Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 287. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ИНСТРУКЦИЯ МПС СССР от 02.10.81 N ЦМ/4033 "ПО АКТОВО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ"

Дата документа02.10.1981
Статус документаДействует
МеткиИнструкция

    

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

 

ИНСТРУКЦИЯ
от 2 октября 1981 г. N ЦМ/4033

 

ПО АКТОВО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

 

ГЛАВА I ОФОРМЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЕВ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

 

(извлечение)

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗОВ

 
    1. Настоящая Инструкция регулирует порядок составления, пересылки, расследования коммерческих актов, учета случаев несохранных перевозок, расчетов между железными дорогами по удовлетворенным претензиям и искам за утрату, недостачу, порчу и повреждение груза.
    2. К случаям несохранности грузов, учитываемым в соответствии с настоящей Инструкцией, относятся допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных складах и других местах общего пользования:
    а) хищение груза;
    б) недостача мест;
    в) недостача массы груза;
    г) утрата, порча или повреждение груза.
    3. Как хищения учитываются недостачи грузов, установленные по сравнению с документами и выявленные при:
    а) срыве пломб и закруток, следах повреждения и подделке пломб;
    б) проломах стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток карманов для льда у вагона-ледника, решеток вентиляционного люка, люковых решеток у крытых вагонов, через которые могло быть совершено хищение;
    в) следах насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест;
    г) проломах стен, пола, крыши склада, через которые могло быть совершено хищение, вскрытии замков или срыве пломб складских помещений;
    д) наличии признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (выемки, нарушение маркировки и т.п.), в том числе при краже деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, если они не сопровождаются проводниками отправителя или получателя;
    е) наличии других обстоятельств, если расследованием будет установлен факт хищения грузов.
    Как хищения учитываются также другие случаи несохранности грузов (недостача мест и массы, утрата, порча и т.д.), если органами милиции или следствия будет установлено, что они произошли в результате хищения.
    Как хищения снимаются с учета недостачи грузов, обнаруженные при обстоятельствах, указанных в пунктах а - д, в случаях когда органами внутренних дел на транспорте и следствия будет установлено, что они образовались не в результате хищений или не по вине железных дорог.
    4. К недостачам мест относятся:
    а) недостача мест груза, принятого к перевозке счетом мест и погруженного в вагон средствами железной дороги, если материалом расследования установлено, что недостача явилась результатом недогруза;
    б) недостача мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего в исправном вагоне за исправными пломбами пункта погрузки;
    в) недостача мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего на открытом подвижном составе или в неисправном вагоне, или за неисправными пломбами, или за пломбами попутных станций, если расследованием установлено, что недостача не явилась следствием хищения;
    г) недостачи, возникшие в результате разъединения груза от перевозочных документов.
    5. К весовым недостачам относятся недостачи массы навалочных, насыпных и наливных грузов, а также грузов, перевозимых счетом мест, при тождественности числа мест согласно документу, если материалами расследования установлено, что недостача явилась результатом:
    а) неправильного взвешивания или неправильного указания железной дорогой веса груза в перевозочных документах;
    б) неправильного указания отправителем веса груза в перевозочных документах;
    в) неисправности упаковки при отсутствии признаков хищения;
    г) разъединения груза от перевозочных документов.
    6. Как утраты, порчи и повреждения груза учитываются случаи полного или частичного уничтожения, а также полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные в результате:
    а) неправильной или небрежной погрузки, выгрузки и сортировки средствами железной дороги;
    б) аварий, крушений, пожаров, роспуска вагонов с горок и производства маневров;
    в) несвоевременной доставки или неправильного обслуживания в пути скоропортящихся грузов;
    г) утечки (утраты) груза вследствие технической неисправности подвижного состава, а также коммерческой неисправности при погрузке средствами железных дорог, кроме случаев перевозки груза в подвижном составе отправителя или получателя.
    7. Все случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза делятся на три группы:
    первая - на сумму 5000 руб. и более;
    вторая - от 500 до 5000 руб.;
    третья - до 500 руб.
    При отсутствии точных данных о сумме убытка по возникающей несохранности последняя определяется ориентировочно по государственным ценам.
    8. Каждый случай несохранной перевозки груза должен быть надлежащим образом оформлен и расследован в установленные сроки. По результатам расследования принимают соответствующие меры. Начальники грузовых служб, отделений дороги, станций, отделов (отрядов, команд) военизированной охраны по результатам расследования должны разрабатывать профилактические меры для устранения недостатков в работе, порождающих несохранные перевозки.
 

2. СОСТАВЛЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И ПЕРЕСЫЛКА КОММЕРЧЕСКИХ АКТОВ

 
    9. Коммерческие акты составляются в соответствии с 5 раздела 37 Правил перевозок грузов (изд. 1975 г.):
    а) при выгрузке груза на местах общего пользования в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю;
    б) при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.
    В случае проверки тары вагона не тем приемосдатчиком, который участвовал при взвешивании груза в день его выгрузки, в разделе "Д" акта указывают фамилии приемосдатчиков, участвовавших при взвешивании груза и проверке тары вагона. Акт подписывает приемосдатчик, проверявший тару вагона;
    в) в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
    Если невозможно составить коммерческие акты в указанные сроки, то они должны быть оформлены во всех случаях, не позднее следующих суток.
    Коммерческие акты составляют для удостоверения следующих обстоятельств:
    несоответствие между наименованием, массой или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
    порчи и повреждения груза;
    обнаружения груза без документов или документов без груза;
    возвращения железной дороге похищенного груза;
    непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 час. после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию получателя.
    Железная дорога обязана составить коммерческий акт при обнаружении ею перечисленных выше обстоятельств или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза.
    10. Коммерческие акты составляются на бланках формы ГУ-22 с типографской нумерацией.
    Бланки коммерческих актов, полученные станциями, записывают в Книгу прихода бланков строгой отчетности. При порче бланков коммерческого акта с печатной нумерацией все три экземпляра этого акта перечеркивают с надписью "испорчен" и хранят в делах станции.
    Копии коммерческих актов, высылаемые по требованию грузовой службы, органов внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел (МВД) СССР или военизированной охраны МПС, а также высылаемые на расследование в органы внутренних дел на транспорте МВД СССР, должны быть сняты на бланке без печатной нумерации.
    Расход бланков коммерческих актов контролирует начальник станции.
    11. Коммерческие акты составляют по письменному рапорту заведующего грузовым двором, заведующего пакгаузом или приемосдатчика. Рапорт должен содержать все сведения, необходимые для составления коммерческого акта. Содержание рапорта проверяют начальник станции или его заместитель, которые окончательно решают вопрос о необходимости составления коммерческого акта.
    Коммерческие акты на разъединение повагонных грузов от перевозочных документов могут составляться на основании акта общей формы.
    12. На каждом экземпляре акта должны быть штемпель станции, составившей его, подпись начальника станции (его заместителя), заведующего грузового двора (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика), приемосдатчика станции, а также получателя, участвовавшего в проверке, в соответствии с 10 раздела 37 Правил перевозок грузов. Кроме того, к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники железной дороги, если это необходимо.
    При отсутствии на станции должности заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены другие работники железной дороги (дежурный по станции, товарный кассир). В этом случае в разделе "Д" коммерческого акта делается оговорка об отсутствии в штатном расписании заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика).
    13. Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах, из которых первый при ответственности железных дорог направляется в грузовую службу ответственной дороги на служебное расследование, второй выдается получателю по его требованию, а третий экземпляр хранится в делах станции.
    Порядок пересылки первых экземпляров коммерческих актов, составленных на ответственность железной дороги для служебного расследования на дороге, устанавливается начальником дороги, но при этом в грузовую службу своей дороги обязательно должны быть высланы коммерческие акты, составленные на несохранности, возникшие при перевозке с участием Мосавтодортранса.
    Коммерческие акты не высылают на расследование и хранят в делах станции в случаях составления их:
    на недостачу и повреждение груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего на станцию назначения в исправном вагоне с исправными пломбами отправителя, или в исправном вагоне без пломб (если груз допускается к такой перевозке), или на открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой, или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
    на утрату, недостачу, порчу, повреждение груза на сумму убытка до 10 руб. В случае если сумму убытка по коммерческому акту определить не представляется возможным, последний высылает на расследование установленным порядком;
    на излишек насыпных и навалочных грузов в исправном вагоне за исправными пломбами станции отправления или в вагоне без пломб, если такая перевозка допускается Правилами или на открытом подвижном составе;
    на бой стекол автомашин и сельскохозяйственной техники;
    на потертости груза при правильной погрузке.
