Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "О МЕТОДИКЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ"

Дата документа10.11.2003
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методика · Нормы

    

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 10 ноября 2003 г. N 70

 

О МЕТОДИКЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ

 
    В соответствии с пунктом 6.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 и зарегистрированных Минюстом России 19 июня 2003 года, регистрационный N 4764, приказываю:
    Утвердить прилагаемую Методику по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
 

Министр
В.Н.МОРОЗОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МПС России
от 10.11.2003 N 70

 

МЕТОДИКА
ПО РАЗРАБОТКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ ПОГРУЗКИ ГРУЗОВ В ВАГОНЫ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ ИЗ ВАГОНОВ

 

I. Общие положения

 
    1.1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 6.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 и зарегистрированных Минюстом России 19 июня 2003 года, регистрационный N 4764.
    1.2. Разработка технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее - технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов) производится в соответствии с Порядком разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденным Приказом МПС России от 29 сентября 2003 года N 67 (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2003 года, регистрационный N 5203).
    1.3. В целях единого подхода к определению технологических норм на погрузку и выгрузку различных видов грузов немеханизированным и механизированным способами в приложении 1 к настоящей Методике приведены общие значения указанных норм.
    1.4. Согласно пункту 1.6 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, если на местах общего и необщего пользования при погрузке и выгрузке силами и средствами грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования применяются погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства и сооружения или механизированным способом производится погрузка и выгрузка грузов, технологические нормы на которые не приведены в приложении 1 к настоящей Методике, технологические нормы на погрузку и выгрузку разрабатываются перевозчиком по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования расчетным способом в соответствии с Методикой.
    Примеры расчетов технологических норм на погрузку и выгрузку грузов приведены в разделе 3 настоящей Методики.
    На время проведения необходимых расчетов перевозчик может устанавливать, но не более чем на полгода, технологические нормы на погрузку и выгрузку применительно к таблицам, указанным в приложении 1 к настоящей Методике.
    1.5. Расчетные формулы и значения исходных данных для определения технологических норм на погрузку и выгрузку грузов приведены в Порядке разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
    Физико-химические свойства грузов, используемые в расчетах технологических норм на погрузку и выгрузку грузов, приведены в приложении 2 к настоящей Методике.
 

II. Определение технологических норм на налив и слив грузов, перевозимых в цистернах и бункерных полувагонах

 
    2.1. Технологические нормы на налив и слив для всей одновременно поданной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и слива не должны превышать:
    - для налива:
    а) в пунктах механизированного налива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов - 2 ч;
    б) в пунктах немеханизированного налива независимо от рода груза для цистерн и бункерных полувагонов, имеющих четыре и более осей, - 3 ч;
    - для слива:
    а) в пунктах механизированного слива для цистерн и бункерных полувагонов, имеющих четыре и более осей, - 2 ч;
    б) в пунктах немеханизированного слива для цистерн, имеющих четыре и более осей, - 4 ч.
    Пунктами механизированного налива и слива считаются пункты, где налив цистерн производится из резервуаров под действием собственной силы тяжести груза или при помощи насосов с механическим приводом, а слив из цистерн производится при помощи таких же насосов или через нижнее сливное отверстие цистерн под действием собственной силы тяжести груза.
    Пунктами немеханизированного налива и слива считаются пункты, где налив и слив грузов производится ручными насосами.
    2.2. При поступлении на пункт слива топлива марок Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина грузополучателю предоставляется в необходимых случаях дополнительное технологическое время для производства анализа данного груза - 35 минут.
    2.3. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологические нормы устанавливаются с учетом дополнительного технологического времени на разогрев и слив таких грузов.
    Общие технологические нормы на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимаются не более: для грузов I группы - 4 ч; для грузов II группы - 6 ч; для грузов III группы - 8 ч; для грузов IV группы - 10 ч.
    В случае немеханизированного слива грузов I группы технологические нормы увеличиваются для цистерн, имеющих четыре и более осей, на 2 ч.
    При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются технологические нормы, которые не превышают: для грузов I и II групп - 3 ч; III и IV групп - 4 ч.
    При необходимости разогрева вязких и застывающих грузов в теплый период года установленные пунктом 2.1 настоящей Методики технологические нормы на слив могут быть увеличены для грузов I и II групп, а также при сливе из цистерн с паровой рубашкой - на 1 ч; для грузов III и IV групп - на 2 ч.
    Грузы относятся к соответствующей группе по следующим данным: вязкие грузы - по условиям вязкости при 50 град. С; застывающие невязкие грузы - по температуре застывания.
    К I группе относятся грузы с условной вязкостью от 5 до 15 град. или с температурой застывания от -15 до 0 град. С.
    Ко II группе относятся грузы с условной вязкостью от 16 до 25 град. или с температурой застывания от +1 до +15 град. С.
    К III группе относятся грузы с условной вязкостью от 26 до 40 град. включительно или с температурой застывания от +16 до +30 град. С включительно.
    К IV группе относятся грузы с условной вязкостью 40 град. или с температурой застывания выше +30 град. С.
    Список вязких и застывающих грузов приведен в приложении 3 к настоящей Методике.
 

