Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 824. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2002 г. N 28

 

ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установил, что в 2001 - 2002 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях активизировалась работа, направленная на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.
    Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств 30.05.2002 подписана "Программа неотложных мер государств - участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", в рамках которой проведена конференция стран Содружества с принятием соответствующей резолюции, определяющей основные принципы взаимодействия государственных и общественных структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.
    В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД", на ее реализацию было выделено 123 млн. рублей, в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в 3 - 4 раза больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и борьбе со СПИД - современным лабораторным оборудованием.
    Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в практику введено обследование доноров тест-системами, выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 - 10 дней.
    В целях повышения уровня информированности населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья людей только за 2001 г. выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а также свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.
    Минздравом России установлены контакты с рядом международных и российских неправительственных организаций с целью координации мероприятий по противодействию распространению эпидемии и рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований. Создан ряд ассоциаций государственных и общественных организаций, работающих в этой области. В 18 субъектах Российской Федерации осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники для молодежи".
    В 63 регионах Российской Федерации действуют региональные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией и, в первую очередь, с потребителями инъекционных наркотиков. В 41 субъекте Российской Федерации при поддержке международных организаций и местных органов власти осуществляются программы профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории населения.
    При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения активной информационной политики в работе с населением и осуществления целенаправленных профилактических программ с группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Псковская, Тверская области).
    Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тысяч новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тысяч ВИЧ-инфицированных, в 2001 г. число их возросло на 47% по сравнению с предыдущим годом и достигло 87177 человек, что является максимальным за весь период регистрации этой инфекции. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90% инфицированных по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70% из них - лица в возрасте 17 - 25 лет.
    Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Свердловской области (17030), г. г. Санкт-Петербурге (16372) и Москве (15681), Московской (17075), Самарской (13689), Иркутской (13291), Челябинской (10620), Оренбургской (9149) областях.
    Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и прежде всего недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп высокого риска заражения.
    Органы управления здравоохранением и органы образования в субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по внедрению в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования специальных программ, включающих вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для различных возрастных групп, не проводят оценку эффективности этой работы.
    До сих пор органы управления здравоохранением практикуют необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в Приморском крае в нарушение международного и национального законодательства введены эпидемиологически неоправданные платные обследования российских граждан, выезжающих за рубеж даже на период менее трех суток.
    Несмотря на введение в практику тестирования крови доноров современных диагностических тест-систем, в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших к заражению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха (Якутия), Кемеровской и других областях), в текущем году - 5 случаев инфицирования в Белгородской области и Республике Башкортостан. Это явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых доноров.
    За последние годы резко возросло количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев 2002 г. родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о необходимости введения полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и сокращении сроков диспансерного наблюдения за ними.
    В Иркутской, Московской, Свердловской и других областях не решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, родители от которых отказались.
    Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными ресурсами для обеспечения специфической терапии максимальному количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми организационно-распорядительными и методическими документами по различным аспектам проблемы.
    Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по различным видам лабораторных исследований.
    В результате недостаточной подготовки медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.
    Органы и учреждения здравоохранения, органы и учреждения системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Программы "снижения вреда", предусматривающие комплекс мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных категорий, в ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).
    МПТР России, Минздрав России и Минобразование России не приняли должных мер по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения и, в первую очередь, молодежи знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих заболеваний для личности и общества.
    В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, ст. 1212) и статьей 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14 , ст. 1650), постановляю:
    1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России, Минздраву России принять действенные меры по внедрению программ профилактики ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, с целью предупреждения распространения этой инфекции среди широких слоев населения.
    2. Рекомендовать МПТР России, Минобразованию России и Минздраву России решить вопрос о развитии и совершенствовании информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции для общества и национальной безопасности страны, более эффективном использовании имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.
    3. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
    4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости организации и широкого проведения профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.
    4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в срочном приобретении препаратов для проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов, а также для комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели.
    4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами массовой информации Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗрекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.
    5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
    5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска заражения.
    5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с неправительственными и общественными организациями, работающими в области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.
    5.3. Совместно с органами и учреждениям системы МВД России принять меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда", обеспечив комплексный профилактический подход при их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
    5.4. Принять неотложные меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности донорской крови, ускорив внедрение карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства.
    6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
    6.1. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИД социальных работников, возложив на них обязанности по организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
    6.2. Усилить работу по подготовке персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.
    6.3. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные меры по сокращению неоправданных массовых обследований и запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.
    7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению медицинских проблем материнства и детства организовать подготовку методических документов по проведению мероприятий, направленных на предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей.
    8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
    8.1. Организовать апробацию новых средств и методов, включая ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях максимального сокращения серонегативного "периода окна".
    8.2. Организовать разработку и внедрение специализированных информационно-аналитических компьютерных программ для центров по профилактике и борьбе со СПИД и станций переливания крови в целях предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
    8.3. Обеспечить разработку стандартов лечения, лабораторной диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией.
    8.4. Подготовить предложения по внесению изменений в перечень контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию на ВИЧ-инфекцию.
    9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного Постановления до 01.01.2003.
 

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО