Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 322. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ" ПОТ РО-13153-ЦТ-926-02 (утв. МПС РФ 25.11.2002 N ЦТ-926)

Дата документа25.11.2002
Статус документаДействует
МеткиПравила · Перечень · Нормы

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
25 ноября 2002 г. N ЦТ-926

 

СОГЛАСОВАНО
Министерство труда
и социального развития
Российской Федерации,
письмо
от 15 октября 2002 г. N 6926-КЛ

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

ПОТ РО-13153-ЦТ-926-02

 

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
    1.1. Настоящие Отраслевые правила по охране труда на базах твердого топлива железных дорог (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности при погрузке, выгрузке, складировании, хранении твердого топлива (угля, дров, торфа, торфяных брикетов), разделке лесо- и пиломатериалов на базах твердого топлива (далее - база топлива).
    При погрузке, выгрузке и хранении нефтепродуктов следует руководствоваться требованиями безопасности, изложенными в Правилах безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств <*>.
    


    <*> Перечень и реквизиты нормативных актов приведены в Приложении N 1 к настоящим Правилам (здесь и далее по тексту).
 
    1.2. Безопасность труда при работах на базах топлива должна обеспечиваться в соответствии с требованиями настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002, государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р, ССБТ) и иных нормативных документов, приведенных в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
    1.3. При работе на базах топлива железных дорог на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003:
    движущийся подвижной состав и транспортные средства;
    движущиеся машины и механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, острые кромки транспортируемого груза;
    перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    повышенная или пониженная влажность воздуха;
    повышенная или пониженная подвижность воздуха;
    повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    недостаточная освещенность рабочей зоны;
    физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
    падающие с высоты предметы;
    нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте и железнодорожных путях.
    1.4. Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
    1.5. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях и на территории базы топлива должна соответствовать ОСТ 32.120 и отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
    1.6. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны на открытых площадках и в помещениях базы топлива не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686.
    Микроклимат производственных помещений должен соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.
    1.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
    1.8. Организация и ведение технологических процессов, требования пожарной безопасности к производственному оборудованию, помещениям и территории баз топлива, хранению угля и торфа, дров, лесо- и пиломатериалов должны соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.
    1.9. Оснащение баз топлива пожарным инвентарем должно соответствовать нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. Основные нормы оснащения пожарным инвентарем приведены в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
    На территории базы топлива (на каждые 5000 кв. м площади) должны быть пожарные пункты (посты) в виде шкафов или щитов, окрашенных в красный цвет с надписью "Пожарный пункт (пост)" с набором следующего пожарного оборудования, пожарного инструмента и огнетушителей:
    огнетушители воздушно-пенные, порошковые - 2 шт.;
    углекислотные огнетушители - 2 шт.;
    топоры пожарные - 2 шт.;
    багры металлические - 2 шт.;
    лопаты металлические (штыковые) - 2 шт.;
    ведра пожарные - 2 шт.
    Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
    На базе топлива должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.
    Для баз топлива должны быть разработаны планы тушения пожаров в соответствии с Методическим пособием по разработке планов тушения пожаров и расчета сил и средств на объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта.
    1.10. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования.
    1.11. Места, отведенные под штабели, должны быть очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.
    1.12. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках баз топлива должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
    1.13. Эксплуатация водопроводных, канализационных сооружений и сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006, Правилам по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства, СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03.
    1.14. На территориях, в производственных помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены знаки безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.026, Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.
    1.15. При разработке технологических процессов выполнения работ на базах топлива необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами. Вновь издаваемые технологические процессы о правилах ремонта технологического оборудования, технологические инструкции и карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать требованиям ГОСТ 3.1120 и настоящим Правилам.
    1.16. Для работников баз топлива должны быть разработаны инструкции по охране труда исходя из их профессии или вида выполняемой работы с учетом требований настоящих Правил.
    1.17. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на базах топлива должен осуществляться согласно Положению о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте.
    1.18. Работники баз топлива должны быть обеспечены соответствующей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
    При выдаче работникам респираторов, противогазов, касок и других типов СИЗ работники должны быть обучены правилам пользования и простейшим способам проверки их исправности, а также пройти тренировку по применению СИЗ.
    1.19. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Положению о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта.
    1.20. Состояние СИЗ должно периодически проверяться визуальным осмотром и подвергаться испытаниям в сроки, установленные нормативной документацией на соответствующие СИЗ.
    1.21. Работники профессий, связанных с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90, Приказом МПС России от 29.03.99 N 6Ц и Приказом МПС России от 05.11.99 N 15 ЦЗ.
    Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников базы топлива. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты внеочередному медицинскому осмотру.
    1.22. К обслуживанию электроустановок допускается обученный персонал, прошедший проверку знаний по Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, а также Правилам электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.
    1.23. Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
    1.24. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах баз топлива (погрузчиках, тракторах, автомашинах, кранах) допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами.