Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 752. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Р-03112194-0376-98" (утв. Минтрансом РФ 10.12.98)

Дата документа10.12.1998
Статус документаДействует
МеткиМетодика · Классификация · Перечень

    

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации
Г.П.НИКОЛАЕВ
10 декабря 1998 года

Срок действия -
с 1 января 1999 года
по 31 декабря 2004 года

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Р-03112194-0376-98

 
    Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния утверждена Руководителем Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Г.П. Николаевым 10 декабря 1998 г.
    Срок действия: начало 01.01.1999, окончание 31.12.2004.
    Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) - Головным методическим и учебным центром Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ".
 

1. Общие положения

2. Определения

3. Оценка остаточной стоимости

3.1. Общие методические принципы

3.2. Расчет остаточной стоимости

Таблица 1

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИВЕДЕНИЯ НАРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ К ПРОБЕГУ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Тип транспортного средства Коэффициент k_L, км/моточас
Грузовые автомобили и автобусы 25
Пожарные автомобили 50
Гусеничные машины, специальные колесные шасси и тягачи 15
Трактора колесные 10
Трактора гусеничные 5

 
    Фактическое значение пробега с начала эксплуатации специального транспортного средства, у которого измерение фактической наработки конструктивно предусмотрено только в моточасах, может быть рассчитано по формуле (18) через фактическое значение наработки.
    При расчете фактического пробега с начала эксплуатации мототранспортных средств их среднегодовой пробег в Российской Федерации принимается равным 10 тыс. км. В общем случае, учитывающем частичную эксплуатацию мототранспортного средства за рубежом, пробег мототранспортного средства с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
     - продолжительность эксплуатации мототранспортного средства за рубежом, лет;
     - среднегодовой пробег мототранспортного средства за рубежом, тыс. км;
     - продолжительность эксплуатации мототранспортного средства в Российской Федерации, лет.
    Среднегодовой пробег мототранспортного средства за рубежом определяется по данным Приложения 6 (таблица П6.7).
    Возраст транспортного средства на дату оценки определяется по регистрационным документам.
    В Приложении 6 приведены примеры расчета фактического пробега с начала эксплуатации для различных видов транспортных средств.
    Величина коэффициентов K_1, K_2, K_3 установлена положением [8]. Коэффициент K_1 имеет следующие значения: для первой категории условий эксплуатации - 1,0; для второй - 0,9; для третьей - 0,8; для четвертой - 0,7; для пятой - 0,6. Категория условий эксплуатации определяется в соответствии с классификацией условий эксплуатации, приведенной в Приложении 7, в зависимости от вида дорожного покрытия, рельефа местности и условий движения транспортных средств.
    Коэффициент K_2 имеет следующие значения: базовый автомобиль - 1,00; седельный тягач - 0,95; автомобиль с одним прицепом - 0,90; автомобиль с двумя прицепами или автомобиль - самосвал при работе на плечах ездки свыше 5 км - 0,85; автомобиль - самосвал с одним прицепом или при работе на коротких плечах ездки (до 5 км) - 0,80; автомобили - самосвалы с двумя прицепами - 0,75.
    Коэффициент K_3 имеет следующие значения для районов с различным видом климата: умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный - 1,1; умеренный - 1,0; жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренно холодный - 0,9; холодный - 0,8; очень холодный - 0,7. Для районов с высокой агрессивностью окружающей среды по отношению к автомобилям (в основном побережье морей и океанов), а также при постоянном использовании автомобилей при перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей, значение коэффициента K_3 снижается на 10%. Районирование территории России по климатическому признаку приведено в Приложении 8.
    3.2.2.2.2.3. Расчет физического износа с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации проводится по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    e - основание натуральных логарифмов, е ~= 2,72;
    ОМЕГА - функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
    Вид функции ОМЕГА для различных видов транспортных средств определяется в соответствии с таблицей 2.
 
