОДАТАЙСТВ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

 
    В соответствии со ст. 32 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и заключенными международно - правовыми актами (договорами, конвенциями, межправительственными соглашениями), регулирующими порядок сношения и оказания правовой помощи по уголовным делам между правоохранительными ведомствами Российской Федерации и иностранных государств, таможенные органы России как органы дознания вправе получать от компетентных учреждений запрашиваемых государств правовую помощь по уголовным делам.
    Под иностранными государствами следует понимать все государства, расположенные за пределами территории Российской Федерации (страны ближнего и дальнего зарубежья).
    Правовая помощь оказывается компетентными органами запрашиваемых государств путем исполнения международных ходатайств об оказании правовой помощи (запросов, поручений о проведении следственных действий, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, обысков, выемок и т.д.), которые направляются в адрес последних на основании международных договоров, конвенций, соглашений (Приложение 1).
    При этом в правовой помощи может быть отказано лишь в случае, если ее предоставление может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны, при этом международное ходатайство в кратчайшие сроки возвращается обратно без исполнения и запрашивающее учреждение уведомляется об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения.
    В определенных случаях правовая помощь может быть оказана или получена и при отсутствии соответствующих правовых актов - на условиях взаимности.
    Исполнение ходатайств (поручений) на условиях взаимности возможно только на началах "доброй воли" и зависит от желания запрашиваемого государства сотрудничать с Россией.
    При этом необходимо учесть то обстоятельство, что при отсутствии международно - правового акта, регулирующего порядок сношения по уголовно - правовым вопросам, запрашиваемое государство может отказать в предоставлении правовой помощи без указания каких-либо причин и уведомления об этом.
    Следует отметить, что государства - члены Содружества Независимых Государств осуществляют сотрудничество по уголовно - правовым и гражданским вопросам на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 года.
    В настоящее время рассматривается новая редакция указанной Конвенции, с подписанием которой необходимо будет руководствоваться вновь принятым международно - правовым актом.
    Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки заключен Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 года, который находится на стадии ратификации.
    Латвийская, Литовская и Эстонская Республики, которые не вошли в Союз Независимых Государств, в свою очередь подписали с Россией двусторонние договоры о сотрудничестве по уголовно - правовым вопросам.
    Однако следует иметь в виду, что Грузия, Республика Молдова, Украина, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика в более поздние сроки с оговорками и замечаниями подписали Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 24.04.59, которая является приоритетной по отношению к ранее заключенным ими международно - правовым актам, поэтому сотрудничество по уголовно - правовым вопросам осуществляется на основе именно Европейской конвенции от 1959 года.
    Среди государств, заключивших в разное время по два и более международно - правовых акта о сотрудничестве по данным вопросам, особо следует выделить Финляндскую Республику, которая в 1978 году подписала с Россией Договор, позднее присоединилась к Европейской конвенции от 1959 года, а в 1993 году между Россией и одним из ее центральных органов (Центральной криминальной полицией) достигнуто соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которого в настоящее время направляются международные поручения. Однако следует иметь в виду, что в определенной ситуации этот порядок может быть изменен в одностороннем порядке органами власти Финляндской Республики, то есть будет действовать Европейская конвенция от 24 апреля 1959 года.
    В соответствии с международно - правовыми актами ходатайства (поручения) направляются через уполномоченные на то центральные органы договаривающихся сторон.
    Для Российской Федерации центральным органом является Генеральная прокуратура Российской Федерации, для иностранных государств - органы, наделенные в соответствии со своим национальным законодательством данными полномочиями.
    Любое иностранное государство своими нормативными актами может наделить этими полномочиями и другие органы, нежели те, которые указаны в международном соглашении, в том числе изменять их название.
    В связи с этим при подготовке ходатайств о правовой помощи исполнителям необходимо уточнять наименование центрального органа иностранного государства, в адрес которого оно направляется, а если получить подобную информацию не представилось возможным, указывать адресатом "Компетентные органы" и далее - официальное название государства, например: "В компетентные органы Греческой Республики". В ходатайстве не указывается должность, звание, фамилия руководителя центрального органа иностранного государства - указывается только адресат (например: "Генеральная прокуратура Республики Казахстан").
    Международные ходатайства, направляемые таможенными органами Российской Федерации напрямую, минуя официальный порядок прохождения через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств возвращаются обратно без исполнения.
    Ходатайства в соответствующие ведомства зарубежных стран направляются только через Управление таможенных расследований и дознания ГТК России (так как здесь они подвергаются детальной проверке и переводу на официальный государственный язык запрашиваемой стороны).
    Сообщаем, что УТРД ГТК России занимается организацией исполнения международных ходатайств об оказании правовой помощи только по уголовным дела, возбужденным по ст. 194 УК РФ, по которым производство предварительного следствия необязательно.
    Направление поручений по уголовным делам, возбужденным по статьям 188, 189, 190, 193 УК РФ, является прерогативой органов предварительного следствия. Таможенный орган как орган дознания после возбуждения уголовного дела по одной из этих статей обязан в течение 10 суток провести лишь те неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые предусмотрены ст. 119 УПК РСФСР.
    Однако на практике продолжают иметь место случаи направления поручений таможнями по уголовным делам, возбужденным по статьям 188, 189, 190, 193 УК РФ.

Ведется подготовка документа. Ожидайте