Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 31.07.2002 N 49-э/8 (ред. от 14.05.2003) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ТАРИФОВ И ЦЕН НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ (ТЕПЛОВУЮ) ЭНЕРГИЮ НА РОЗНИЧНОМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ) РЫНКЕ"

Дата документа31.07.2002
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Методические указания · Перечень
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2002 г. N 3760
    


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2002 г. N 49-э/8

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ТАРИФОВ И ЦЕН НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ (ТЕПЛОВУЮ) ЭНЕРГИЮ НА РОЗНИЧНОМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ) РЫНКЕ

 

(в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)

 
    Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемые методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
    2. Признать утратившими силу методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденные Приказом ФЭК России от 16 апреля 1997 г. (протокол N 73, не нуждаются в государственной регистрации - письмо Минюста России от 21 мая 1997 г. N 07-02-625-97), Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета минимальных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов Российской Федерации" от 21 июля 2000 г. N 36/4 (опубликовано "Информационный бюллетень ФЭК России" 11 сентября 2000 г. N 17, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 25 августа 2000 г. N 7239-ЮД), Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 4 августа 2000 г. N 41/1 (опубликовано "Информационный бюллетень ФЭК России" 25 октября 2000 г. N 20, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 3 октября 2000 г. N 8349-ЮД), Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке" от 8 августа 2001 г. N 50/4 (опубликовано "Информационный бюллетень ФЭК России" 29 августа 2001 г. N 16, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 30 августа 2001 г. N 07/8717-ЮД), Постановление ФЭК России "О внесении изменений в Методику расчета прогнозных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребляемую организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета" от 15 августа 2001 г. N 52/5 (опубликовано "Информационный бюллетень ФЭК России" 29 августа 2001 г. N 16(40), не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 30 августа 2001 г. N 07/8721-ЮД), Постановление ФЭК России "Об утверждении методики расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии" от 12 мая 2000 г. N 25/3 (опубликовано "Информационный бюллетень ФЭК России" 25 августа 2000 г. N 16, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 10 августа 2000 г. N 6781-ЭР).
    3. Утвержденные в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления Методические указания вступают в силу в установленном порядке.
 

Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.КУТОВОЙ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
от 31 июля 2002 г. N 49-э/8

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ РЕГУЛИРУЕМЫХ ТАРИФОВ И ЦЕН НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ (ТЕПЛОВУЮ) ЭНЕРГИЮ НА РОЗНИЧНОМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ) РЫНКЕ

 

(в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие "Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию (мощность) на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - "Основы ценообразования") и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - "Правила регулирования"), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г., N 15, ст. 1431).
    2. Методические указания предназначены для использования Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета экономически обоснованных уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г., N 16, ст. 1316) и в Постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226, и означают следующее:
 

энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
потребитель электрической (тепловой) энергии (мощности) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
регулирующие органы (Комиссия, региональные комиссии) - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, осуществляющие государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями;
оптовый рынок электрической энергии (мощности) - Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера купли - продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России;
регулируемая деятельность - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым государством. Настоящее понятие применяется исключительно для целей идентификации расходов, относящихся к регулируемой деятельности, и не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления тарифов (цен);
расчетный период регулирования (период регулирования) - период, на который устанавливаются тарифы (цены), равный календарному году;
тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность);
срок действия тарифов (цен) - период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими органами;
необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, который необходим организации для осуществления регулируемой хозяйственной деятельности в течение расчетного периода регулирования.

 
    4. В настоящих Методических указаниях акционерные общества энергетики и электрификации, другие регулируемые организации, осуществляющие несколько видов регулируемой деятельности, рассматриваются как:
    - энергоснабжающая организация (далее - ЭСО) - в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии;
    - производитель энергии - в части собственного производства энергии;
    - региональная сетевая организация - в части передачи электрической (тепловой) энергии;
    - покупатели энергии - в части покупки энергии;
    - потребители энергии - в части пользования энергией.
 