    Коммерческие акты на такие несохранности, составленные в пути следования, направляют управлению дороги назначения для хранения на случай предъявления претензии. Указанный порядок не распространяется на акты, составленные на порчу скоропортящихся грузов, порчу и повреждения бумаги, а также на акты, составленные на импортные грузы, отгружаемые из портов и пограничными станциями.
    Первый экземпляр коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов в результате просрочки в доставке, поступивший со станции назначения с заключением начальника льдопункта или ревизора хладотранспорта, остается в грузовой службе дороги назначения. Копия коммерческого акта с соответствующими приложениями направляется дороге отправления для расследования.
    При возникновении расчетных дел на ответственные дороги высылают копии коммерческих актов на порчу груза в результате просрочки в доставке с соответствующими приложениями и расчетом.
    14. Если коммерческий акт составляют на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения.
    При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 "Отметки железной дороги" указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, "о недостаче ... мест", "о недостаче массы ... кг" и т.п.).
    На станции назначения акт попутной станции или станции отправления (если новый акт не составлялся) регистрируют под порядковым номером в Книге учета коммерческих актов, составленных на неисправные перевозки грузов и багажа данной станции. Этот номер указывается в акте вторым знаменателем под печатным номером акта.
    Коммерческий акт попутной станции выдается получателю по его требованию. В этом случае в делах станции назначения остается копия этого коммерческого акта. При составлении на станции назначения нового коммерческого акта получателю акт попутной станции не выдают.
    15. Если при перевозочных документах не окажется коммерческого акта попутной станции, при выгрузке или выдаче грузов оформляют коммерческий акт установленным порядком независимо от отметки в графе 5 накладной.
    16. Никаких изменений в сопровождающем груз экземпляре коммерческого акта станция назначения делать не имеет права. В случае несоответствия сведений, имеющихся в попутном акте, данным о наличии и состоянии груза в действительности, а также если в пути было составлено два и более попутных акта, на станции назначения должен быть составлен новый коммерческий акт, который выдается получателю, а попутные коммерческие акты прилагают к первому экземпляру коммерческого акта станции назначения и направляют на расследование установленным порядком.
    17. Коммерческие акты (два первых экземпляра), составленные в пути следования на ответственность отправителя, направляют в Управление дороги назначения для хранения на случай предъявления претензии. Этот порядок не распространяется на коммерческие акты, составленные на порчу скоропортящихся грузов, недостачу, порчу, повреждение импортных грузов, отгружаемых из портов, а также грузов, перевозимых с участием Мосавтодортранса и Трансагентства. Эти акты и акты, составленные на ответственность железной дороги, должны высылаться на расследование установленным на дороге порядком в соответствии с 13 настоящей Инструкции.
    При составлении на станции назначения нового коммерческого акта к нему прилагается копия коммерческого акта попутной станции. В случае, если коммерческий акт, составленный на попутной станции, выдан получателю, на расследование высылается его копия (второй экземпляр).
    18. При выдаче однородного груза, перевозимого навалом и насыпью, прибывшего от одного отправителя в адрес одного получателя, недостачи, превышающие норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов, или норму точности взвешивания груза и излишки, превышающие норму расхождения в показаниях весов, или норму точности взвешивания груза, обнаруженные по отдельным отправкам при проверке за данные календарные сутки, оформляют одним коммерческим актом.
    19. Недостачу или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом в цистернах с перевалкой или перегрузкой в пути груза, отгруженного одним отправителем в адрес одного получателя и прибывшего в исправных вагонах без следов утраты в пути, оформляют одним коммерческим актом только в том случае, когда по результатам проверки всей партии одновременно выданного груза оказалась недостача или излишек сверх нормы естественной убыли и нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза. В этом случае в коммерческий акт включаются все вагоны как с недостачей, излишком, так и с массой, соответствующей перевозочным документам.
    20. Если коммерческий акт на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, выдан получателю, то при прибытии груза по досылочным документам станция обязана потребовать от получателя возвратить выданный ей коммерческий акт.
    В разделе "Ж" коммерческого акта в этом случае делается отметка о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочным документам с указанием их номеров, станции отправления, даты оформления груза к перевозке и даты его выдачи. Данный коммерческий акт отсылают в Управление дороги назначения на случай рассмотрения предъявленной претензии.
 

3. ОПИСАНИЕ В КОММЕРЧЕСКОМ АКТЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОВЕРКИ ГРУЗА

 
    21. В коммерческом акте должны быть полностью указаны все данные, предусмотренные соответствующими графами, подробно описано оказавшееся в наличии количество груза (по массе и числу мест), а также его состояние (при повреждении упаковки груза, порче груза и т.п.) и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность.
    Никаких предложений или заключений о причинах несохранности, виновности отправителя, дороги или станции вносить в коммерческий акт не допускается, так как такое заключение может быть сделано только в результате тщательного расследования причин несохранности.
    При составлении коммерческого акта, если к перевозочным документам приложены коммерческие акты или акты общей формы, составленные на станциях по пути следования груза, в верхней его части делается запись, что коммерческий акт составлен в дополнение к акту, с указанием наименования станции, составившей его, железной дороги, номера и даты составления и краткое содержание этого акта.
    22. В коммерческом акте отражаются отдельно (в разных графах) сведения о пломбах железной дороги (наименование станции, дороги, контрольные знаки) и о пломбах отправителя (наименование станции и дороги, наименование отправителя, контрольные знаки).
    Сведения о всех снятых с вагона (контейнера) пломбах должны быть вписаны в акт точно, с указанием, какая пломба снята с одной стороны и какая с другой стороны вагона.
    При описании в акте пломб, снятых со специальных вагонов, должно быть указано, откуда они сняты. Например, при описании пломб, снятых с груженой спиртовой цистерны, в коммерческом акте необходимо указать состояние пломб, снятых с дверей и люков кузова, с колпака цистерны. При снятии пломб с вагонов-ледников необходимо отметить состояние пломб, снятых с дверей и отдельно с льдозагрузочных люков карманов.
    В случае неясных оттисков нельзя ограничиваться только одним словом "неясные", нужно точно сформулировать, в чем именно состоит неясность. При этом необходимо указать все буквы и цифры, которые можно прочитать.
    При отсутствии контрольных знаков в соответствующей графе должно быть указано слово "нет".
    23. В случаях составления коммерческих актов, в том числе и на несколько отправок, с участием грузополучателей на несохранность грузов, прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами пункта погрузки, пломбы, снятые с вагонов после подписания акта грузополучателем, погашаются путем обрезки концов проволоки и остаются в распоряжении железной дороги. В этом случае в коммерческом акте в правом верхнем углу против соответствующих строк о приложении к акту пломб указывается "погашены".
    При составлении коммерческих актов на грузы, прибывшие за пломбами иностранных дорог и отправителей, а также актов на порчу импортных грузов пломбы прикладывают во всех случаях к актам.
    24. В коммерческом акте должны быть указаны данные из накладной:
    а) каким способом определена масса - по стандарту, трафарету, обмером, условно, а если путем взвешивания, то указать, на каких весах (вагонных, товарных или элеваторных) произведено взвешивание груза;
    б) кем фактически произведено взвешивание груза на станции отправления - отправителем или железной дорогой;
    в) кем был погружен груз в вагон - железной дорогой, отправителем, портом или пристанью.
    25. По данным перевозочных документов и оказавшегося в действительности при проверке груза в коммерческом акте отражается железнодорожная марка, количество мест, вид упаковки, общая масса груза ("масса брутто", "тара вагона с трафарета" или "тара вагона проверена" и "масса груза нетто"), масса одного места при стандартной упаковке.
    Из числа оказавшегося в результате проверки груза выделяются сведения по поврежденным грузам.
    26. При составлении коммерческого акта по нескольким отправкам в разделах "Б" и "В" указываются общее количество отправок, общее число мест и общая масса груза, значащаяся по документам и оказавшаяся при проверке.
    27. При проверке массы груза, прибывшего по одной накладной на маршрут или группу вагонов, в разделах "Б" и "В" акта указывается общая масса груза только в проверенных вагонах с указанием их количества.
