Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МПР РФ от 30.04.98 N 123 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ПОДСЧЕТА ЗАПАСОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ" И "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ПОДСЧЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАПАСОВ ПИТЬЕВЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД"

Дата документа30.04.1998
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 апреля 1998 г. N 123

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ПОДСЧЕТА ЗАПАСОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ" И "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ПОДСЧЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАПАСОВ ПИТЬЕВЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД"

 
    В целях представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов в соответствии с утвержденными "Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых" и "Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод" приказываю:
    1. Ввести в действие "Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых" и "Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод".
    2. Руководителям территориальных органов МПР России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата министерства, ГКЗ принять настоящие Рекомендации к руководству и исполнению (Рекомендации прилагаются).
    3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Наталенко.
 

И.о. Министра
В.П.ОРЛОВ

 
 
 

ВВЕДЕНЫ
в действие приказом МПР РФ
от 30 апреля 1998 г.
N 123

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ПОДСЧЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАПАСОВ ПИТЬЕВЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ВОД

 
    С выходом настоящих "Рекомендаций" утрачивают силу изданные в 1984 году "Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР и ТКЗ материалов по подсчету эксплуатационных запасов питьевых и технических подземных вод" и "Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР и ТКЗ материалов по подсчету эксплуатационных запасов лечебных минеральных, промышленных и теплоэнергетических подземных вод" в части, относящейся к лечебным минеральным подземным водам.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Государственная экспертиза эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения условий их рационального использования, определения границ участков недр, предоставляемых в пользование, а также платы за пользование недрами.
    1.2. Настоящие "Рекомендации" предназначены для использования при подготовке и оформлении материалов подсчета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод и представлении их на государственную экспертизу.
    1.3. Государственной экспертизе подлежат материалы подсчета:
    - освоенных и разведанных эксплуатационных запасов категорий А и В, которые являются основанием для разработки проекта строительства нового или реконструкции существующего водозабора подземных вод;
    - предварительно оцененных эксплуатационных запасов категории С1, которые служат основой для последующей их разведки, опытно-промышленной эксплуатации или добычи подземных вод;
    - выявленных эксплуатационных запасов категории С2 и прогнозных ресурсов категории Р, которые используются при разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и обосновании дальнейшего геологического изучения недр.
    1.4. Материалы по подсчету эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового, технического водоснабжения городов, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, орошения земель и обводнения пастбищ, а также создания гидроминеральной базы курортов, санаториев, профилакториев (лечебниц) и заводов (линий) промышленного розлива минеральных столовых (питьевых), лечебных и лечебно-столовых подземных вод, подлежат государственной экспертизе, проводимой органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных (региональных) подразделений.
    1.5. Материалы по подсчету эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод подготавливаются недропользователем или уполномоченной им организацией в соответствии с Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и направляются на государственную экспертизу в специализированные экспертные организации (ГКЗ, ТКЗ и др.), образованные Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
    1.6. Указанные материалы могут представляться на государственную экспертизу на любой стадии изучения месторождения при условии, если они позволяют дать объективную оценку количества и качества подземных вод, их народнохозяйственного значения, гидрогеологических, водохозяйственных, экологических, горнотехнических и других условий их освоения и добычи.
    1.7. Полномочия федеральных и территориальных органов государственной экспертизы запасов определяются федеральным органом управления государственным фондом недр (приказ N 95 от 09.06.97).
    1.8. В полномочия ГКЗ входит государственная экспертиза материалов подсчета эксплуатационных запасов подземных вод по следующим месторождениям и участкам:
    - расположенным на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, или эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия 2-х и более субъектов Федерации и в трансграничных зонах;
    - расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к компетенции органов государственной власти Российской Федерации;
    - находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, или эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия указанных территорий;
    - запасы по которым ранее утверждались в ГКЗ;
    - подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для централизованного водоснабжения республиканских, краевых, областных центров и технического водоснабжения крупных промышленных предприятий с потребностью более 15 тыс.м3/сут, а также для промышленного розлива в качестве минеральных столовых вод;
    - всех типов лечебных минеральных вод и грязей, являющихся гидроминеральной базой курортов федерального значения, крупных санаториев и профилакториев вместимостью более 500 мест, а также минеральных вод, предназначенных для промышленного розлива;
    - эксплуатация которых ведется или планируется с участием иностранных инвестиций или иностранными юридическими лицами:
    - подземных вод любого назначения по представлению субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридических лиц и граждан других государств;
    - в полномочия ГКЗ также входит контрольное рассмотрение материалов подсчета запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, прошедших экспертизу ТКЗ.
    1.9. В полномочия ТКЗ входит государственная экспертиза материалов подсчета эксплуатационных запасов месторождений питьевых и технических вод для централизованного водоснабжения районных центров, городов и населенных пунктов областного и районного подчинения, поселков городского и сельского типа, совхозов и колхозов и небольших промышленных предприятий с потребностью в воде до 15 тыс.м3/сут, для орошения земель и обводнения пастбищ - менее 25 тыс.м3/сут, лечебных минеральных вод для санаториев, профилакториев и лечебниц местного значения вместимостью менее 500 мест, а также в иных случаях, не попадающих в компетенцию ГКЗ в соответствии с п.1.8.
    1.10. Эксплуатационные запасы месторождений (участков) питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод подлежат повторной государственной экспертизе в случаях:
    - перевода запасов из одной категории в другую по данным геологоразведочных работ или эксплуатации, а также после окончания срока, на который ранее были утверждены запасы;
    - выявления в процессе разведки и освоения месторождений дополнительных природных, экономических или экологических факторов, существенно влияющих на промышленную оценку месторождения и требующих переоформления лицензии, а также при изменении существовавших на момент подсчета запасов водохозяйственной, санитарной, экологической обстановки и способа эксплуатации подземных вод;
    - перевода забалансовых запасов в балансовые или наоборот, а также при снятии запасов с баланса;
    - при увеличении или уменьшении на разрабатываемых месторождениях суммарной величины ранее утвержденных запасов более чем на 20%;
    - пересмотра кондиций, требований стандартов или технических условий к качеству подземных вод, изменения назначения их использования;
    - по просьбе недропользователя или органов государственного управления.
    1.11. Заключение государственной экспертизы эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод является основанием для постановки их на государственный учет или снятия с государственного учета в установленном порядке.
 