II. Виды регулируемых цен и тарифов, применяемых на потребительских рынках электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности)

 
    5. На потребительских рынках электрической энергии (мощности) осуществляется регулирование следующих тарифов (цен) (в дальнейшем слово "регулируемые" опускается, за исключением случаев, где это требуется для однозначности понимания):
    5.1. Цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок.
    Цена продажи электрической энергии (мощности), не поставляемой на оптовый рынок, рассчитывается без учета стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (цена на "шинах" производителя электроэнергии). В настоящих Методических указаниях для целей расчета (формирования) тарифов на электрическую энергию покупка электрической энергии (мощности) с оптового рынка рассматривается как покупка от производителей электрической энергии (далее - ПЭ).
    5.2. Тариф (цена) на тепловую энергию.
    Тариф (цена) продажи тепловой энергии (мощности) рассчитывается без учета стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки тепловой энергии (цена на "коллекторах" производителя тепловой энергии).
    Тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, рассчитывается с учетом платы за услуги по передаче тепловой энергии.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    5.3. Тариф (цена) на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок.
    5.4. Плата за услуги по передаче электрической и тепловой энергии (мощности) по региональным электрическим (тепловым) сетям.
    При определении размера платы за услуги по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) отдельной составляющей выделяются услуги по передаче энергии по электрическим (тепловым) сетям и по их сбыту (реализации) за счет распределения расходов между указанными видами деятельности. Для потребителей (покупателей), получающих энергию по прямым договорам через региональные электрические сети, расчет платы за услуги по передаче энергии производится без сбытовой надбавки.
    5.5. Тарифы (цены) на электроэнергию энергию, поставляемую потребителям.
    Тарифы (цены) на электроэнергию энергию, поставляемую потребителям (за исключением тарифов продажи по прямым договорам) устанавливаются в разрезе групп потребителей одновременно в трех вариантах:
    - в виде одной ставки тарифа, включающей в себя полную стоимость покупки 1 киловатт - часа (далее - кВт.ч) электрической энергии (далее - одноставочный тариф на электрическую энергию);
    - в виде двух ставок, включающих в себя ставку платы за покупку 1 киловатт - часа электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности (далее - двухставочный тариф);
    - зонные тарифы (цены), устанавливающие дифференциацию стоимости покупки 1 кВт.ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.
    Экономически обоснованным уровнем тарифа (цены) признается тариф (цена), рассчитанный по настоящим Методическим указаниям и обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов и получение прибыли, определяемыми в соответствии с Основами ценообразования.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    5.6. Предельный тариф (цена) на электрическую и тепловую энергию.
    Предельные тарифы (цены) формируется посредством установления минимальной или максимальной ставки тарифа.
    В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в случае установления регулирующими органами предельных тарифов (цен) при заключении прямых договоров купли - продажи (поставки) электрической и тепловой энергии (мощности) в расчетах за реализуемую электрическую и тепловую энергию (мощность) и оказываемые услуги могут применяться договорные тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).
    5.7. Тариф (цена) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет (далее - долгосрочный тариф).
    В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования при заключении прямых договоров купли - продажи (поставки) электрической и тепловой энергии регулирующие органы могут в соответствии со своей компетенцией и с согласия организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и потребителей (покупателей) электрической энергии устанавливать тариф (цену) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет.
    6. В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование тарифов (цен), перечисленных в пунктах 5.1, 5.3, 5.4 настоящих Методических указаний, осуществляется Комиссией, тарифов (цен), перечисленных в пунктах 5.2, 5.5, осуществляется региональными комиссиями, регулирование тарифов (цен), перечисленных в пунктах 5.6, 5.7, осуществляется Комиссией и региональными комиссиями в соответствии с их полномочиями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
 

III. Формирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке

 
    7. В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих составляющих:
    - средняя стоимость единицы электрической (тепловой) энергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке, у иных производителей электрической энергии или энергосбытовых организаций, а также стоимость электрической энергии собственного производства;
    - суммарная стоимость услуг по передаче энергии, услуг по оперативно - диспетчерскому управлению и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям, включая регулируемые сбытовые надбавки и плату за балансировку.
    7.1. Стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) представляет собой (если иное не определено настоящими Методическими указаниями применительно к отдельным случаям) средневзвешенную стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности), получаемой от указанных выше источников (цену покупки электроэнергии (тепловой) энергии (мощности) у производителей на оптовом и потребительском рынках и стоимость электрической (тепловой) энергии (мощности) собственного производства).
    Цена покупки электроэнергии с оптового рынка Цопт рассчитывается как средневзвешенное значение цены покупки с регулируемого сектора оптового рынка и цены покупки с конкурентного (свободного) сектора оптового рынка по формуле:
 