    28. В случае перевозки по одной накладной грузов разных наименований и обнаружения утраты или повреждения груза масса должна проверяться по каждому наименованию отдельно и в соответствии с этим число мест и масса их должны указываться отдельно по каждому наименованию. Масса груза, оказавшегося в поврежденных местах, проставляется отдельно (масса по трафарету или стандарту и фактически оказавшаяся).
    29. В разделе "Д" "Результаты проверки груза" коммерческого акта подробно излагают результаты проверки количества груза, состояния его и тары, погрузки и крепления груза, коммерческой и технической исправности вагона и другие обстоятельства, позволяющие установить причину возникновения неисправности. В частности, для какой цели был вскрыт вагон (контейнер) и сняты пломбы, например "при выгрузке", вследствие технической неисправности вагона (контейнера) и "перегрузки груза" и т.д.
    30. Для грузов, переадресованных по новым документам, указывается, что "груз первоначально следовал до ... станции назначения по отправке N ... и был переадресован за пломбами ... станции или отправителя".
    31. Если снятые с вагона (контейнера) пломбы имеют признаки неисправности, должно быть подробно указано, в каком состоянии оказались пломбы и проволочная закрутка.
    32. Неисправности вагона (контейнера), а именно: щели в полу, стенках, крыше, излом стоек, повреждение или неплотное закрытие люков, повреждение дверных запоров и т.п., вызвавшие утрату или повреждение груза, подробно описываются в соответствии с данными акта о техническом состоянии вагона (контейнера).
    Если установлено повреждение вагона (контейнера), например прорез на крыше, стенках или полу вагона (контейнера), об этом должно быть подробно изложено.
    33. При обнаружении подмочки грузов (муки, сахара, сахарного песка и т.п.) должны быть точно указаны те наружные признаки подмочки, которые окажутся при осмотре, например столько-то мест имеют сырые и сухие пятна, груз под этими пятнами затвердел; в каком месте вагон и в каком порядке лежали подмоченные места (у самых дверей, под люками, посередине вагона, в верхних, нижних или средних рядах и т.д.).
    При обнаружении на мешках сырых пятен указать, имелись ли внутри вагона (контейнера) какие-либо следы проникшей в вагон (контейнер) воды, дождя или снега и где именно - на полу вагона (контейнера) или у стен.
    Во всех случаях подмочки грузов в вагонах (контейнерах) должно быть указано состояние вагона (контейнера) в соответствии с актом о техническом состоянии вагона или контейнера (форма ГУ-106), который должен быть составлен независимо от того, исправен оказался вагон (контейнер) или неисправен.
    34. О состоянии погрузки должно быть указано, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено.
    При описании погрузки и размещения груза не допускается общая запись "погрузка неправильная".
    35. При обнаружении недостачи грузов, перевозимых в крытых вагонах, должно быть указано, загружен ли вагон до полной вместимости или же в нем имеется не загруженное пространство, в каком месте вагона, какого размера и сколько могло быть погружено.
    При недостаче отдельных мест грузов в вагонах с открытыми люками указать их габариты и возможность изъятия через люки. Если груз перевозился в открытых ящиках, необходимо указать отсутствие или наличие выемок груза (их размер).
    36. При недостаче грузов, перевозимых в крытых вагонах с дверными заграждениями (щитами), указывается, насколько плотно прилегали заграждения к полу и стенкам вагона, были ли заграждения исправны и правильно установлены.
    При обнаружении недостачи грузов, перевозимых в цистернах, необходимо указать высоту налива, тип цистерны, плотность и температуру продукта, а также была ли обнаружена течь. При перевозке спирта, кроме того, указывается высота недолива и высота колпака, а также крепость спирта. Если цистерна имела течь, то следует указать, была ли эта течь струей или каплями, и в последнем случае, сколько капель в минуту.
    37. В случае перевозки по одной накладной грузов разных наименований, если масса груза определена по стандарту или по трафаретам на грузовых местах, взвешиваются только неисправные места и в акте указывается масса груза, оказавшегося в поврежденных местах, и что масса (стольких-то) исправных мест не проверялась.
    38. При составлении коммерческого акта по нескольким отправкам в разделе "Д" акта делается запись следующего содержания: "При проверке массы ...