 

Таблица 2

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ ОМЕГА, ЗАВИСЯЩЕЙ ОТ ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА T_ф И ФАКТИЧЕСКОГО ПРОБЕГА С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ L_ф, ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N Вид транспортного средства Вид зависимости ОМЕГА
1 Легковые автомобили отечественные ОМЕГА = 0,07 x T_ф + 0,0035 x L_ф
2 Грузовые бортовые автомобили отечественные ОМЕГА = 0,1 x T_ф + 0,003 x L_ф
3 Тягачи отечественные ОМЕГА = 0,09 x T_ф + 0,002 x L_ф
4 Самосвалы отечественные ОМЕГА = 0,15 x T_ф + 0,0025 x L_ф
5 Специализированные отечественные ОМЕГА = 0,14 x T_ф + 0,002 x L_ф
6 Автобусы отечественные ОМЕГА = 0,16 x T_ф + 0,001 x L_ф
7 Легковые автомобили европейского производства ОМЕГА = 0,05 x T_ф + 0,0025 x L_ф
8 Легковые автомобили американского производства ОМЕГА = 0,055 x T_ф + 0,003 x L_ф
9 Легковые автомобили азиатского производства (кроме Японии) ОМЕГА = 0,065 x T_ф +0,0032 x L_ф
10 Легковые автомобили производства Японии ОМЕГА = 0,045 x T_ф + 0,002 x L_ф
11 Грузовые автомобили зарубежного производства ОМЕГА = 0,09 x T_ф + 0,002 x L_ф
12 Автобусы зарубежного производства ОМЕГА = 0,12 x T_ф + 0,001 x L_ф

 
    В Приложении 9 приведена таблица, позволяющая проводить расчет физического износа транспортного средства для различных значений ОМЕГА по формуле (20) без средств вычислительной техники. В Приложении 9 также приведены примеры расчета физического износа транспортного средства данным методом.
    При расчете по формуле (20) физического износа транспортных средств, используемых в автошколах для подготовки водителей, рассчитанное значение ОМЕГА увеличивается на 20%.
    Определение физического износа дорожно - строительной техники производится в зависимости от возраста в соответствии с данными таблицы 3.
 
 

Таблица 3

ВЕЛИЧИНА ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ДОРОЖНО - СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, %

Вид техники Возраст, лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Автогрейдеры 6 18 33 40 60 72 85 90 98 99
Погрузчики фронтальные одноковшовые 8 22 29 46 52 68 75 88 95 96
Экскаваторы одноковшовые 4 8 12 15 30 54 67 75 88 95
Дорожные катки 4 8 12 18 39 50 75 85 95 97
Прочая дорожно - строительная техника 5 8 16 28 44 62 76 87 94 96

 
    Физический износ гусеничных тракторов устанавливается равным 12% в год, колесных тракторов - 10% в год независимо от пробега. Физический износ прицепов для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль - дача) устанавливается равным 8% в год независимо от пробега.
    3.2.2.2.2.4. При наличии информации только о продолжительности эксплуатации или только о пробеге с начала эксплуатации транспортного средства, являющегося собственностью юридического лица, физический износ транспортных средств может быть рассчитан в соответствии с нормами амортизации, приведенными в приложении 10 <*>. Расчет в данном случае проводится по формулам:
    





























Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ, ИХ БАЗОВЫХ И ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Агрегаты Базовые детали Основные детали
Двигатель с картером сцепления в сборе Блок цилиндров Головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления
Коробка передач Картер коробки передач Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточные валы
Гидромеханическая передача Картер механического редуктора Корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный и промежуточные валы, турбинное и насосное колеса
Карданная передача Труба (трубы) карданного вала Фланец - вилка, вилка скользящая
Задний мост Картер заднего моста Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора
Передняя ось Балка передней оси или поперечина независимой подвески Поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан или диск
Рулевое управление Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя Вал сошки, червяк, рейка - поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя
Кабина грузового и кузов легкового автомобиля Каркас кабины или кузова Дверь, крыло, облицовка радиатора, капот, крышка багажника
Кузов автобуса Каркас основания Кожух пола, шпангоуты
Платформа грузового автомобиля Основание платформы Поперечины, балки
Рама Лонжероны Поперечины, кронштейны рессор
Подъемное устройство платформы автомобиля Корпус гидравлического подъемника, картер коробки отбора мощности Корпус насоса коробки отбора мощности

