Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 947. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23 (ред. от 20.11.95) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ ОПЕРАТИВНО-БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПОШЛИН И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N 26)

Дата документа15.04.1994
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Инструкция
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 15 апреля 1994 г. N ВГ-3-13/23

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ ОПЕРАТИВНО - БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПОШЛИН И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

(в ред. Приказа Госналогслужбы РФ от 01.09.95 N ВГ-3-13/59; Письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95; Приказа Госналогслужбы РФ от 20.11.95 N ВГ-3-13/80)

 
    В целях обеспечения государственными налоговыми инспекциями надлежащего первичного учета и контроля поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты различного уровня приказываю:
    1. Утвердить Инструкцию о порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (прилагается).
    Ввести в действие указанную Инструкцию с 15 апреля 1994 года.
    2. Государственным налоговым инспекциям по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить ведение первичного учета поступления налоговых платежей в соответствии с названной Инструкцией.
    3. С введением указанной Инструкции не применять инструкцию бывшего Министерства финансов СССР от 29 марта 1991 г. N 27 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других обязательных платежей в бюджет".
    4. Контроль за исполнением приказа возложить на Управление учета, отчетности и анализа.
 

Руководитель
Госналогслужбы России -
государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ГУСЕВ

 
    
 

Утверждена
приказом Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
от 15 апреля 1994 года

 

ИНСТРУКЦИЯ N 26
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ ОПЕРАТИВНО-БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПОШЛИН И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

(в ред. Приказа Госналогслужбы РФ от 01.09.95 N ВГ-3-13/59; Письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95; Приказа Госналогслужбы РФ от 20.11.95 N ВГ-3-13/80)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения государственными налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов (в дальнейшем - платежей) в бюджетную систему.
    Работниками по учету налогов ведутся реестры, книги учета, лицевые счета плательщиков и другие формы учета и составляется отчетность в установленном порядке.
    Кроме того, ведется учет и хранение квитанций по приему налоговых и неналоговых платежей, бланков извещений по налогам, актов описи имущества, актов о нарушении порядка занятия предпринимательской деятельностью гражданами, а также актов описи и оценки конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
    Работник по учету отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, а также за правильность производимых возвратов средств из бюджета и за сохранность документов.
    В тех случаях, когда налоговые органы исполняют функции учета поступлений в государственные внебюджетные фонды, порядок, установленный настоящей Инструкцией, распространяется и на эти платежи.
    2. Оперативно-бухгалтерский учет платежей ведется по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в Приложении N 1. Составление отчетности должно производиться строго по формам, предусмотренным настоящей Инструкцией.
    Все записи в книгах и на бланках учета производятся чернилами или пастой шариковой ручки в хронологическом порядке и на основании соответствующих документов, подтверждающих правильность этих записей. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются. Книги по учету поступлений и возвратов, а также книги лицевых счетов налогоплательщиков, книги сводных итогов по учету налоговых платежей, книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем государственной налоговой инспекции и начальником отдела учета и отчетности и скреплены печатью.
    Исправление ошибок производится путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и внесения в соответствующих строках и графах правильных сумм и текста. Одновременно на полях соответствующей строки делается оговорка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление.
    Для исправления ошибок, обнаруженных в лицевых счетах после записей других операций, которые вызывают изменение последующих сумм, в этой графе лицевого счета производятся красными чернилами сторнировочные записи без зачеркивания ранее записанных сумм.
    Например: авансовые взносы налога на прибыль (доходы) по сроку уплаты 15 января при записи операций об исчисленной сумме вместо 5560 тыс. руб. ошибочно записано 5660 тыс. рублей.
    В дальнейшем эта ошибка обнаружена и в графе 2 оборотной стороны карточки лицевого счета производится следующая запись: "Сторнируются излишне начисленные платежи по сроку 15 января", а в графе 4 записывается красными чернилами "100 тыс. рублей".
    3. Размер и порядок начисления пени на несвоевременно внесенные платежи в бюджет как налогоплательщиками, так и банками определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и изменениями к нему, кроме сборов и прочих неналоговых платежей, пени по которым начисляется в прежнем размере - 0,05 процента. Примеры начисления пени на несвоевременно уплаченные суммы платежей в бюджет даны в Приложении N 2.
    4. По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС - "Налог") создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям - плательщикам, находящимся на территории региона, и составление отчетности. В процессе автоматизации учета должна использоваться безбумажная технология передачи информации между налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Сведения о поступлении налогов и платежей передаются на машинных носителях или по каналам связи и вводятся в ЭВМ.
    Обязательным требованием к разрабатываемым проектам автоматизации учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации, доступа из вышестоящего уровня к базам данных нижестоящего уровня в режиме просмотра.
 

II. ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ УЧЕТ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

 
    1. Государственные налоговые инспекции для ведения учета поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет получают выписки из банковских счетов, копии платежных поручений и квитанции об уплате платежей от учреждений банков.
    Документы об уплате платежей в территориальные бюджеты для разноски этих данных по лицевым счетам и в сводный реестр по ф. N 25 передаются финансовыми органами в налоговую инспекцию в суточный срок после их получения из учреждений банков. Платежные документы за последний день месяца передаются в налоговую инспекцию в день получения их из учреждений банков. Финансовые органы представляют в налоговые инспекции вместе с копиями платежных поручений плательщиков справки за подписью главного бухгалтера о суммах доходов всего и в том числе в разрезе разделов бюджетной классификации поступивших за день.
    Форма справки должна соответствовать выписке из банковского счета о движении средств, т.е. должна содержать в себе следующие данные:
    а) входящий остаток средств на счете с начала года всего и в разрезе разделов;
    б) поступило, списано со счета за день;
    в) исходящий остаток средств на счете с начала года;
    г) наименование налога, раздел, код классификации.
    Такой порядок представления документов в налоговые инспекции установлен и для органов местной администрации.
    Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет. В них отражают начисленные суммы налогов и платежей, причитающихся к уплате и фактически поступившие в бюджет и в централизованный фонд социального развития госналогинспекций, а также суммы начисленных и поступивших пени и финансовых санкций.
    Лицевая сторона карточки лицевого счета налогоплательщика должна быть заполнена в соответствии с утвержденным Госналогслужбой России Положением от 12.04.93 N ЮУ-4-12/65н "О порядке ведения Государственного реестра предприятий".
    Записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся на основании следующих документов:
    справок об авансовых (плановых) платежах в бюджет по налогу на прибыль на текущий квартал или на год с поквартальной разбивкой;
    налоговых отчетов, расчетов, деклараций, платежных извещений и других документов плательщиков о платежах в бюджет по фактически полученным прибылям, доходам и имеющимся иным объектам обложения налогами и другими платежами в бюджет;
    актов проверок, произведенных работниками налоговых органов, департаментами налоговой полиции и других контролирующих органов.
    Представляемые предприятиями и организациями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей предварительно проверяются инспекторами налоговых инспекций, которыми делается письменное распоряжение на этих документах о суммах, подлежащих начислению, с указанием срока уплаты.
    По налогам с физических лиц документами, на основании которых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений формы N 17 (Приложение N 13).
    2. В соответствии с налоговым законодательством отсрочка и рассрочка платежей по налогам в федеральный бюджет Российской Федерации дается Министерством финансов России, а по платежам в территориальные бюджеты - соответствующими финансовыми органами с уведомлением о принятых решениях налоговых органов.
    Органам Госналогслужбы России разрешено предоставлять отсрочки и рассрочки штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
    Записи о сложении недоимки по предприятиям и организациям всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также по налогам с граждан производятся на основании решений, принимаемых в установленном порядке в соответствии с Инструкцией бывшего Минфина СССР от 12.06.81 N 121 (действующей) "По применению положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей".
    При уменьшении или полном сложении исчисленных сумм по налогам с граждан основанием для записи является утвержденная начальником налогового органа ведомость ф. N 18 (Приложение N 14).
    3. Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах, реестрах и в книгах на основании следующих документов:
    выписок из лицевых счетов банков по налогам с приложением вторых экземпляров платежных поручений на перечисление средств со счета плательщика на счет бюджета;
    извещений ф. N 191 и уведомлений ф. N 430 по приему платежей наличными деньгами, а также извещений сберегательных банков о выполнении приказов вкладчиков по перечислению денег в уплату налогов;
    копий квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам налогов;
    сопроводительных ведомостей ф. N 28, составляемых этими органами для сдачи или пересылки по почте принятых сумм в учреждения банков, и талонов почтовых переводов (при уплате платежей через учреждения связи).
    В соответствии с установленным порядком учреждения Центробанка и других банков выдают или высылают налоговым органам:
    выписки из лицевых счетов по налогам и доходам и соответствующие приложения к ним (уведомления, копии платежных поручений и других документов) ежедневно или в сроки по согласованию с налоговой инспекцией, с обязательной высылкой или выдачей выписок на 1-е число месяца;
