Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 281. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ КФМ РФ от 03.02.2003 N 10 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

Дата документа03.02.2003
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Рекомендации · Перечень · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

 

ПРИКАЗ
от 3 февраля 2003 г. N 10

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

 
    В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4296), а также Рекомендациями по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст. 2995), приказываю:
    1. Утвердить Временные рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Временные рекомендации).
    2. Управлению координации и взаимодействия (Ю.Ф. Короткому) обеспечить согласование Временных рекомендаций с соответствующими надзорными органами и еженедельно докладывать о ходе согласования первому заместителю Председателя КФМ России Ю.А. Чиханчину.
    3. Управлению координации и взаимодействия (Ю.Ф. Короткому), руководителям межрегиональных управлений КФМ России довести Временные рекомендации до сведения ассоциаций и профессиональных объединений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
    4. Информационно-технологическому управлению (А.В. Егоркину) разместить Временные рекомендации на сайте КФМ России в Интернете.
    5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Председателя КФМ России Ю.А. Чиханчина.
 

Председатель
В.А.ЗУБКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом КФМ России
от 03.02.2003 N 10

 

ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Временные рекомендации разработаны Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее именуется - КФМ России) во исполнение требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4296), Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст. 2995) и Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 245 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1572).
    1.2. Настоящие Временные рекомендации используются при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), включая:
    профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    страховые и лизинговые компании;
    организации федеральной почтовой связи;
    ломбарды;
    организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;
    организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
    1.3. Настоящие Временные рекомендации содержат:
    1.3.1. рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля;
    1.3.2. критерии выявления и определения признаков необычных сделок;
    1.3.3. рекомендации по разработке формы анкеты, содержащей сведения о клиенте и иных участниках операций с денежными средствами или иным имуществом и их деятельности;
    1.3.4. рекомендации по включаемым в сообщение данным об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
    1.3.5. рекомендации по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров и установлению функций и полномочий ответственного лица организации.
    1.4. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, критерии выявления и определения признаков необычных сделок разрабатываются организациями с учетом настоящих Временных рекомендаций, а также специфики деятельности организации.
    1.5. Руководитель организации назначает своим приказом должностное лицо, ответственное за соблюдение, осуществление и совершенствование правил внутреннего контроля и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется - ответственное лицо).
    1.6. В организации с учетом специфики ее деятельности может быть сформировано или определено структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма под руководством ответственного лица.
 

2. Рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 
    2.1. Организациям рекомендуется разрабатывать следующие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
    2.1.1. идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции;
    2.1.2. выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
    2.1.3. оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
    2.1.4. документального фиксирования необходимой информации;
    2.1.5. обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    2.1.6. хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля;
    2.1.7. иные программы, учитывающие специфику деятельности организации.
    2.2. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составление документа, рекомендованная форма которого приведена в Приложении 1 к настоящим Временным рекомендациям и содержащего сведения о соответствующем лице, о его деятельности и иные сведения.
    2.2.1. Организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2.2.2. Организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.
    2.2.3. Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.
    2.2.4. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.
    2.3. Организация разрабатывает программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
    Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложениях 2 и 3 к настоящим Временным рекомендациям.
    2.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
    Организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в Приложении 4 к настоящим Временным рекомендациям.
    2.5. Организации рекомендуется обновлять сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.
    Если организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма как высокий, то организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым клиентом.
    2.6. При разработке программы документального фиксирования информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля, рекомендуется исходить из следующих положений.
    Организация фиксирует информацию об операции (сделке) таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести все детали операции (сделки), с учетом специфики деятельности организации, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции.
    2.7. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями, изложенными в Приложении 5 к настоящим Временным рекомендациям.
    2.8. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
    Организация осуществляет учет и хранение подлинников и/или копий документов на бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов системы документооборота.
    2.9. При выявлении признаков операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 6 к настоящим Временным рекомендациям.
    Сообщение передается сотрудником организации ответственному лицу организации для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.
    Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в КФМ России принимает руководитель организации по представлению ответственного лица.