 
    Значения нормативных пробегов до списания (капитального ремонта) агрегатов приведены в Приложении 5.
    3.2.3.2.2. Оценка физического износа i-го агрегата нормативным методом с корректированием проводится аналогично определению физического износа транспортного средства по формулам (11) и (12). При неисправности спидометрового оборудования пробег агрегатов рассчитывается по зависимостям, которые используются для расчета пробега транспортного средства.
    3.2.3.2.3. Физический износ шины рассчитывается по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    Н_н - высота рисунка протектора новой шины, мм;
    Н_ф - фактическая высота рисунка протектора шины на дату оценки, мм;
    Н_доп - минимально допустимая высота рисунка протектора шины, мм;
     - дополнительный износ шины, обусловленный наличием повреждений и дефектов, %;
     - дополнительный износ шины, обусловленный сроком ее эксплуатации, %.
    При получении по формуле (24) значений > 100% физический износ шины принимается равным 100%.
    Значения высоты рисунка протектора новой шины для различных типоразмеров (маркировки) шин приведены в Приложении 11. При проведении оценки транспортного средства высота рисунка протектора новой шины определяется следующим образом. Сначала устанавливаются модель и типоразмер шин транспортного средства по маркировке на боковине шины. В соответствии с методикой, приведенной в "Правилах эксплуатации автомобильных шин" [12], устанавливается тип рисунка протектора шины. Для установленных модели, типоразмера и рисунка протектора по данным Приложения 11 определяется числовое значение высоты рисунка протектора новой шины.
    Для восстановленных шин высота рисунка протектора принимается равной 80% от высоты рисунка протектора новой аналогичной шины.
    Фактическая высота рисунка протектора для каждой шины определяется как среднее арифметическое значение измерений в 4 - 6 точках средней части беговой дорожки протектора при помощи глубиномера или штангенциркуля.
    Минимально допустимая высота рисунка протектора шины по условиям безопасности дорожного движения составляет: легковые автомобили - 1,6 мм; грузовые автомобили - 1 мм; автобусы - 2 мм; мотоциклы и мопеды - 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы минимально допустимой высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.
    В Приложении 12 приведена таблица с результатами расчета первой составляющей правой части формулы (24) в зависимости от фактической высоты рисунка протектора для различных значений высоты рисунка протектора новой шины.
    Дополнительный износ шины , обусловленный наличием повреждений и дефектов, для различных видов дефектов и повреждений имеет следующие значения:
    - выкрашивания, сколы, трещины на протекторе или трещины боковины без обнажения - 10%;
    - местный износ (пятнистость) протектора - 15%.
    Расчет дополнительного износа шины , обусловленного сроком ее эксплуатации, производится по формуле:
 
 
    
 
 