    копии платежных документов (одновременно с выдачей выписок из лицевых счетов органов местной администрации) по платежам, администрируемым налоговыми органами (земельный налог, налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, ипподромов и других игорных заведений, госпошлина), вместе с лентой подсчета на суммирующей машине.
    4. На платежных документах о перечислении средств в бюджет по плательщикам, расчетные счета которых находятся в другом банке, указывается дата списания средств с расчетного счета плательщиков.
    5. Копии квитанций ф. N 24, выданных органами местной администрации плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, передаются или пересылаются по почте в налоговую инспекцию в порядке, установленном Инструкцией (действующей) бывшего Минфина СССР от 12.03.75 N 21 "О порядке приема от населения и внесения в учреждения Госбанка налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов".
    Во всех случаях при сдаче или пересылке по почте в районную налоговую инспекцию копий квитанций ф. N 24, выданных по платежам, по которым лицевые счета плательщиков ведутся в налоговых инспекциях, органы местной администрации должны полностью сдать в отделение банка имеющуюся у них денежную наличность по этим платежам.
    Прием от органов местной администрации копий квитанций ф. N 24, выданных плательщикам, лицевые счета которых ведутся в налоговых инспекциях, производится работником по учету, который обязан:
    а) проверить соответствие серий сдаваемых копий квитанций сериям квитанций, выданных органами местной администрации;
    б) сверить соответствие сумм, показанных в копиях квитанций, с суммами, показанными в описях и сопроводительных ведомостях за соответствующий период, составляемых в соответствии с Инструкцией "О порядке приема от граждан и внесения в учреждения банков налоговых и страховых платежей сельскими Советами народных депутатов"
    в) произвести записи по соответствующим графам лицевого счета органа местной администрации ф. N 31 (Приложение N 24).
    Платежные документы по приему налогов наличными деньгами, составляемые плательщиками и сбербанками (ф. N 191 и N 430), в учреждения банков не пересылаются, а направляются центральными сбербанками непосредственно налоговым инспекциям одновременно с передачей учреждениям банков платежных поручений на перечисление в бюджет принятых сумм. Платежные документы пересылаются в налоговую инспекцию вместе с копиями платежных поручений.
    Учреждения банков по получении от сбербанков платежных поручений разносят показанные в них суммы по соответствующим лицевым счетам классификации доходов бюджета и пересылают выписки их этих счетов налоговым инспекциям в установленном порядке.
    6. Записи о произведенных зачетах и возвратах переплат, а также выплатах из бюджета производятся на основании выписок из лицевых счетов, полученных от учреждений банков, и копии решения налогового органа на возврат переплат ф. N 21 (Приложение N 6).
    7. При получении платежных документов (платежных поручений, уведомлений и сопроводительных ведомостей, извещений ф. N 189 по безналичным расчетам, ф. N 191 и N 430 и копий квитанций ф. N 24) работник по учету обязан проверить:
    указана ли в них внесенная или перечисленная сумма, которая помимо цифрового обозначения должна быть выполнена прописью;
    имеются ли в сопроводительных ведомостях штамп и подпись бухгалтера учреждения банка, подтверждающие прием денег и соответствие их сумм суммам, показанным в полученных от учреждений банков выписках из лицевых счетов.
    8. Работник по учету должен проверить правильность зачисления налогов и отнесения выплат на соответствующие подразделения классификации доходов и расходов бюджетов (выписка из Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации приведена в Приложении N 30) и распределения уплаченных сумм на недоимку прошлых лет, платежи текущего года, пеню и штрафные санкции.
    Неправильно оформленные платежные документы (отсутствие наименования платежа, обозначения принятой суммы прописью, установленных подписей, даты и пр.) должны быть немедленно возвращены в учреждение банка по принадлежности для устранения неправильностей и внесения в эти документы соответствующих исправлений.
    При обнаружении в платежном документе ошибок в распределении принятой суммы на недоимку прошлых лет, платежи текущего года и пеню работник по учету должен указать на обороте документа исправленное распределение и сообщить об этом плательщику.
    Кроме того, налоговыми инспекциями производится проверка правильности зачисления доходов и отнесения выплат на соответствующие подразделения классификации доходов и расходов.
    О всех обнаруженных нарушениях в зачислении доходов налоговые инспекции обязаны в трехдневный срок после получения выписок в письменной форме сообщить учреждению банка для внесения необходимых исправлений.
    О внесении исправлений по платежам в местные бюджеты работник по учету письменно сообщает бухгалтерии по бюджету.
    9. Учет поступивших налоговых платежей в бюджет в иностранной валюте ведется централизованно Государственной налоговой службой Российской Федерации.
 