    Цопт = Црег х Дрег + Цкон х Дкон, (1)
 
    где:
    Црег и Цкон - соответственно цены на регулируемом и конкурентном секторах оптового рынка;
    Дрег и Дкон - соответственно доли покупки электроэнергии с регулируемого и конкурентного секторов оптового рынка.
    Тариф (цена) покупки электрической (тепловой) энергии (мощности) определяется в соответствии с разделом XI настоящих Методических указаний.
    7.2. Стоимость услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки энергии, включает в себя:
    - плату за услуги по передаче энергии по региональным электрическим сетям, дифференцированную по уровням напряжения: высокое (ВН), среднее первое (СН1), среднее второе (СН11) и низкое (НН);
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    - плату за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям;
    - плату за иные услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса передачи и распределения энергии, которые определены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктами 4 и 23 Основ ценообразования.
    Регулирование тарифов на услуги по оперативно - диспетчерскому управлению, тарифов на услуги по передаче электрической энергии по линиям электропередачи, входящим в состав единой национальной электрической сети, и тарифов на иные услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России вводится после создания организаций, оказывающих такие услуги, и утверждения перечня указанных услуг и порядка их оплаты при одновременном исключении расходов на данные цели (в том числе расходов на инвестиции) из состава абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (в случае финансирования этих расходов за счет указанной абонентной платы).
    7.3. При установлении регулирующими органами тарифов (цен) для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не допускается двойной учет одних и тех же расходов в тарифах (ценах) на электрическую и тепловую энергию, на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги по оперативно - диспетчерскому управлению и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Во избежание двойного учета затрат на сбыт (реализацию) электрической энергии и плату за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентная плата) указанные расходы исключаются из платы за услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям:
    - сбытовая надбавка - для потребителей, получающих электрическую энергии по прямым договорам;
    - абонентная плата - для потребителей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности).
    7.4. При формировании тарифов (цен) в соответствии с пунктом 7 настоящих Методических указаний отдельно отражаются стоимость электрической (тепловой) энергии и стоимость каждого вида услуг.
 

IV. Основные методические положения по формированию регулируемых тарифов (цен)

 
    8. Расчет и формирование тарифов (цен) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета регулируемыми организациями объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 1998 г., N 28, ст. 3357).
    9. Основным методом расчета регулируемых тарифов (цен) является метод экономически обоснованных расходов. При применении метода экономически обоснованных расходов следует руководствоваться изложенными ниже положениями.
    9.1. Основными исходными параметрами расчета экономически обоснованного уровня расходов на производство (отпуска) единицы энергии (мощности) или услуг, оказываемых на рынке электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, являются:
    - необходимая валовая выручка (далее - "НВВ") на период регулирования для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемого вида деятельности, обеспечения соответствующих организаций необходимой прибылью и средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством;
    - объемы производства энергии и (или) оказания услуг.
    Основой расчетов тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (мощность) являются балансы электрической и тепловой энергии (мощности), утвержденные в установленном порядке.
 

Т(Ц) = НВВ , (2)
ОП

 
    где:
    Т(Ц) - тариф (цена) энергии (услуг) на розничном рынке;
    ОП - объем производства (отпуска) энергии или оказания услуг (ОУ) в соответствующих единицах измерения;
    НВВ - необходимая валовая выручка для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности (производство электрической (тепловой) энергии, передача электрической (тепловой) энергии).
    9.2. Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и настоящими методическими указаниями.
    9.3. В случае, если энергоснабжающая организация осуществляет регулируемую деятельность в нескольких субъектах Российской Федерации, объемы НВВ по регулируемым видам деятельности рассчитываются отдельно по каждому из субъектов Российской Федерации соответствующими региональными комиссиями.
    9.4. В случае, если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете тарифов (цен).
    9.5. Избыточные и непроизводительные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, исключаются из регулируемых тарифов (цен). Основания для исключения указанных расходов из регулируемых тарифов приведены в пункте 29 Основ ценообразования.
    9.6. В случае, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
    9.7. В последующие расчетные периоды регулирования учитываются приводимые ниже расходы на покрытие убытков от списания дебиторской и кредиторской задолженностей.
    9.7.1. Расходы, направляемые на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 года, учитываются по видам деятельности:
    - производство (продажа) электрической энергии;
    - предоставление услуг по передаче электрической энергии;
    - производство (продажа) тепловой энергии;
    - предоставление услуг по передаче тепловой энергии.
    Расходы, направляемые на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, учитываются в составе тарифа в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
    9.7.2. Расходы на выплату части кредиторской задолженности, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов, если они не были учтены в предыдущих периодах регулирования.
    Недостаток средств по погашению задолженности рассматривается только перед кредиторами регулируемого вида деятельности. При этом встречные обязательства дебиторов относятся к соответствующему регулируемому виду деятельности. Распределение по видам деятельности данной статьи расходов осуществляется аналогично распределению убытков от списания дебиторской задолженности.
    9.8. Исключаются из состава НВВ:
    - избыточные и необоснованные расходы субъектов регулирования согласно пункту 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации;
    - средства, полученные от дебиторов, но ранее учтенные регулирующим органом как убытки от списания дебиторской задолженности;
    - средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов.
    Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
    9.9. НВВ на период регулирования, для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности, с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
 
    НВВ = НВВр +/- дельта НВВ, (3)
 
    где:
    НВВр - необходимый доход регулируемой организации в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями;
    дельта НВВ - экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из НВВр (со знаком "-") в соответствии с пунктами 9.6, 9.7, 9.8 настоящих Методических указаний.
 

V. Расчет расходов, относимых на регулируемые виды деятельности

 
    10. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования.
    11. Сумма планируемых расходов по каждому виду регулируемой деятельности рассчитывается как прямые расходы, которые относятся непосредственно на соответствующий регулируемый вид деятельности и косвенные расходы организации, представляющие собой часть общехозяйственных расходов.
    Распределение косвенных расходов между различными видами деятельности, осуществляемыми организацией, по решению региональной комиссии, производится в соответствии с одним из нижеследующих методов:
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    - в соответствии с учетной политикой, принятой в организации;
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    - распределение косвенных расходов - пропорционально условно - постоянным расходам;
    - распределение косвенных расходов - пропорционально прямым расходам по регулируемым видам деятельности.
    12. Расчет расходов, связанных с производством и передачей электрической (тепловой) энергии (мощности), производится по следующим составляющим расходов:
    - сырье, основные и вспомогательные материалы, используемые при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса - исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;
    - работы и услуги производственного характера - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования;
    - топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии для тепловых электростанций - на основании норм удельных расходов топлива при производстве электрической и тепловой энергии (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик энергетического (генерирующего) оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования), прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования;
    - нормативы создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемые в соответствии с методикой, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Комиссией. После включения в тарифы на энергию расходов на создание запасов топлива регулирующий орган в дальнейшем учитывает дополнительные расходы (доходы) субъекта регулирования (ЭСО или производителя энергии), связанные с изменением цен на топливо, для восполнения нормативного запаса топлива;
    - топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) - исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;
    - покупная энергия всех видов, в том числе электрическая энергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке, электрическая (тепловая) энергия (мощность), приобретенная у производителя, включая электрическую и тепловую энергию, приобретенную на хозяйственные (производственные) нужды (исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования);
    - расходы на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной) деятельности, - в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования;
    - отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные действующим законодательством) - в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
    - амортизация основных фондов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном порядке;
    - прочие расходы, в том числе:
    - страховые платежи;
    плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду - в соответствии с действующими экологическими нормативами;
    плата за пользование водными объектами предприятиями гидроэнергетики, определяемая в установленном порядке;
    затраты на подготовку и переподготовку кадров - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
    амортизация по нематериальным активам - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
    плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и прочие услуги на оптовом рынке электрической энергии (мощности) - в соответствии с утвержденными Комиссией размерами платы по каждому виду услуг;
    отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования) - на основе программ проведения ремонтных работ, норм расходования материальных и трудовых ресурсов и прогнозируемых на период регулирования цен в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования;
    непроизводственные расходы - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
    другие расходы, включая расходы на НИОКР, проведение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, лицензирования, идентификации опасных производственных объектов, обязательных энергетических обследований.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    Расходы на топливо, используемое на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии, относятся к условно - переменным расходам регулируемой организации, все остальные расходы - к условно - постоянным.
    При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации использовать экспертные оценки на основе отчетных данных и результатах энергетических обследований, проводимых в установленном порядке.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    Региональная комиссия на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования, в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на провидение этих мероприятий сохраняет расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    13. При расчете тарифов (цен) учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пункте 12 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, собственными средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
    - развитие производства, в том числе на капитальные вложения - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет эффективности по критерию дисконтированного интегрального эффекта и срок возврата инвестиций);
    - расходы на социальное развитие - исходя из программы социального развития;
    - дивиденды по акциям - с учетом развития производства, состояния фондового рынка и уровня дивидендов на предприятиях, занимающихся аналогичным видом деятельности и находящихся в схожих экономических условиях (аналоги определяет региональная комиссия);
    - налоги, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
    - прибыль на прочие цели (с расшифровкой), включая:
    платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
    отчисления из прибыли на другие цели, в том числе на осуществление энергосберегающих мероприятий - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    14. Распределение статей прибыли, которые невозможно отнести к одному виду деятельности, между различными видами деятельности производится аналогично распределению косвенных расходов (пункт 11 настоящих Методических указаний).
 

VI. Ценообразование для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (мощности)

 
    15. Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (далее - тарифные группы) определяются в соответствии с:
    - статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
    - пунктом 25 Основ ценообразования;
    - пунктом 3 Правил регулирования;
    - пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2000 г. N 418 "Об уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением".
    16. Тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
    Критерии формирования групп потребителей (покупателей), определяющие особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп, утверждает Комиссия.
 

1 группа. Базовые потребители

 
    Базовые потребители - потребители со средним за период регулирования значением заявленной (или расчетной) мощности, равной или более 250 МВт, и числом часов использования заявленной мощности более 7000. Среднее за период регулирования значение заявленной (или расчетной) мощности Nзаявл рассчитывается на основании помесячных максимальных заявленных мощностей потребителя по формуле:
 

Nзаявл = SUM Nзаявл m , (4)
M

 
    где:
    М - количество месяцев в периоде регулирования;
    Nзаявл m - заявленная (расчетная) мощность в месяце m, считая от первого месяца в периоде регулирования.
    В зависимости от региональных особенностей структуры электропотребления потребителей Комиссия может по представлению региональной комиссии:
    - повысить значение заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к группе 1;
    - понизить значение заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к группе 1 - в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации потребителей с заявленной мощностью, равной или более 250 МВт.
 

2 группа. Бюджетные потребители

 
    Бюджетные потребители - организации, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.
 

3 группа. Население

 
    Аналогично указанной группе рекомендуется производить расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно - строительных и гаражно-строительных кооперативов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
 

4 группа. Прочие потребители

 
    Тарифы на передачу электрической энергии дифференцируются по четырем уровням напряжения:
    - высокое (110 кВ и выше);
    - среднее первое (35 кВ);
    - среднее второе (20-1 кВ);
    - низкое (0,4 кВ и ниже);
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    17. Тарифные группы потребителей тепловой энергии (мощности):
 

1 группа. Бюджетные потребители

 
    Бюджетные потребители - организации, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.
 

