Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ" (ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ)" (утв. Минобразованием от 18.06.2002)

Дата документа18.06.2002
Статус документаДействует
МеткиТребования

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
18 июня 2002 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ" (ДЛЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" (ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ)

 

1. Общая характеристика подготовки "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки)

    
    1.1. Назначением дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) <*> (далее - Государственные требования) является подготовка и переподготовка руководящего кадрового состава высшей школы в области управления.
    


    <*> Перечень видов подготовки "Менеджера образования высшей школы" (по видам подготовки) является открытым и может быть дополнен Минобразованием России в установленном порядке. Ниже ограничимся рассмотрением двух видов подготовки:
    - организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
    - стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
 
    1.2. Программа рассчитана для использования при обучении лиц, имеющих высшее профессиональное образование различного профиля, но не имеющих профессиональной подготовки в области менеджмента, для их квалифицированного участия в управлении различными подразделениями вузов.
    1.3. Квалификация "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки) является дополнительной к основной, получаемой после окончания вуза, и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
    1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы составляет 1080 часов.
    1.5. Целью данной программы является подготовка к следующим видам деятельности:
    - организация учебного процесса, воспитательной и научно-исследовательской работы в вузе;
    - стратегическое планирование в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
    - применение и развитие новых информационных технологий в высшей школе;
    - управление инновационными процессами в сфере образования.
    1.6. Реализация программы может производиться образовательными учреждениями высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на модульной основе с перезачетом дисциплин, освоенных на более ранних этапах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
 

2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить Государственные требования для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования высшей школы" (по видам подготовки)

 
    2.1. Предшествующий уровень образования - высшее профессиональное образование.
    2.2. Для зачисления на программу "Менеджер образования высшей школы" (стратегическое планирование) необходимо иметь стаж работы.
 

3. Обязательный минимум содержания дополнительной образовательной программы для получения квалификации "Менеджер" (по видам подготовки)

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
1 2 3
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 540
ОПД.01 Основы менеджмента. 60
 История управленческой мысли и практики менеджмента. Основы общей теории управления. Закономерности управления различными системами. Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента. Виды менеджмента. Национально-культурные особенности современного менеджмента.  
 Функции менеджмента (анализ, планирование, организация, мотивация, контроль). Структура систем менеджмента. Особенности менеджмента в системе высшего профессионального образования. Связующие процессы в менеджменте. Человек в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление организационными изменениями в вузе.  
 Эффективность и качество управления учебной, воспитательной, научно-исследовательской и другими видами работы в вузе  
ОПД.02 Социология и психология управления в высшей школе. 60
 Предмет социологии и психологии управления.  
 Целеполагание и планирование в высшем учебном заведении. Процесс принятия управленческих решений. Мотивация как функция управления, в том числе учебным процессом. Особенности формирования учебной мотивации и профессионально ориентированной мотивации. Координация и контроль в деятельности вуза. Руководство и лидерство в системе высшей школы. Группы в системе управления высшей школой и групповая динамика.  
 Взаимодействие личности и группы. Управленческая деятельность в экстремальной ситуации.  
 Профессиональные характеристики менеджера.  
 Особенности профессиональной характеристики менеджера высшей школы. Организационная культура. Организационное поведение и национальная культура.  
 Практикум по решению коммуникативных задач, навыкам делового общения, приемам ведения научных и научно-методических совещаний, деловых бесед, переговоров, использованию средств предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе  
ОПД.03 Экономика высшей школы. 60
 Экономические основы функционирования российской системы образования; экономика вуза и его подразделений; интеграция и диверсификация образовательных учреждений; конкуренция различных видов подготовки и переподготовки специалистов; структура рынка образовательных услуг и разнообразие образовательных траекторий; координация деятельности образовательных учреждений и взаимозависимых с образованием отраслей хозяйства; проблемы эффективности функционирования системы профессионального образования.