Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗ Президента РФ от 10.10.95 N 1032 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"

Дата документа10.10.1995
Статус документаДействует
МеткиУказ · Программа

    

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗ
от 10 октября 1995 г. N 1032

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

 
    В целях обеспечения устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий, выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года, постановляю:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется - Программа).
    2. Правительству Российской Федерации:
    определить государственного заказчика Программы;
    при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
    3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
 

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 10 октября 1995 г. N 1032

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

 

Наименование Программы  - Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года
   
Решение о разработке Программы  - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994 - 1995 годы"
   
Государственные заказчики Программы  - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства России
   
Основные разработчики Программы  - Институт экономики природопользования Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, институт "Росгипролес" Рослесхоза
   
Цели и задачи Программы  - развитие существующей сети государственных природных заповедников и национальных парков, сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, охрана объектов природного и культурного наследия на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, усиление социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных парков
   
Сроки и этапы реализации Программы  - I этап: 1995 - 1997 годы,
II этап: 1998 - 2000 годы
   
Исполнители мероприятий Программы  - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства России, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
   
Объемы и источники финансирования Программы  - 1103,2 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета,
 202,2 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
  6 млрд. рублей - за счет средств внебюджетных экологических фондов,
  9,5 млрд. рублей - за счет собственных средств государственных природных заповедников и национальных парков
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - сетью особо охраняемых природных территорий федерального значения будут охвачены все природные зоны на территории Российской Федерации, что обеспечит выполнение обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года
   
Контроль за исполнением Программы  - контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Федеральная служба лесного хозяйства России по данным статистической отчетности, материалам выборочных обследований и экспертных оценок.

 

1. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1096) установлено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.
    Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния.
    Основными элементами сети особо охраняемых природных территорий федерального значения являются государственные природные заповедники и национальные парки. Учитывая перспективность развития сети государственных природных заказников федерального значения, необходимость укрепления их статуса в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", эти заказники также включены в Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется - Программа).
    Первый российский природный заповедник общегосударственного значения "Баргузинский" был образован в 1916 году. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 процента площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. Заповедники расположены на территориях 17 республик, 5 краев, 33 областей, 5 автономных округов. Большинство (81) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника - в управлении Российской академии наук.
    Система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 году. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации имеется 28 национальных парков общей площадью 6444,3 тыс. га (0,4 процента площади земель Российской Федерации). Национальные парки расположены на территориях 8 республик, 1 края, 18 областей. Большинство (26) национальных парков находится в непосредственном управлении Федеральной службы лесного хозяйства России.
    В соответствии с перечнем государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994 - 2005 годах, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 572-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 127), предполагается до 2000 года создать 36 государственных природных заповедников общей площадью 9194,4 тыс. га и 28 национальных парков общей площадью 4923,8 тыс. га.
    В условиях кризиса экономики, усиливающейся инфляции, сложной криминогенной обстановки система государственных природных заповедников и национальных парков оказалась в крайне тяжелом положении, и перспективы ее существования вызывают серьезные опасения. Такое же положение сложилось и в 65 государственных природных заказниках федерального значения, 57 из которых находятся в непосредственном управлении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
    Серьезную обеспокоенность вызывает возрастающее в этих условиях число нарушений природоохранного режима, в том числе связанных с незаконным лесопользованием, браконьерским охотничьим и рыбным промыслом.
    Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы по охране государственных природных заповедников и национальных парков эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением. Кроме того, отсутствие необходимых средств не позволяет создать федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
    Статус государственных природных заповедников как научно-исследовательских учреждений определен действующим законодательством. Традиции научных исследований в них формировались десятилетиями, вклад заповедников в развитие естественных наук и ценность результатов многолетних наблюдений получили широкое признание как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Однако научные отделы всех заповедников испытывают острый недостаток современных технических средств, приборов, компьютерного оборудования, финансовых средств на приобретение специальной литературы и научные командировки.
    Особое место среди государственных природных заповедников занимают 17 государственных природных биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В этих заповедниках проводятся работы по осуществлению комплексного фонового мониторинга окружающей природной среды. Однако ранее созданные в 7 государственных природных заповедниках станции фонового мониторинга постепенно приходят в упадок, парк имеющихся технических средств основательно изношен. Планы создания подобных станций в других заповедниках из-за отсутствия средств так и не реализованы. Огромный потенциал государственных природных заповедников при формировании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) практически не используется.