III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

 
    1. Исчисление сумм налогов и других обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соответствующего уровня, производится самими налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные соответствующими законами Российской Федерации и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемых Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Минфином России.
    2. Территориальные налоговые органы до создания органов Казначейства по согласованию с Министерством финансов республик в составе России, финансовыми управлениями по краям, областям, автономным образованиям, департаментами финансов по городам Москве и Санкт-Петербургу могут установить следующий порядок зачисления налогов и платежей.
    Все поступающие платежи по регулирующим налогам (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход)) зачисляются на один счет, как правило, федерального бюджета.
    В сроки, согласованные с финансовыми органами (раз в 10 - 15 дней) налоговые инспекции платежными поручениями (чеками) производят отчисления по утвержденным нормативам в бюджеты других уровней.
    3. Платежи республиканского бюджета Российской Федерации учитываются в Центральном банке и его отделениях на балансовом счете 100 "Доходы федерального бюджета", на котором по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации открываются необходимые лицевые счета. Перечень лицевых счетов приведен в Приложении N 30 к настоящей Инструкции.
 

IV. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ПОСТУПЛЕНИЙ, ВОЗВРАТОВ И ВЫПЛАТ

 
    1. Для сводного учета поступающих в бюджет сумм, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат налоговыми инспекциями ведется реестр поступлений, возвратов и выплат по ф. N 25 (Приложение N 4).
    Реестр ф. N 25 ведется по видам налогов, платежей, указанных в Приложении N 1 к настоящей Инструкции, и в соответствии с подразделениями бюджетной классификации.
    В реестре ведется также учет сводных итогов поступлений по подоходному налогу с физических лиц, удерживаемому предприятиями, учреждениями и организациями, и по государственной пошлине.
    Поступления в бюджет платежей по отдельным параграфам раздела 12 бюджетной классификации учитываются в реестре по параграфам, без выделения отдельных видов платежей внутри данного параграфа.
    На отдельном реестре ф. N 25 учитываются поступления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России.
    2. Записи в реестре поступлений и возвратов платежей, а также выплат производятся ежедневно общими итогами за день на основании документов учреждений банков о фактически зачисленных или выплаченных за этот день суммах.
    По получении от учреждений банков документов о производстве выплат налоговая инспекция отражает в реестре по соответствующему параграфу возмещенную из бюджета сумму, причем в графе 3 реестра записывается сумма, возмещенная за день, а в графе 5 - сумма возмещений с начала года.
    В случаях неправильного отнесения учреждениями банков по подразделениям бюджетной классификации поступивших в бюджет сумм платежей или возвращенных из бюджета платежей эти суммы записываются в реестр поступлений, возвратов и выплат в соответствии с указаниями о порядке отнесения платежей по подразделениям классификации доходов.
    3. Итоги поступлений, возвратов и выплат с начала года выводятся в реестре (графа 5) ежедневно при записях сумм поступлений и возвратов. На основании данных графы 5 составляется отчетность о поступлении налогов и платежей в бюджет по ф. N 1-Н.
    4. Ежемесячно, по состоянию на 1-е число месяца, работником налоговой инспекции по учету производится сверка данных о поступлениях в бюджет и выплатах из бюджета, показанных в реестре ф. N 25 с данными учреждений банков. По платежам, которые зачисляются в местные бюджеты, сверка производится с данными бухгалтерии по бюджету финансового органа.
    Указанная сверка производится в трехдневный срок с момента получения от учреждений банков месячного отчета по кассовому исполнению бюджета.
    О всех выявленных при сверке расхождениях налоговые органы немедленно сообщают в письменной форме учреждениям банков для внесения необходимых исправлений.
    Эту сверку налоговые органы проводят помимо предусмотренной настоящей Инструкцией ежедневной проверки правильности зачисления платежей в бюджет по каждому отдельному платежному документу.
 

