Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.11.2001 N 805 (ред. от 06.02.2004) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ"

Дата документа20.11.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2001 г. N 805

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 49)

 
    В целях проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, оптимального организационно - правового и материально - технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы.
    Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета ежегодно, начиная с 2002 года, выделение средств на реализацию мероприятий Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 ноября 2001 г. N 805

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 49)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ

 

Наименование Программы  - федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы
   
Основание для разработки Программы  - поручение Президента Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N Пр-772
   
Государственный заказчик - Программы  - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
   
Государственные заказчики  - Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
   
Основные разработчики и исполнители Программы  - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации
   
Цели и задачи Программы  - реализация судебной реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно - правового и материально - технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации
   
Сроки Программы  - 2002 - 2006 годы
   
Объемы и источники финансирования Программы  - финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере 44865,6 млн. рублей,
в том числе:
в 2002 году - 7992 млн. рублей;
в 2003 году - 8463,2 млн. рублей;
в 2004 году - 8387,5 млн. рублей;
в 2005 году - 9303,1 млн. рублей;
в 2006 году - 10719,8 млн. рублей
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  - укрепление независимости судей;
повышение престижа суда;
повышение ответственности судей за осуществление правосудия;
повышение профессионального уровня судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
последовательная реализация конституционных принципов судопроизводства;
развитие материально - технической базы судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
обеспечение надлежащего финансирования и материально - технического обеспечения судебной власти;
создание эффективной информационно - коммуникативной системы судебной власти
   
Система организации и контроля за исполнением Программы  - общее управление и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации реализует мероприятия по обеспечению своей деятельности, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - мероприятия по обеспечению деятельности системы арбитражных судов, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - мероприятия по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

    

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 
    Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.
    Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.
    Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно - правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
    Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране, сдерживает развитие экономики.
    Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально - техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
    Действующая система арбитражных судов Российской Федерации также нуждается в дальнейшем развитии. Вместе с динамичным развитием и изменением экономического законодательства усложняются и задачи, решаемые арбитражными судами, постоянно возрастает объем их работы, расширяется сфера судебного контроля.
    В 2000 году почти в 2 раза по сравнению с 1995 годом увеличилось количество исковых заявлений, поступивших в арбитражные суды. В 2 раза по сравнению с 1999 годом в 2000 году увеличилось количество споров, связанных с применением налогового законодательства. На столько же возросло число дел о банкротстве (несостоятельности).
    В период до 2006 года прогнозируется существенное увеличение обращений в арбитражные суды участников предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с изменениями в материальном и процессуальном законодательстве.
    Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.
    Штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.
    С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.
    Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
    Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.
    Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно - целевого подхода.
    Целесообразность принятия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (далее именуется - Программа) определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на углубляющийся кризис в деятельности судов общей юрисдикции, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы судов.