2 группа. Прочие потребители

 
    Расчет размера платы за тепловую энергию, потребляемую содержащимися за счет прихожан религиозными организациями, рекомендуется производить аналогично расчету размера платы за тепловую энергию, потребляемую населением.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    18. При расчетах тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей с установлением для них тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) с учетом положений, изложенных в настоящих Методических указаниях.
    При наличии экономического обоснования с учетом региональных особенностей структуры электропотребления тарифы на электрическую энергию для потребителей 2 и 3 групп (бюджетные потребители и население) могут рассчитываться на одном уровне для каждой из указанных групп.
    При расчете тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую другим ЭСО, учитывается наличие в их составе базовых потребителей, тарифы для которых устанавливаются в соответствии с настоящими Методическими указаниями. ЭСО, имеющая суммарную заявленную мощность, равную или более 250 МВт, и годовое число часов ее использования более 7000, рассматривается как базовый потребитель.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    При установлении Правительством Российской Федерации единых по субъекту Российской Федерации предельных уровней тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям 4 группы (прочие потребители), ставки за электрическую энергию и мощность могут рассчитываться на одном уровне для всех потребителей указанной группы.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    В случае если потребитель (покупатель, другая ЭСО) получает электрическую энергию от нескольких ЭСО (ПЭ), имеющих различную структуру поставки электрической энергии (собственная генерация, покупка у различных производителей, поставщиков, ЭСО), цены на электрическую энергию и мощность, получаемые потребителем (покупателем, другим ЭСО) от данных ЭСО (ПЭ), рассчитываются отдельно и могут быть различными;
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    19. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по следующим видам теплоносителей:
    - горячая вода;
    - отборный пар давлением:
    от 1,2 до 2,5 кг/см2
    от 2,5 до 7,0 кг/см2
    от 7,0 до 13,0 кг/см2
    свыше 13,0 кг/см2;
    - острый и редуцированный пар.
 

VII. Порядок определения среднего тарифа на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке

 

20. Средний тариф на электрическую энергию на потребительском
рынке рассчитывается по формуле:

    
 
    
 
 
    где:
    Тэ/ср - средневзвешенный тариф (цена) покупки электрической энергии с оптового рынка и у других поставщиков и производства на генерирующих источниках энергоснабжающей организации;
    Тусл - суммарная плата за услуги, связанные с передачей электроэнергии по региональной электрической сети, платы за иные услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса передачи и распределения энергии, определенные Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктами 4 и 23 Основ ценообразования.
    21.Суммарная плата за услуги по передаче электрической энергии (Тусл) дифференцируется по диапазонам напряжения (ВН, СН1, СН11, НН).
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    22. Средневзвешенный тариф на электрическую энергию рассчитывается по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    s - поставщик электрической энергии (мощности), в том числе с оптового рынка;
    Tпs, Эпs - тариф на электрическую энергию (мощность) и объем, покупаемый с оптового рынка и от других s-ных поставщиков;
    Т, Эотп - средний тариф на электрическую энергию и отпуск электрической энергии на собственных генерирующих источниках ЭСО.
    23. Средний тариф на тепловую энергию на потребительском рынке
 
 

рассчитывается по формуле:

    
 
    
 
 
    где:
    Тт/ср - средневзвешенный тариф (цена) производства тепловой энергии на генерирующих источниках энергоснабжающей организации и покупки тепловой энергии у других поставщиков;
    Тусл - суммарная плата за услуги, связанные с передачей тепловой энергии по тепловым сетям, платы за иные услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса передачи и распределения энергии, которые определены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктами 4 и 23 Основ ценообразования.
 

VIII. Расчет экономически обоснованного уровня регулируемой цены продажи на электрическую энергию на шинах и тепловую энергию на коллекторах производителей энергии (энергоснабжающей организации) - субъекта розничного рынка

 
    24. Калькулирование расходов, связанных с производством электрической и тепловой энергии, осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике".
    25. Распределение расхода топлива тепловых электростанций между электрической и тепловой энергией, осуществляемое в процессе калькулирования расходов электрической и тепловой энергии, производится в соответствии с действующими нормативными актами.
    26. Распределение расходов по видам регулируемой деятельности (электрическая и тепловая энергия) производится в соответствии с п. 11 настоящих Методических указаний.
    27. Распределение балансовой прибыли между электрической и тепловой энергией производится согласно п. 14 настоящих Методических указаний.
    28. Экономически обоснованный средний одноставочный тариф (цена) продажи электрической энергии, поставляемой на региональный рынок от ПЭ, рассчитывается по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    НВВэ - необходимая валовая выручка на производство электрической энергии;
    Эотп - отпуск электроэнергии от ПЭ, рассчитываемый:
    - по отпуску с шин электростанций, в случае покупки электроэнергии на производственные и хозяйственные нужды на стороне (в этом случае в НВВэ входят расходы на покупную электроэнергию для производственных и хозяйственных нужд);
    - по отпуску с шин электростанций за вычетом электроэнергии, расходуемой на производственные и хозяйственные нужды, - в случае поставки указанной электроэнергии за счет собственного производства электроэнергии.
    В обоих случаях при расчете Эотп учитываются потери электроэнергии в распределительных устройствах электростанции.
    Потери электрической энергии в пристанционном узле, вызванные развернутым транзитом электрической энергии через распределительное устройство данной электростанции, не включаются в НВВ данной электростанции, а относятся на потери в сетях.
    Не включаются в НВВ электростанции расходы на содержание данного пристанционного узла (распределительного устройства) в части транзита электрической мощности (в пределах пропускной способности пристанционного узла), определяемой в соответствии с учетной политикой, принятой на электростанции.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    29. Экономически обоснованный тариф (цена) на тепловую энергию, предлагаемый ПЭ на рынок тепловой энергии, определяется по формуле:
 
 
    
 
 
    где:
    HBBт - необходимая валовая выручка на производство тепловой энергии (с учетом стоимости покупной тепловой энергии для производственных и хозяйственных нужд НВВ п.н.);
    Qотп - отпуск тепловой энергии в сеть.
    30. Расчет экономически обоснованного двухставочного тарифа (цены) продажи электрической энергии ПЭ производится путем разделения НВВэ на производство электрической энергии и на содержание электрической мощности.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    31. Расчет экономически обоснованного двухставочного тарифа (цены) продажи электрической энергии ПЭ производится по формулам:
    - ставка платы за электрическую энергию:
    

Тэ =Зтопл + ВН + К x Пэ (руб./тыс. кВт.ч), (14)
Эотп

    
    - ставка платы за электрическую мощность
 

Тм =НВВэ - К x Пэ - Зтопл - ВН (руб./МВт мес.), (15)
Nуус x М

    
    где:
    Зтопл - суммарные затраты на топливо на технологические цели на тепловых электростанциях, входящих в состав ПЭ;
    ВН - водный налог (плата за пользование водными объектами гидравлическими электростанциями, входящими в состав ПЭ);
    Пэ - прибыль ПЭ, относимая на производство электрической энергии (мощности);
    К - коэффициент, равный отношению суммы Зтопл и ВН к расходам (без учета расходов из прибыли) ПЭ, отнесенным на производство электрической энергии и на содержание электрической мощности;
    Эотп - суммарный отпуск электрической энергии с шин всех тепловых и гидравлических электростанций, входящих в состав ПЭ;
    Nуст - суммарная установленная электрическая мощность всех тепловых и гидравлических электростанций, входящих в состав ПЭ;
    М - число месяцев в периоде регулирования.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    32. Тариф (цена) продажи тепловой энергии от ЭСО (ПЭ) рассчитывается единым для всех потребителей (покупателей) данного ЭСО (ПЭ) или дифференцируется СЦТ.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    33. Основой для дифференциации тарифов по СЦТ является принцип привязки потребителя, в силу определенных технологических ограничений по передаче тепловой энергии, к определенному теплоисточнику или теплоисточникам.
    (в ред. Постановления ФЭК РФ от 14.05.2003 N 37-э/1)
    34. Расчет тарифов предусматривает определение двухставочных тарифов в качестве базы для установления тарифов на тепловую энергию для всех потребителей.
    Расчет двухставочного тарифа продажи тепловой энергии производится путем разделения НВВт на производство тепловой энергии и на содержание мощности.
    При этом при расчетах за покупную энергию по двухставочным тарифам в расчет условно - постоянных расходов ЭСО включаются расходы на покупку мощности (по ставке тарифа за мощность) и в расчет переменных составляющих расходов включаются расходы на покупку энергии (по ставке тарифа на тепловую энергию). В случае расчетов за покупную энергию по одноставочному тарифу 40% стоимости покупки относится к условно - постоянным расходам, 60% - к условно - переменным расходам.
    35. Если СЦТ имеет несколько тепловых источников (электростанций, котельных), то тариф продажи тепловой энергии в данном узле устанавливается на уровне средневзвешенного тарифа, рассчитанного на основании расчетных тарифов продажи тепловой энергии (мощности) для каждого теплоисточника, входящего в СЦТ.