V. УЧЕТ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ ПЛАТЕЖЕЙ

 
    1. Начисленные к уплате суммы налогов и других платежей отражаются в лицевых счетах плательщиков на основании документов, указанных в пункте 1 раздела II настоящей Инструкции.
    На всех документах о начислении платежей указывается дата произведенной записи и ставится подпись лица, производившего эти записи.
    2. Записи о начислении платежей должны производиться в лицевых счетах в срок уплаты подлежащих начислению сумм с учетом изложенных ниже особенностей.
    По предприятиям, уплачивающим налог на добавленную стоимость декадными и акцизы ежедекадными и ежедневными взносами, начисление платежей в лицевом счете производится по месячному расчету (карточка лицевого счета по ф. N 6).
    Авансовые суммы налога на прибыль, доначисленные суммы по результатам перерасчетов по фактической прибыли и по результатам проверок, подлежащих взносу в бюджет по отдельным срокам уплаты, отражаются в карточке лицевого счета по ф. N 4, часть 1, с дальнейшим переносом по наступлении срока уплаты на оборотную сторону карточки.
    Суммы, доначисленные в бюджет, должны учитываться в карточках лицевого счета. По графе "Начислено к уплате" отдельной строкой показывается общая сумма доначисления (за минусом 10 или 30 процентов отчислений в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы), которая должна поступить в бюджет, и второй строкой - 10 или 30 процентов отчислений в централизованный фонд. При подведении итогов в карточке лицевого счета за квартал, полугодие и т.д. десяти- и тридцатипроцентные отчисления должны быть показаны отдельными строками.
    Начисленные и поступившие суммы по централизованному фонду социального развития Госналогслужбы могут учитываться и на отдельной карточке лицевого счета.
    Документами о начислении налогов с граждан и иностранных юридических лиц являются платежные извещения. Эти документы передаются работнику по учету при сводках платежных извещений ф. N 17 (Приложение N 13).
    Документами, на основании которых в лицевых счетах и в книгах сводных итогов производятся записи об увеличении первоначально начисленных сумм по налогам (доначисления), являются новые платежные извещения, которые выписываются взамен ранее выданных, а также акты проверок на месте. Эти документы передаются работнику по учету одновременно с ведомостью ф. N 18 (Приложение N 14).
    Документом, на основании которого в лицевых счетах и в книгах сводных итогов производятся записи об уменьшении или полном сложении начисленных сумм и восстановлении неправильно сложенных сумм по налогам, является ведомость ф. N 18, утвержденная руководителем налогового органа. В этой ведомости должны быть указаны причины, на основании которых произведено сложение или восстановление налога, а также дата и номер решения налоговой инспекции.
    Работник по учету проверяет соответствие сумм, показанных в сводке ф. N 17 и ведомости ф. N 18, суммам, указанным в платежных извещениях (расчетах), записывает эти суммы в лицевые счета плательщиков, нумерует платежные извещения и вносит в эти извещения суммы недоимки, а также пени, начисленной на недоимку со дня ее образования по день выписки извещения, записывает суммы, показанные в сводке ф. N 17 и ведомости ф. N 18, после чего платежные извещения возвращает начальнику отдела учета и отчетности налоговой инспекции.
    При перерасчете налогов с граждан по фактическому доходу за прошлый год (подоходный налог с граждан, а также с иностранных юридических лиц) работнику по учету передается сводка ф. N 17, к которой должны быть приложены платежные извещения на уплату этих налогов на текущий год, и отдельная ведомость ф. N 18, в которой показываются по каждому плательщику результаты перерасчетов за прошлый год.
    Работник по учету должен проверить соответствие сумм, показанных в ведомости ф. N 18, записям в лицевых счетах плательщиков (по начисленным в прошлом году платежам), вывести по этим лицевым счетам суммы доплат или переплат на основании приложенных к сводке ф. N 17 платежных извещений, открыть новые лицевые счета и пронумеровать их, отразить в них суммы доплат или переплат, занести в платежные извещения сумму доплаты, а если имеется недоимка прошлых лет, то записать сумму недоимки и пени, начисленную на эту недоимку по день выписки платежного извещения.
    По земельному налогу и арендной плате за землю записи в лицевых счетах плательщиков об изменении первоначально начисленных сумм (доначислении, уменьшении, полном сложении и восстановлении неправильно сложенных сумм) производятся органами местной администрации на основании ведомости ф. N 19 (Приложение N 15), составляемой налоговой инспекцией, с последующей проверкой полноты и правильности этих записей работником налоговой инспекции (один экземпляр ведомости остается в делах налоговой инспекции).
    В случае предоставления органами местной администрации льгот по взиманию платы за землю и порядка их предоставления, вносятся соответствующие изменения в лицевых счетах плательщиков об уменьшении ранее начисленных сумм непосредственно органами администрации.
 

