Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ" (утв. Минобразованием РФ от 08.10.2001 N ГТ ППК 06/39)

Дата документа08.10.2001
Статус документаДействует
МеткиТребования

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
8 октября 2001 г. N ГТ ППК 06/39

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"

 

1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы"

 
    1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее - Государственные требования).
    1.2. Дополнительная квалификация "Менеджер социальной сферы" присуждается лицам, имеющим высшее профессиональное образование, при условии успешного освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения указанной дополнительной квалификации, включая прохождение итоговой государственной аттестации.
    Нормативный объем дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы" составляет 1336 часов трудоемкости.
    1.3. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является:
    - углубленное изучение важнейших аспектов деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации по следующим видам деятельности - управленческая, организационная, экономическая, бюджетно-финансовая, информационно-аналитическая, консультационная;
    - формирование у руководителей и специалистов Фонда социального страхования Российской Федерации дополнительных знаний собственного видения путей преобразования и развития системы социального страхования в России, критической оценки личного вклада в деятельность системы;
    - совершенствование уровня профессиональной подготовки по ключевым направлениям деятельности государственных внебюджетных фондов, региональных отделений Фонда социального страхования.
    Квалификационная характеристика лиц, получающих дополнительную квалификацию менеджера социальной сферы, включает:
    - осуществление ими функций управления и планирования деятельности структурных подразделений и региональных отделений Фонда социального страхования, контроля за разработкой и реализацией годовых и перспективных планов работы;
    - знание ими основ менеджмента, экономики, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Фонда социального страхования, теории и практики работы с персоналом.
    Уровень профессиональной подготовки специалиста обеспечивается полученным высшим профессиональным образованием, дополнительной подготовкой в области теории и практики менеджмента, стажем работы по специальности не менее 2 лет.
    Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификации, приводятся в п. 6.
    Исходя из своих квалификационных возможностей, менеджер социальной сферы подготовлен к самостоятельной работе на следующих должностях:
    - управляющий региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
    - заместитель управляющего региональным отделением Фонда социального страхования;
    - директор филиала;
    - руководитель структурного подразделения аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации.
    1.4. Сферами профессиональной деятельности менеджера социальной сферы могут быть:
    - бюджетные и внебюджетные фонды России;
    - санаторно-курортные организации;
    - организации и предприятия бытового обслуживания.
 

2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы"

 
    2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы", должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и опыт работы в области социального страхования не менее двух лет.
    2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением и необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете степени подготовленности слушателя по основной образовательной программе.
 

3. Требования к дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы"

 
    3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам и примерную программу производственной практики.
    3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы" предусматриваются следующие компоненты:
    цикл ОПД - общеобразовательные дисциплины;
    цикл СД - специальные дисциплины;
    ИА - итоговая государственная аттестация;
    ПП - производственная практика.
 

4. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Менеджер социальной сферы"

 

Индекс Наименование дисциплины Всего часов
1 2 3
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1002
ОПД.01 Экономика, организация и управление государственным социальным страхованием. 100
 Государственное социальное страхование - важнейший фактор социальной защиты граждан. Как создать эффективную систему страхования в XXI веке.  
 Концепция естественных, неотчужденных прав.  
 Ее основа - представление о необходимости улучшения условий жизни на началах социальной справедливости. Реализация защитных функций государства и структур гражданского общества для создания достойных условий существований граждан. Понятия "права" и "свобода" граждан - особое место в концепции правового государства.  
 Концепция равенства всех граждан перед законом.  
 Ее влияние на развитие института социального страхования. Роль государства, основных социальных субъектов (работодателей и работников) в обеспечении социальной защиты экономически активного трудового населения. Анализ становления гражданского общества в европейских странах.  
 Основы экономического анализа.  
 Сущность и значение экономического анализа.  
 Методологические приемы экономического анализа.  
 Виды экономического анализа и их особенности.  
 Сущность и значение финансового анализа. Место и роль финансового анализа в управлении финансами. Методы финансового анализа.  
 Анализ финансовых результатов деятельности организации. Цель и задачи проведения анализа.  
 Информационная база для проведения анализа.  
 Особенности анализа финансовых результатов деятельности организации в условиях инфляции.  
 Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.  
 Анализ рентабельности деятельности организации (предприятия) и уровня безубыточности. Анализ распределения и использования прибыли.  
 Анализ финансового состояния организации.  
 Система показателей, характеризующих финансовое состояние и методы их определения. Анализ активов баланса. Оценка его рыночной активности. Цель и содержание управленческого анализа. Структура бизнес-плана и роль анализа в разработке основных плановых показателей.  
 Анализ трудовых показателей организации. Анализ обеспеченности предприятия (организации) трудовыми ресурсами. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и рабочего времени. Анализ движения рабочей силы и текучести кадров. Анализ расходования средств на оплату труда.  
 Стратегическое планирование и прогнозирование в условиях рынка.  
 Методы прогнозирования. Прогнозирование демографического развития, трудовых ресурсов и занятости населения. Прогнозирование уровня жизни населения. Прогнозирование развития социальной сферы. Стратегическое планирование на макроуровне.  
 Государственные внебюджетные фонды:  
 экономические аспекты деятельности.  
 Социально-экономическая природа института государственного социального страхования.  
 Эволюция форм социальной защиты. Место института социального страхования в системе социальной защиты. Социально-правовые доктрины, оказавшие влияние на формирование института социального страхования. Конвенции и рекомендации МОТ в системе социального страхования - круг страхуемых, минимальные нормы защиты, организационно-правовые формы.  
 Экономические вопросы деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.  
 Методы оценки и профессиональных рисков и определение размеров страховых тарифов. Базовые принципы социального страхования. Отечественный и зарубежный опыт организации распределения страховой нагрузки между субъектами социального страхования: модель Бисмарка, социалистическая модель, модель Бевериджа. Вопросы страхования работающих от профессиональных рисков: профессиональные пенсии; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Направления совершенствования экономических отношений в сфере обязательного социального страхования.  
 Современные тенденции по совершенствованию системы социального страхования в западноевропейских странах, странах Центральной Европы и России. Парламентские слушания по вопросу "Совершенствование экономической деятельности государственных внебюджетных социальных фондов" (деловая игра). Пути согласования и гармонизации существующих противоречий Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и Основ об обязательном социальном страховании по определению экономической природы страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. Совершенствование существующей структуры страховых взносов во внебюджетные социальные фонды