Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 969. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Дата документа31.03.2003
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Методические рекомендации · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

ПРИКАЗ
от 31 марта 2003 г. N 86

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 
    В целях обеспечения единого подхода МАП России и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на финансовых рынках в рамках реализации Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг (приложение).
    2. Довести Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг до территориальных управлений МАП России.
    3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кашеварова А.Б.
 

Министр
И.А.ЮЖАНОВ

 
 
    

Приложение
к Приказу МАП России
от 31.03.2003 N 86

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг разработаны в целях реализации положений Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) и определяют процедуру проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг).
    1.2. Настоящие методические рекомендации применяются при:
    определении доминирующего положения финансовой организации;
    рассмотрении ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статей 16 - 19 Закона;
    осуществлении контроля за соглашениями и согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованиями статей 6 - 10 Закона;
    осуществлении контроля за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 11 Закона.
    Настоящие методические рекомендации могут применяться и в иных случаях, связанных с анализом и оценкой конкурентной среды на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
    1.3. В настоящих методических рекомендациях понятия: финансовая услуга, финансовая организация, рынок финансовых услуг, конкуренция, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, концентрация капитала, соглашение используются в значении понятий, определенных статьей 3 Закона; понятия: группа лиц, аффилированные лица используются в значении понятий, определенных Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
    В целях настоящих методических рекомендаций также применяются следующие понятия:
    продуктовые границы рынка финансовых услуг - определенная финансовая услуга, либо финансовые услуги, рассматриваемые в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров;
    географические границы рынка финансовой услуги - территория Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;
    структура рынка финансовых услуг - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние конкуренции на рынке;
    барьеры входа на рынок (выхода с рынка) финансовых услуг - факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие (затрудняющие) финансовой организации вхождение на рынок финансовых услуг, а также выход с указанного рынка.
    1.4. Оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг осуществляется на основе получаемой информации от государственных органов, осуществляющих государственное регулирование на рынке финансовых услуг, Центрального банка Российской Федерации, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений, союзов, экспертов и иных юридических и физических лиц.
    В качестве исходной информации о рынке финансовых услуг могут использоваться:
    данные государственной статистической отчетности;
    информация государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    сведения об объеме финансовых услуг, полученные антимонопольными органами непосредственно от финансовых организаций;
    данные бухгалтерской отчетности финансовых организаций;
    данные выборочных опросов клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг (юридических и (или) физических лиц), характеризующие границы продуктового рынка финансовых услуг и географические границы рынка финансовых услуг;
    данные независимых экспертиз о продуктовых границах рынка финансовых услуг;
    данные информационных агентств и средств массовой информации о состоянии и структуре рынка финансовых услуг.
    1.5. Для оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг рекомендуется определять:
    продуктовые границы рынка финансовых услуг;
    географические границы рынка финансовых услуг;
    институциональную структуру рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций;
    качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг;
    емкость финансового рынка и доли финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
    показатели рыночной концентрации;
    рыночный потенциал финансовой организации.
    В каждом конкретном случае указанная выше процедура оценки состояния конкурентной среды может осуществляться в различном объеме и последовательности в зависимости от особенностей финансового рынка, целей анализа; возможен также пропуск отдельных этапов (если определены продуктовые и географические границы рынка финансовых услуг). После прохождения каждого этапа при необходимости осуществляется корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.
    По результатам проведенного исследования делаются выводы о структуре рынка, о развитости или неразвитости конкуренции на рынке финансовых услуг, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.
    1.6. При расчете показателей, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке финансовых услуг, должны использоваться данные, относящиеся к конкретному временному интервалу. Выбор временного интервала зависит от целей исследования, стабильности изучаемого рынка финансовых услуг, наличия исходных данных и других факторов.
    При изучении рынка финансовых услуг в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг его характеристики рекомендуется определять за период, предшествующий событию (факту), изложенному в заявлении, либо дате получения заявления о таком нарушении. В качестве отрезка времени, для которого определяются характеристики рынка финансовых услуг, может быть рекомендован годовой период. Возможен выбор иных временных интервалов.
    Все характеристики рынка финансовых услуг по факту определяются для одного временного интервала. Точно так же при изучении перспектив развития рынка финансовых услуг все характеристики определяются для одного будущего временного интервала.
 

2. Определение основных характеристик рынка финансовых услуг

 

2.1. Продуктовые границы рынка финансовых услуг

 
    2.1.1. Определение продуктовых границ рынка финансовых услуг представляет собой процедуру определения финансовой услуги исходя из видов деятельности финансовой организации и (или) финансовых услуг, рассматриваемых в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров.
    2.1.2. При определении финансовой услуги первоначально устанавливается ее принадлежность к группам в зависимости от видов деятельности финансовых организаций, в том числе лицензируемых, с использованием классификаторов видов экономической деятельности и услуг, правил лицензирования, статистической отчетности, материалов опросов потребителей, данных экспертиз, других источников.
    2.1.3. Финансовые услуги могут рассматриваться в совокупности в случае их единства по функциональному назначению, применению, цене и (или) другим параметрам.
    2.1.4. Границы продуктового рынка финансовых услуг определяются исходя из видов деятельности финансовых организаций на основе изучения рынка со стороны спроса (клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг) и со стороны предложения (финансовых организаций-конкурентов).
    Изучение рынка со стороны спроса включает определение групп клиентов конкретной финансовой организации - потребителей финансовой услуги. Группировку потребителей следует производить в зависимости от экономических возможностей потребителей: юридические лица - нефинансовые организации, финансовые организации, физические лица, малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и т.д.
    Изучение рынка со стороны предложения включает определение конкурентов - финансовых организаций, предоставляющих услуги в продуктовых границах рынка.
    Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, тогда следует учитывать и потенциальных конкурентов из числа организаций, не участвующих в выделенных продуктовых границах рынка (не предоставляющих финансовую услугу), но в потенциале способных к эффективному вхождению на данный продуктовый рынок финансовой услуги.
    2.1.5. В целях уточнения определенных продуктовых границ рынка финансовых услуг возможно проведение опроса (выборочного и (или) сплошного) клиентов и конкурентов финансовых организаций, а также привлечение независимых экспертов. Однако, учитывая, что данные опроса могут отражать многообразие субъективных требований клиентов и конкурентов к финансовой услуге и привести к чрезмерной сегментации финансовой услуги, окончательное решение о продуктовых границах рынка финансовых услуг (степень сегментации и агрегации) остается за специалистом антимонопольного органа, проводящим анализ рынка. Данные опроса следует связывать с наиболее общими характеристиками финансовой услуги, а также учитывать общие принципы организации деятельности финансовой организации.
    2.1.6. Рынок финансовых услуг, как правило, подразделяется в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации на рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных финансовых услуг (в том числе: рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынок лизинговых услуг и т.д.).
    Финансовые организации вправе действовать одновременно на всех либо нескольких финансовых рынках в зависимости от наличия (отсутствия) законодательных ограничений по совмещению видов деятельности и соответствующих законодательству лицензий. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг учитываются финансовые организации, осуществляющие операции на каждом из рынков финансовых услуг.
    2.1.7. Рынок финансовых услуг, определенный в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации, последовательно сегментируется с целью характеристики распределения участников на рынке и, соответственно, оценки уровня концентрации на таких сегментах.
 

2.1.1. Рынок банковских услуг

 
    2.1.1.1. Рынок банковских услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении банковских операций и сделок.
    2.1.1.2. К основным видам банковских услуг относятся предоставляемые кредитными организациями в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") услуги:
    по привлечению средств клиентов (до востребования и на определенный срок);
    по предоставлению ссуд и кредитов;
    по расчетно-кассовому обслуживанию;
    по валютному обслуживанию;
    по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
    по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов;
    по выдаче банковских гарантий;
    по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
    2.1.1.3. К предоставляемым кредитными организациями услугам относятся также сделки по разрешенным видам деятельности (части 2 и 3 статьи 5 и статья 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"):
    приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
    доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
    лизинговые операции;
    предоставление ссуд под залог недвижимости;
    выпуск, покупка, продажа и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функцию платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;
    доверительное управление ценными бумагами;
    осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и прочее.
    Услуги кредитных организаций, связанные с осуществляемыми ими разрешенными видами деятельности, за исключением услуг, связанных с осуществлением банковских операций, следует относить к соответствующему рынку финансовых услуг в зависимости от характера такой услуги <*>.
    


    <*> Например, брокерские операции кредитной организации на рынке ценных бумаг должны быть отнесены к услугам на рынке ценных бумаг.
 
    2.1.1.4. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке банковских услуг следует проводить следующую сегментацию рынка.
    Привлечение средств клиентов (до востребования и на определенный срок) (рынок депозитов). В зависимости от целей исследования рынок депозитов сегментируется:
    - по группам клиентов - физическим и юридическим лицам (пример учета балансовых счетов при анализе рынка депозитов - Приложение 1).
    В отдельных случаях в качестве сегмента рынка депозитов, имеющего высокие барьеры входа, возможно выделение по другим группам клиентов. Например, если законом или иными нормативными актами установлены льготы либо особенности учета по операциям по привлечению денежных средств отдельной группы клиентов.
    - по срокам депозита:
    до востребования;
    до года (включая на срок до 30 дней, на срок от 31 до 90 дней, на срок от 91 до 180 дней, на срок от 181 дня до 1 года);