2. Порядок представления отчетных материалов

 
    2.1. Материалы подсчета эксплуатационных запасов по месторождениям питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод должны представляться на рассмотрение специализированных экспертных организаций не позднее одного года после завершения на них разведочных работ. В ином случае отчет должен быть дополнен данными о гидродинамических, гидрохимических, санитарных, экологических и водохозяйственных условиях месторождения (участка) за период, превышающий указанный срок.
    2.2. До направления материалов подсчета запасов в специализированную экспертную организацию они должны быть рассмотрены организацией, представляющей материалы подсчета запасов.
    2.3. Материалы подсчета запасов представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах. К каждому из них прикладывается протокол рассмотрения материалов организацией, представляющей подсчет запасов. Одновременно в десяти экземплярах представляется авторская справка об особенностях геологических и гидрогеологических условий месторождения подземных вод, проведенных на нем разведочных гидрогеологических работ и результатах подсчета запасов, а также в одном экземпляре схема или план подсчета эксплуатационных запасов.
    2.4. Материалы подсчета запасов должны направляться на государственную экспертизу комплектно. При дополнительном представлении недостающих материалов датой принятия считается срок поступления последнего из них. По принятии материалов подсчета запасов экспертная организация заключает договор с организацией, представляющей материалы, и рассматривает их в соответствии с условиями договора.
    2.5. Экспертная организация рассматривает материалы подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод по месторождениям (участкам) не более чем в 3-х месячный срок с момента оплаты заказчиком стоимости работ по проведению государственной экспертизы.
    2.6. Протокол (заключение) государственной геологической экспертизы в течение 5 дней со дня его утверждения представляется недропользователю и в Российский федеральный и территориальный геологический фонды.
    2.7. В случае отрицательного заключения государственной геологической экспертизы недропользователь вправе представить материалы на повторную государственную геологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом протоколе (заключении).
 

3. Состав отчетных материалов

 
    3.1. Материалы подсчета запасов должны содержать все исходные данные, необходимые для обоснования и проверки подсчета запасов и проектирования водозаборных сооружений для промышленной или опытно-промышленной эксплуатации. Они должны быть представлены в таком составе и виде, чтобы можно было осуществить их проверку и, при необходимости, произвести пересчет запасов без участия авторов подсчета.
    3.2. В состав материалов в обязательном порядке должны быть включены:
    а) копии документов, обосновывающих проведение работ для оценки эксплуатационных запасов подземных вод: лицензии на право пользования недрами для их геологического изучения либо для добычи подземных вод с указанием вида специального водопользования. Если работы проводились тематическим путем до получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод - соответствующее техническое задание с требованиями к количеству, качеству и режиму эксплуатации разведываемых вод;
    б) необходимые согласования (возможности использования подземных вод по заданному назначению, земельного и горного отвода, организации зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, допустимого воздействия эксплуатации на окружающую среду, в т.ч. поверхностный сток и др.) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами охраны природы, Госсанэпиднадзора Минздрава России;
    в) материалы, подтверждающие величину в пределах выявленного, оцененного или разведанного месторождения, в зоне его существенного влияния, а также в области формирования эксплуатационных запасов:
    - суммарного отбора подземных вод;
    - отбора подземных вод, осуществляемого водозаборными сооружениями на неутвержденных эксплуатационных запасах;
    - предполагаемого отбора подземных вод в соответствии с ранее выданными лицензиями;
    г) геолого-гидрогеологическая характеристика объекта исследований в указанных границах, сведения о выполненных работах и их результатах;
    д) исходные данные для подсчета эксплуатационных запасов подземных вод;
    е) подсчет эксплуатационных запасов подземных вод, включающий:
    - расчеты производительности водозаборных сооружений и понижений уровня в них с учетом взаимодействия с другими водозаборными сооружениями;
    - оценку обеспеченности эксплуатационных запасов источниками их формирования;
    - прогноз возможных изменений качества подземных вод;
    - обоснование границ поясов зоны санитарной охраны, а для минеральных вод - округов горно-санитарной охраны;
    - прогноз влияния оцениваемого водозаборного сооружения на другие водозаборные сооружения;
    - оценку влияния предполагаемого водоотбора на окружающую природную среду;
    ж) фактические материалы, необходимые для проверки подсчета эксплуатационных запасов.
    3.3. Материалы подсчета запасов представляются на государственную экспертизу в виде оформленного отчета, состоящего из текстовой части, текстовых, табличных и графических приложений.
 

4. Рекомендации по структуре и содержанию отчетных материалов

 
    Отчет с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод, представляемый на государственную экспертизу, должен соответствовать требованиям ГОСТ 7.63-90 "Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению".
    В зависимости от конкретных решаемых задач, стадии геологоразведочных работ, сложности геолого-гидрогеологических условий, водохозяйственной и антропогенной обстановки, масштабов водозаборов, структура и содержание отчетных материалов могут в той или иной степени видоизменяться и выбираться авторами. Обязательными являются требования к содержанию исходных материалов, перечисленные в разделе 3 настоящих "Рекомендаций".
    Материалы подсчета запасов включают в себя текст, текстовые, табличные и графические приложения.
    Текстовую часть отчета рекомендуется составлять по следующей схеме:
    - введение;
    - общие сведения о районе работ и месторождении (участке), по которому оцениваются эксплуатационные запасы подземных вод;
    - методика проведения геологоразведочных работ;
    - технология проведения отдельных видов геологоразведочных работ и их основные результаты;
    - характеристика качества подземных вод и санитарной обстановки;
    - природная гидрогеологическая модель месторождения (участка) и схематизация гидрогеологических условий;
    - подсчет эксплуатационных запасов подземных вод;
    - рекомендации по освоению месторождения и охране окружающей природной среды при эксплуатации;
    - заключение;
    - список использованной литературы.
    Объем каждого из перечисленных разделов и состав включаемой в них информации определяются авторами в зависимости от целевого назначения подсчета эксплуатационных запасов, степени изученности месторождения, сложности рассматриваемых вопросов и их значимости для решения поставленных задач.
    При повторном рассмотрении материалов подсчета эксплуатационных запасов по месторождениям (участкам) с ранее утвержденными запасами сведения, оставшиеся без изменений, могут быть приведены в сокращенном объеме со ссылкой на предыдущий отчет. В этом случае один экземпляр указанного отчета представляется на период рассмотрения.
    Ниже приводится перечень основных вопросов, подлежащих освещению в каждом разделе отчета.
 

4.1. Введение

 
    4.1.1. Целевое назначение проведенных геологоразведочных работ; данные о лицензии и условиях лицензионного соглашения, на основании которых проводились эти работы (вид лицензии, номер, дата выдачи) и (или) о техническом задании (кем выдано, когда, номер, дата выдачи); основные условия пользования недрами в соответствии с лицензией и(или) техническим заданием (первоочередная и перспективная потребность, требования к качеству воды, режиму и расчетному сроку эксплуатации, намечаемые сроки освоения разведанного месторождения и др.); сведения о согласовании выбора участка разведки и водоносного горизонта (для отчетов с подсчетом разведанных эксплуатационных запасов) и условий недропользования с соответствующими организациями (пункт 5.1).
    4.1.2. Сведения о ранее утвержденных эксплуатационных запасах подземных вод на рассматриваемой площади, в т.ч. для водоснабжения заданного объекта (даты и номера протоколов предыдущих утверждений запасов ГКЗ или ТКЗ, запасы по категориям в табличной форме), а также о разведанных, но не утвержденных запасах.
    4.1.3. Данные о существующем водоснабжении объекта (в том числе об использовании поверхностных вод); сопоставление утвержденных эксплуатационных запасов и фактического водоотбора с потребностью, дефицит в воде и возможные источники его удовлетворения.
    4.1.4. Организации-исполнители и соисполнители (по отдельным видам работ).