Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 334. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 21.04.2003) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

Дата документа21.02.2000
Статус документаДействует
МеткиИнструкция

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2000 г. N 2183
    


 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

ИНСТРУКЦИЯ
от 21 февраля 2000 г. N 56

 

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

    

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410; N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197; N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Текст Приказа МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90 включен в базу отдельным документом.
 
 
    Настоящая Инструкция издана на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824) и от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 134), Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 44, ст. 1424) с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2353-1 "О внесении изменений и дополнений в статьи 6, 8 и 12 Закона РСФСР "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 469), от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1976), Федеральными законами от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1860), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503), от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4), от 28 июня 1997 г. N 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2954), от 18 ноября 1997 г. N 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5342), от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 5), от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613), от 25 июля 1998 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3810), от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 1), Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1 (часть 1), ст. 10), Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161), федеральных законов от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст.610), от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3027), от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3033), от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" ("Российская газета", N 244, 28 декабря 2002 г.).
    (в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)
    Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
    Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
    Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
    Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
    Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
    Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
 

I. Налогоплательщики земельного налога и объекты налогообложения

 
    1. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия "собственники земельных участков", "землепользователи" и "землевладельцы" определены пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации.
    (в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)
    Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
    Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
    Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
    Абзацы пятый и шестой утратили силу.
    (в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)
    Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, являются налогоплательщиками земельного налога.
    (в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)
    В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
    (в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)
    2. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.
    (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)
    3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно - защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
    (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)
    4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
    При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
    (в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)
    За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
    (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)
 

II. Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления

 
    5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
    1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
    2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.
    При предоставлении этой льготы следует руководствоваться Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 234), Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 г. N 1349 "Об утверждении Типового положения о художественно - экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов", Приказом Минэкономики России от 28 декабря 1999 г. N 555 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов";
    (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)
    


    <*> Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 28 декабря 1999 г. N 555 не применяется со дня вступления в силу приказа Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 8 августа 2002 г. N 226 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов", зарегистрированного Минюстом России 19 августа 2002 г., N 3704 ("Российская газета", N 161, 28 августа 2002 г.).
    (в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)
 
    3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
    4) учреждения <*> искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
    
    <*> В соответствии со статьей 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
 
    К учреждениям социального обслуживания в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4872) относятся:
    комплексные центры социального обслуживания населения;
    территориальные центры социальной помощи семье и детям;
    центры социального обслуживания;
    социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    социальные приюты для детей и подростков;
    центры психолого - педагогической помощи населению;
    центры экстренной психологической помощи по телефону;
    центры (отделения) социальной помощи на дому;
    дома ночного пребывания;
    специальные дома для одиноких престарелых;
    стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
    геронтологические центры;
    иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 302) установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
    (в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)
    Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды определяются положениями об этих органах.
    (в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 488) установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.
    Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерству природных ресурсов Российской Федерации переданы функции упраздненных Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации преобразовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;