VI. УЧЕТ ПОСТУПИВШИХ ПЛАТЕЖЕЙ

 
    1. Записи о поступлении платежей в лицевых счетах должны производиться не позднее следующего дня с момента получения платежных документов.
    После проверки полученных от учреждений банков и финансовых органов платежных документов производятся записи поступивших в бюджет сумм в лицевых счетах и книгах, а на всех платежных документах указывается дата произведенной записи в формах учета и ставится подпись лица, производившего эти записи.
    2. Документы о зачислении налогов по предприятиям, контролируемым вышестоящими налоговыми инспекциями, разносятся районными (городскими) налоговыми инспекциями в лицевые счета плательщиков и затем, не позднее следующего дня после их получения, направляются вышестоящей налоговой инспекции при сопроводительном письме по подчиненности.
    3. По предприятиям, производящим и реализующим винно-водочные изделия с уплатой в бюджет акцизов на третий день по совершении реализации, по получении платежных документов от учреждений банков в реестре ф. N 25 производятся ежедневно записи сумм, поступивших в бюджет, а также возвращенных из бюджета.
 

VII. УЧЕТ ЗАЧЕТОВ И ВОЗВРАТОВ

 
    1. Суммы платежей, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления, либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату, либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек трехгодичный срок со дня их поступления.
    Учет зачтенных и возвращенных из бюджета сумм в лицевых счетах производится на основании копии решения налогового органа о возврате переплат и выписок из лицевых счетов учреждений банков.
    2. Излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика, о чем он ставится в известность.
    По налогам и другим платежам с граждан излишне поступившая сумма платежа засчитывается без заявления плательщика как в уплату просроченных, так и предстоящих платежей. При этом по письменному заявлению плательщика может производиться возврат переплаты, зачтенной в платежи, срок которых еще не наступил.
    Примечание. Не считаются переплатой суммы, внесенные колхозами и населением по данному виду платежа в счет платежей текущего года, хотя бы и по срокам уплаты, не наступившим ко дню внесения этих сумм в бюджет.
 
