Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 323. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАКОН РФ от 21.02.92 N 2395-I (ред. от 22.08.2004 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2005) "О НЕДРАХ"

Дата документа21.02.1992
Статус документаНе действует
МеткиЗакон
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

21 февраля 1992 года N 2395-1

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

 

О НЕДРАХ

 

(в ред. Федеральных законов от 03.03.95 N 27-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 
    Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
    Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

 
    Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
    В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.
    Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.
    Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
    (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)
 

Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования

 
    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    Часть вторая - Исключена.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
    Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
    Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
 

Статья 1.2. Собственность на недра

 
    Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
    Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
 

Статья 2. Государственный фонд недр

 
    Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
    Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
 

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

 
    Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральных фонд резервных месторождений.
    Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
 

Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования

 

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 
    К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;
    2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
    3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
    4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
    5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
    6) определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
    (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)
    7) составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
    8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
    9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
    10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
    11) установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, а также утверждение соглашений на условиях раздела продукции;
    (в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
    13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
    14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;
    15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;
    16) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
    17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.
    (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)
    Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
    (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.
 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

 

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
    2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
    3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
    4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
    5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
    6) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения;
    (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    Пункт 8) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
    10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
    Пункт 11) - Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
    12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
    (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)
    13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)