III. Примеры расчетов технологических норм на погрузку и выгрузку грузов

 
    3.1. Погрузка в полувагоны гранулированного шлака стреловым краном на железнодорожном ходу типа КДЭ-253.
    Исходные данные
    Под погрузку подано два полувагона. В каждый вагон загружается 74 т шлака. Кран оборудован грейфером вместимостью q_к = 2 м3.
    Средний коэффициент наполнения грейфера у = 0,8. Объемная масса шлака гамма = 2 т/м3. Средняя высота подъема грейфера h_п = 4,5 м. Средний угол поворота стрелы крана бета = 140 град.
    При разгрузке над полувагоном грейфер опускается в среднем на высоту h_оп = 2 м. Скорость подъема грейфера V_п = 53,7 м/мин., скорость опускания грейфера V_оп = 53,7 м/мин.
    Кран передвигается при погрузке по мере заполнения кузова полувагона. Операция передвижения крана на расстояние 3 - 4 м проводится 2 - 3 раза при погрузке одного полувагона и на расстояние 6 м при переходе к погрузке второго полувагона. Скорость передвижения крана V_кр = 130 м/мин. Частота вращения поворотной части крана n_об = 1,5 мин.(-1).
    Среднее время замыкания грейфера t_1 = 4 с; среднее время раскрытия грейфера t_5 = 3 с. Продолжительность подготовительных и заключительных операций равна нулю: t_подг = t_закл = 0.
    Среднее время разгона и замедления t_рз при подъеме - 2 с, при опускании груза и подъеме порожнего грейфера - 1,5 с, при повороте крана - 2,5 с, при передвижении крана - 3 с.
 
    Порядок расчета
    Определение продолжительности рабочего цикла крана:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + ... + t_8,
 
    где t_1 = 4 с - захват груза грейфером;
 

t_2 = h_п x 60 + t_рз = 4,5 x 60 + 2 = 7,03
V_п 53,7

    - подъем грейфера с грузом;
 

t_3 = бета x 60 + t_рз = 140 x 60 + 2,5 = 18,06 с
n_об x 360 1,5 x 360

    - поворот крана с грузом;
 

t_4 = h_оп x 60 + t_рз = 2 x 60 + 1,5 = 3,73 с
V_оп 53,7

    - опускание грейфера с грузом;
 
    t_5 = 3 с - высыпание шлака из грейфера;
 

t_6 = h_оп x 60 + t_рз = 2 x 60 + 1,5 = 3,73 с
V_оп 53,7

    - подъем порожнего грейфера;
 

t_7 = бета x 60 + t_рз = 140 x 60 + 2,5 = 18,06 c
n_об x 360 1,5 x 360

    - обратный поворот крана;
 

t_8 = h_п + t_рз = 4,5 + 60 + 1,5 = 6,53 с
V_п 53,7

    - опускание порожнего грейфера.
 
    Операции подъема груженого грейфера и опускания порожнего грейфера на штабель груза частично совмещаются с операцией поворота крана, в связи с чем учитывается только начальный момент подъема грейфера до начала поворота крана t_2 = 2 с и заключительный момент опускания грейфера на высоту менее метра после остановки поворота крана t_8 = 2 с.
    Продолжительность рабочего цикла составит:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + t_5 + t_6 + t_7 + t_8 = 4 + 2 + 18,06 + 3,73 + 3 + 3,73 + 18,06 + 2 = 54,58 ~= 55 с.
 
    Определение количества груза, перегружаемого за один рабочий цикл:
 
    q_ц = q_к x фи x гамма = 2,0 x 0,8 x 2 = 3,2 т
 
    Определение производительности крана П:
 

П = q_ц x 3600 = 3,2 x 3600 = 209,5 т/ч.
t_ц 55

 
    Затраты времени на выполнение операции погрузки в вагон t_груз:
 

t_груз = q_в x 60 + t_всп = 74 x 60 + 0,3 = 21,5 мин.,
П 209,5

 

где t_всп = ( 60L_пер + t_рз) x n = ( 60 x 4 + 3) x 3 = 14,6 с ~= 0,3 мин.
V_к 130

    - время на промежуточные перемещения крана;
 
    t_рз = 3 с - время разгона и замедления крана при передвижении.
 
    Определение общей продолжительности погрузки двух вагонов Т:
 

T = t_подг + nt_груз + t_пер x ( n - 1) + t_закл = 0 + 2 x 21,5 +
m m 1

 

+ 0,1 x ( 2 - 1) + 0 = 43,1 мин.,
1

 

где t_пер = L_пер x 60 + t_рз = 6 x 60 + 3 ~= 0,1 мин.
V_к 130

 
    3.2. Выгрузка тяжеловесных грузов из полувагона башенным краном.
    Исходные данные
    На железнодорожном пути необщего пользования выгружаются сборные железобетонные изделия средней массой q_г = 3 т башенным краном. Общая масса груза в вагоне Q_в = 66 т. Грузоподъемность крана на наибольшем вылете стрелы 25 м - 4 т, на наименьшем вылете стрелы 12,5 м - 5 т. Скорость подъема груза V_п = 26 м/мин., скорость опускания груза V_оп = 13 м/мин., скорость установки груза - 5 м/мин. Скорость передвижения крана - 17,7 м/мин.; угловая скорость вращения поворотной части - n_об = 0,6 мин.(-1). Время застропки груза t_1 = 70 с; время отстропки груза t_8 = 35 с.
    Высота подъема груза средняя h_п = 2,5 м; высота опускания груза h_оп = 3,7 м.
    В процессе разгрузки операция перемещения крана совмещается с поворотом стрелы. В течение каждого цикла кран перемещается в среднем на 8 м с грузом и без груза, а стрела поворачивается на средний угол бета = 105 град.
    Подготовительные операции - освобождение первой партии груза от крепления t_подг = 3 мин. Заключительные операции - уборка мусора и остатков крепления t_закл = 5 мин.
 
    Порядок расчета
    Определение продолжительности рабочего цикла крана:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + ... + t_9,
 
    где t_1 = 70 с - время на застропку каждого изделия;
 

t_2 = h_п x 60 + t_рз = 2,5 x 60 + 3 = 8,8 с
V_п 26

    - время на подъем выгружаемого груза на h_1 = 2,5 м;
 

t_3 = L_п x 60 + t_рз = 8 x 60 + 3 = 31,1 c
V_к 17,7

    - время передвижения крана с грузом, совмещается с t_4;
 

t_4 = бета x 60 + t_рз = 105 x 60 + 2,5 = 18,06 с
n_об x 360 0,6 x 360

    - время поворота крана с грузом;
 

t_5 = h_оп - 0,5 x 60 + t_рз + 0,5 x 60 = 3,7 - 0,5 x 60 +
V_оп V_пос 13

 

+ 3 + 0,5 x 60 = 23,8 с
5

    - время опускания груза с учетом опускания последних 0,5 м высоты на посадочной скорости;
 
    t_6 = 35 c - время отстропки груза;
 

t_7 = h_к x 60 + t_рз = 3,7 x 60 + 3 = 11,5 c
V_п 26

    - время подъема крюка;
 

t_8 = бета x 60 + t_рз = 140 x 60 + 2,5 = 18,06 c
n_об x 360 0,6 x 360

    - время на обратный поворот крана, совмещаемый с передвижением крана;
 

t_9 = h_оп x 60 + t_рз = 2,5 x 60 + 3 = 14,5 с
V_оп 13

    - время отпускания крюка для застропки очередного груза.
 
    Средняя продолжительность цикла крана составит:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + t_5 + t_6 + t_7 + t_8 + t_9 = 70 + 8,8 + 31,1 + 23,8 + 35 + 11,5 + 31,1 + 14,5 = 228 с.
 
    Определение производительности крана:
 

П = q_ц x 3600 = 3,0 x 3600 = 47,4 т/ч.
t_ц 228

 
    Определение времени на выполнение операций выгрузки:
 

t_груз = Q_в x 60 + t_всп = 66 x 60 + 0 = 83,5 мин.
П 47,4

 
    Общие затраты времени на разгрузку вагона составят:
 

T = t_подг + n x t_груз + t_закл = 3 + 1 x 83,5 + 5 = 1,53 ч.
m 1

 
    3.3. Выгрузка из крытого вагона рулонов бумаги двумя электропогрузчиками.
    Исходные данные
    Крытый четырехосный вагон с объемом кузова 120 м3 загружен рулонами бумаги шириной 840 и 1260 мм и массой от 480 до 600 кг. Рулоны загружены в три яруса и установлены на торец. В двух нижних ярусах - по 44 рулона, в третьем - 36 рулонов, всего 124 рулона общей массой 68 т. Электропогрузчики грузоподъемностью до 1,6 т оборудованы специализированным боковым поворотным захватом на каретке, позволяющим разворачивать грузы на 90 град. относительно горизонтальной оси.
    Среднее расстояние перевозки рулонов на склад с учетом угловых заездов и поворотов L_ср = 35 м. Скорость передвижения погрузчика с грузом V_пер = 9,0 км/ч, без груза V_пер = 10 км/ч. Скорость подъема груза V_пер = 9,0 м/мин., скорость опускания груза V_оп = 20 м/мин., без груза V_оп = 16 м/мин. Среднее время наклона рамы грузоподъемника назад t_н = 3,7 с, вперед t_в = 3 с. Средняя высота подъема и опускания груза для удобства его перемещения h_о = 3,0 м, средняя высота опускания (подъема) груза для снятия (установки) рулона со второго яруса h_ср = 0,8 м, с третьего яруса - h_ср = 1,6 м. Среднее время разгона и замедления погрузчика t_рз = 4 с.
    Среднее время на захват рулона в вагоне t_1 = 5 с, на отдачу груза на складе - t_8 = 3 с. В это время включены вспомогательные операции отжима рулона от штабеля для прохода лапы бокового захвата и подравнивания рулона при установке его в штабель на складе также в три яруса. Разворот захвата с рулоном на 90 град. занимает t_разв = 2 с.
    На выполнение подготовительных операций - открывание двери вагона, установку переходного мостика, уборку дверного ограждения затрачивается t_подг = 6 мин.; на заключительные операции - уборку кузова вагона от мусора, уборку мостика переходного, закрывание двери вагона t_закл = 7 мин.
 
    Порядок расчета
    Определение средней продолжительности рабочего цикла электропогрузчика:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + t_6 + t_7 + t_8 + t_9,
 
    где t_1 = 5 с - захват рулона электропогрузчиком;
 
    t_2 = 3,7 с - наклон рамы грузоподъемника назад;
 

t_3 = L_п x 3,6 + t_рз = 2 x 3,6 + 4 = 4,8 с
V_пер 9,0

    - передвижение погрузчика от штабеля на расстояние до 2 м, совмещаемое с разворотом рулона на 90 град.;
 

t_4 = h_ср x 60 = 1,16 x 60 = 3,5 с
V_оп 20

    - опускание груза до h_o = 0,3 м для передвижения погрузчика на склад с рулонами второго и третьего ярусов;
 

h_ср = 44 x 0,8 + 36 x 1,6 = 1,16 м;
80

 

t_5 = L_ср x 3,6 + t_рз = 35 x 3,6 + 4 = 18 с
V_пер 9,0

    - передвижение погрузчика на склад с грузом, учитывая угловой заезд при подходе к штабелю груза, полностью совмещается с t_4;
 

t'_6 = h_o x 60 = 0,3 x 60 = 1 с
V_o 20

    - опускание рулона на пол склада в нижний ярус для 44 рулонов;
 

t"_6 = h_o x 60 = 1,16 x 60 = 7,8 с
V_ср 9

    - подъем рулонов на складе во второй и третий ярусы;
 

t_6 = 44t'_6 + 80t"_6 = 44 x 1 + 80 x 7,8 = 5,4 с;
124 124

 
    t_7 = 3 с - наклон рамы грузоподъемника вперед для отдачи груза;
 
    t_8 = 3 с - отдача груза, освобождение захвата;
 

t_9 = L_ср x 3,6 + t_рз = 35 x 3,6 + 4 = 16,6 с
V_пер 10

    - передвижение погрузчика без груза в вагон за очередным рулоном с учетом угловых заездов.
 
    Операции подъема или опускания захвата на необходимую высоту, а также операции разворота захвата на 90 град. полностью совмещаются с операциями передвижения.
    Средняя продолжительность рабочего цикла электропогрузчика составит:
 
    t_ц = t_1 + t_2 + t_3 + t_4 + t_6 + t_7 + t_8 + t_9 = 5 + 3,7 + 4,8 + 3,5 + 18 + 5,4 + 3 + 3 + 16,6 = 63 с.
 
    Определение средней производительности электропогрузчика при средней массе рулона Q_ц = 0,55 т:
 

П = Q_ц x 3600 = 0,55 x 3600 = 31,4 т/ч.
t_ц 63

 
    Определение затрат времени на выполнение операции собственно выгрузки при одновременной работе двух погрузчиков:
 

t_груз = Q_в x 60 = 68 x 60 = 65 мин.
2 x 3,14

 
    Продолжительность выгрузки из четырехосного крытого вагона рулонов двумя электропогрузчиками составит:
 
    T = t_подг + t_груз + t_закл = 6 + 65 + 7 = 78 мин. = 1,3 ч.
 
    3.4. Погрузка вагонов из бункеров и полубункеров.
    Бункерные и полубункерные погрузочные устройства, применяемые при погрузке в вагоны грузов, перевозимых насыпью, являются средствами механизации непрерывного действия. При расчете технологической нормы на погрузку вагонов из бункеров и полубункеров необходимо руководствоваться следующими положениями:
    - после подачи и установки вагонов под бункера подготовительными операциями являются операции открывания бункерных затворов или лотка погрузочной воронки полубункера;
    - крепление троса маневровой лебедки, включение и выключение маневровой лебедки, засыпка опилок или введение в вагон других средств профилактики от смерзания, проверка закрепления торцовых дверей полувагона и другие операции должны совмещаться с основной операцией - погрузкой;
    - для затворов с механическим приводом время открывания и закрывания указывается в техническом паспорте, оно не должно превышать 3 - 5 с. Время открывания челюстных и секторных затворов вручную составляет 2 с, шиберных и лотковых затворов - 3 - 5 с;
    - при боковой погрузке из бункеров в подготовительное время включается продолжительность операций установки погрузочных приспособлений лотков, передвижных воронок;
    - в затраты времени на вспомогательные операции t_всп включается время перерывов при проходе междувагонных промежутков под выгрузочным устройством бункера и соответственно время открывания и закрывания затворов.