    3. Заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм в бюджет поступают в налоговую инспекцию, которая на основании данных лицевых счетов плательщиков дает заключение по ф. N 21 (Приложение N 6) о наличии переплаты у плательщика по указанному платежу и выносит решение о зачете переплаты в уплату других платежей, по которым не наступили сроки уплаты, или о возврате суммы из бюджета.
    По тем платежам и налогам, по которым в налоговой инспекции не ведутся лицевые счета (например, госпошлина), заключение дается на основании платежных документов с подтверждением, что "госпошлина в такой сумме плательщиком уплачена".
    4. Заявление на возврат платежей из бюджета должно содержать следующие показатели: по предприятиям (организациям) - наименование заявителя, его адрес, наименование платежа, соответствующее подразделение бюджетной классификации доходов, по которому образовалась переплата, сумму, подлежащую возврату или зачету; по налогам с граждан - фамилию, имя и отчество заявителя, его адрес, номер паспорта или заменяющего его документа и кем он выдан, наименование платежа, по которому образовалась переплата, сумму, предъявленную к уплате, и номер платежного извещения, фактически внесенную сумму, подлежащую зачету или возврату в десятидневный срок.
    В отдельных случаях госналогинспекция может потребовать от налогоплательщика указать в заявлении номера платежных поручений и сумму перечисленных по ним платежей за текущий год.
    О принятом решении по переплате налоговая инспекция уведомляет плательщика.
    В тех случаях, когда возврат переплат по налогам с граждан производится одновременно нескольким плательщикам, разрешается выписывать одно заключение на общую сумму возвращаемой переплаты по каждому платежу с приложением к нему списка граждан, которым эта переплата возвращается.
    Заключение подписывается начальником отдела учета и отчетности, работником по учету, утверждается начальником налоговой инспекции и передается главному бухгалтеру вместе с заявлением и лицевыми счетами налогоплательщика для дальнейшего оформления (выписки чека на возврат переплат).
    Для зачета переплат из поступлений одного платежа в уплату других платежей составляется заключение в трех экземплярах в том же порядке, как и по возвратам переплат, и передается главному бухгалтеру для выписки чека.
    Зачет переплат по платежам, поступающим в местные бюджеты, производится непосредственно налоговыми инспекциями, помимо учреждений банка.
    Возврат сумм переплат по платежам, поступающим в территориальные бюджеты, производится финансовыми органами. Налоговые инспекции выписывают заключение по ф. N 21 и передают его в финансовый орган для выписки чека.
    5. Возврат сумм переплат, перечисляемых на расчетные счета предприятий и организаций, а также зачет переплат по одним платежам в уплату других платежей производятся учреждениями банка по расчетным чекам. Возврат сумм переплат наличными деньгами отдельным гражданам производится по именным чекам или путем перевода денег по почте.
    После выписки чека главный бухгалтер налоговой инспекции передает чек и все экземпляры заключения в учреждения банка. И только после исполнения банком чека на возврат переплаты или зачета в погашение недоимки по другому виду налога первый экземпляр заключения остается в банке, второй - вместе с выпиской банка передается в отдел учета налоговой инспекции и третий экземпляр передается налогоплательщику.
    6. При передаче в учреждение банка именного чека экземпляр заключения не прилагается.
    7. Возврат и зачет переплат по земельному налогу и арендной плате за землю с граждан, лицевые счета на которых ведутся в органах местной администрации, производится этими органами в соответствии с инструкцией Минфина СССР от 12.03.75 N 21 (действующей) "О порядке приема от населения и внесения в учреждения банка налоговых и страховых платежей сельскими Советами депутатов трудящихся".
    Органы местной администрации должны вести лицевые счета по указанным платежам и производить их прием только от плательщиков, которым предоставлена земля в границах сельских населенных пунктов или на землях, переданных в ведение этих органов. На всех юридических лиц вне зависимости от нахождения их объектов налогообложения (в том числе и в границах сельских населенных пунктов), а с граждан за земли в пределах городской, поселковой черты, в границах района (за исключением земель, переданных в ведение органов местной администрации), лицевые счета должны вести соответствующие государственные налоговые инспекции.
    В тех отдельных случаях, когда у органов местной администрации не имеется не сданных в учреждение банка сумм платы за землю и арендной платы, возврат переплат производится районными налоговыми инспекциями без письменного заявления плательщика на основании проверенного инспектором налоговой инспекции и утвержденного руководителем местной администрации расчета с отметкой о том, что возврат не произведен. При возврате переплат по плате за землю райналогинспекциями посылаются соответствующие извещения органам местной администрации. В извещении указываются фамилия, имя, отчество и номер лицевого счета плательщика, наименование платежа и сумма возвращенной переплаты.
    8. Возврат переплат по налогам и сборам (кроме платы за землю) гражданам, проживающим в населенных пунктах, где не имеется отделений (агентств) банков, должен производиться районными (городскими) налоговыми инспекциями путем перевода плательщику денег по почте с отнесением почтовых расходов на счет республиканского бюджета. По просьбе плательщиков налога, проживающих в населенных пунктах, где имеются отделения (агентства) банков, возврат переплат может также производиться путем перевода денег этим плательщикам по почте.
    При этом возврат производится в следующем порядке:
    работник по учету после утверждения заключений о возврате переплат начальником районной (городской) налоговой инспекцией заполняет бланки почтовых переводов и составляет список (реестр) к почтовым переводам в двух экземплярах, в котором указываются фамилия, имя и отчество получателя, адрес получателя, название платежа и номер лицевого счета, возвращаемая сумма, сумма почтовых расходов, общий итог всей суммы переводов. На бланке почтового перевода указывается точный адрес плательщика, а на обороте талона к переводу сообщается плательщику, какая сумма и по какому налогу возвращается;
    оба экземпляра реестра подписываются начальником и главным бухгалтером районной (городской) налоговой инспекции и скрепляются печатью этой налоговой инспекции. Главный бухгалтер районной (городской) налоговой инспекции проверяет правильность оформления всех документов, выписывает расчетный чек и пересылает его в учреждение банка при заявлении установленной формы;
    после получения от учреждения банка акцептованного чека районная (городская) налоговая инспекция сдает в отделение связи этот чек вместе с почтовыми переводами и двумя экземплярами списка (реестра) к ним;
    отделение связи возвращает районной (городской) налоговой инспекции второй экземпляр списка с печатью и указанием номеров переводов;
    на основании полученного от отделения связи документа о переводе денег (реестра) на заключении о возврате указывается номер почтового перевода и дата пересылки денег.
    9. Возврат из бюджета по конфискованному и бесхозяйному имуществу и имуществу, перешедшему по праву наследования к государству, производится в порядке, установленном инструкцией Министерства финансов СССР от 19.12.84 N 185 (действующей) "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".
    10. Возврат сумм за реализованные невостребованные, переданные в пути следования и в пунктах назначения грузы и реализованное невостребованное имущество граждан в случае вынесения соответствующими органами решения о возврате, а также возврат суммы штрафа зачисленного в бюджет, но впоследствии отмененного или уменьшенного, производится в порядке, установленном инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет прочих доходов.
    11. Возврат из бюджета государственной пошлины производится в порядке, установленном инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.03.92 N 5 "О государственной пошлине".
    12. Списание переплат, числящихся по лицевым счетам плательщиков, за истечением срока давности производится на основании решения налоговой инспекции со ссылкой на соответствующий пункт Инструкции по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.
    13. Инкассовые поручения (распоряжения) учреждениям банков о взыскании просроченных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций, взыскиваемых в бесспорном порядке, налоговой инспекцией регистрируются в журнале по форме, указанной в Приложении N 20.
    Указанные инкассовые поручения (распоряжения) передаются налоговой инспекцией в учреждения банков в течение пяти дней после наступления срока платежа.
    По получении от учреждений банков инкассовых поручений (распоряжений), по которым произведено списание средств в бюджет, производятся соответствующие записи в лицевых счетах плательщиков, а также делается отметка о выполнении инкассового поручения (распоряжения) в журнале (в графе "Примечание").
    На сдаваемых учреждениям банков распоряжениях должен быть проставлен порядковый номер по журналу регистрации.
 

VIII. ПОРЯДОК БЕССПОРНОГО ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ В ВИДЕ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА СУММЫ, ПРИЧИТАЮЩИЕСЯ НЕДОИМЩИКУ ОТ ЕГО ДЕБИТОРОВ

 

(в ред. письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ
N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95)

 
    Указом Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" от 22 декабря 1993 г. N 2270, (статья 29) установлено, что к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.
    (в ред. письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95)
    В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации и в связи с тем, что во многих случаях образование недоимки и несвоевременное перечисление платежей в бюджеты вызвано отвлечением средств в дебиторскую задолженность, образовавшуюся по расчетам за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги, Госналогслужба России, Минфин России и Банк России устанавливают следующий Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов (зарегистрирован в Минюсте 04.03.94 N 507).
    1. Юридические лица, независимо от формы собственности, а также их филиалы и другие обособленные подразделения (далее - организация - недоимщик), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, ведут учет дебиторской задолженности и ежеквартально составляют перечень организаций - дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числе просроченной.
    (в ред. письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95)
    В случае списания долга на убытки вследствие неплатежеспособности должника задолженность не является аннулированной. Согласно пункту 67 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации 26.12.94 N 170, эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
    (п. 1 в ред. письма Минфина РФ N 104, Госналогслужбы РФ N ВП-4-20/60н, ЦБ РФ N 192 от 18.09.95)
    2. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, имеющие задолженность по платежам в бюджеты, представляют в налоговый орган по месту их регистрации:
    2.1. Перечень организаций - дебиторов по прилагаемой форме, подписанный руководителем организации, учреждения и главным бухгалтером. Первый срок представления перечня по состоянию на 1 февраля 1994 года - к 1 марта 1994 г., далее ежеквартально в качестве приложения к балансу. При необходимости по требованию налоговых органов могут устанавливаться иные сроки представления этих данных.
    2.2. Заявление организации - недоимщика на взыскание платежей в бюджеты с дебитора (дебиторов) на сумму недоимки, но не превышающую сумму просроченной дебиторской задолженности за подписью руководителя и главного бухгалтера этой организации по прилагаемой форме.