    где: Т_ш - срок эксплуатации шины, лет.
    Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, физический износ устанавливается равным 100%.
    Срок эксплуатации определяется по дате изготовления шины в соответствии с заводской маркой по ГОСТ-4754-80. Для восстановленных шин дата восстановления указывается на боковине или в плечевой зоне протектора.
    При оценке физического износа шин следует руководствоваться требованиями документа [12].
    Расчет по формуле (24) проводится для каждой шины транспортного средства (включая запасное колесо). При этом в формуле (2) каждая шина, с учетом ее стоимости и физического износа, учитывается отдельно. Стоимость камерной шины равна стоимости шины с камерой. Стоимость восстановленной покрышки равна сумме стоимости восстановительного ремонта и залоговой стоимости покрышки, подлежащей восстановлению.
    3.2.3.2.4. Физический износ аккумуляторной батареи определяется по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    T_ак - фактический срок эксплуатации аккумуляторной батареи на дату оценки, лет;
     - нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания), лет.
    Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты оценки транспортного средства и даты изготовления аккумуляторной батареи. Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, которая нанесена на корпусе сбоку (сверху) или выполнена в виде цифровой набивки на перемычках и выводных клеммах (полюсах). На аккумуляторных батареях иностранного производства может применяться буквенно - цифровая маркировка даты изготовления, где буква соответствует месяцу, а цифра - году изготовления (например, маркировка А8 обозначает дату изготовления - январь 1998 года). Аккумуляторные батареи отечественного производства имеют маркировку даты изготовления, состоящую из двух пар цифр, где первая пара обозначает номер месяца, а вторая - год выпуска (например, маркировка 01.98 обозначает дату изготовления - январь 1998 года). Кроме того, на аккумуляторных батареях отечественного производства может использоваться маркировка, которая принята на аккумуляторных батареях импортного производства. В качестве дополнительной информации может быть использована маркировка даты изготовления моноблока (корпуса), которая обычно наносится на его днище.
    Срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) рекомендуется принимать равным:
    4 года - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. км включительно;
    3 года - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. км.
    3.2.4. Стоимость нового l-го агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации, отсутствующего на дату оценки на транспортном средстве в результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании), определяется в основном рыночным методом, который основывается на определении рыночной стоимости нового агрегата на дату оценки в месте оценки статистическим выборочным методом. В качестве исходной информации при определении рыночной стоимости агрегата могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), периодических и справочных изданий. Расчет стоимости и оценка однородности выборки производятся соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету . При наличии информации о стоимости агрегата на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства, стоимость агрегата на дату оценки может быть определена индексным методом.
    Стоимость установки l-го агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации на дату оценки в месте оценки, отсутствующего на дату оценки на транспортном средстве в результате его разукомплектации, определяется затратным методом на основе составления калькуляций.
    3.2.5. Учет оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, производится в соответствии с перечнем видов переоборудования автотранспортных средств, которые могут осуществляться без разработки и согласования проектной документации, но по разрешению Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Указанный перечень приведен в Приложении 13.
    3.2.5.1. Стоимость нового t-го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, определяется в основном рыночным методом, который основывается на определении рыночной стоимости нового оборудования на дату оценки в месте оценки статистическим выборочным методом. В качестве исходной информации при определении рыночной стоимости оборудования могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), периодических и справочных изданий. Расчет стоимости и оценка однородности выборки проводятся соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету . При наличии документов, подтверждающих стоимость оборудования на дату установки на транспортное средство, стоимость оборудования на дату оценки может быть определена индексным методом.
    3.2.5.2. Физический износ t-го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки определяется в соответствии с данными о дате его установки и нормативном сроке службы. Фактический срок службы дополнительно установленного оборудования должен быть подтвержден документально (чек, паспорт и др.). Если данные о нормативном сроке службы отсутствуют, физический износ принимается равным 10% в год.
    3.2.5.3. Стоимость нового агрегата (узла, механизма, системы) базовой комплектации, который заменен при переоборудовании транспортного средства на t-ое оборудование, определяется в основном рыночным методом, который основывается на определении рыночной стоимости нового агрегата на дату оценки в месте оценки статистическим выборочным методом. В качестве исходной информации при определении рыночной стоимости агрегата могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), периодических и справочных изданий. Расчет стоимости и оценка однородности выборки проводятся соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету . При наличии документов, подтверждающих стоимость агрегата на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства, стоимость нового агрегата на дату оценки может быть определена индексным методом.
    3.2.5.4. Затраты на переоборудование транспортного средства с заменой агрегата (узла, механизма, системы) базовой комплектации на дополнительно установленное t-ое оборудование на дату оценки в месте оценки определяются затратным методом на основе составления калькуляций.
    3.2.6. В общем случае расчет морального износа транспортного средства проводится по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    И_Мр - p-ый фактор, учитываемый при определении морального износа транспортного средства, %.
    Расчет значения первого фактора, учитывающего на дату оценки снятие транспортного средства с производства, проводится по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    Т_сн - срок, прошедший с даты снятия транспортного средства с производства до даты оценки, лет.
    Данные о снятии с производства транспортных средств приведены в Приложении 14.
    Значение фактора морального износа И_М2, учитывающего прекращение выпуска запасных частей к транспортному средству, равно И_М2 = 20%.
    Значение фактора морального износа И_М3, учитывающего попадание ранее (до даты оценки) транспортного средства в дорожно - транспортное происшествие, равно И_М3 = 5%.
    Значение фактора морального износа И_М4, учитывающего количество владельцев транспортного средства (более 3 владельцев по данным регистрационных документов), равно И_М4 = 20%.
    3.2.7. К видам оборудования, дополнительно устанавливаемого при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, относятся дополнительное газобаллонное оборудование, противотуманные фары, подушки безопасности, чехлы на сиденья, кондиционер, подкрылки, катализатор, магнитола, проигрыватель компакт - дисков, другая автоаудиотехника, охранные и противоугонные системы, автономная печка для грузовых автомобилей, дополнительный бензобак, лебедка, багажники, скамейки в кузове, тенты на кузов и другие виды оборудования.

Ведется подготовка документа. Ожидайте