Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ. ГОСТ Р 51709-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 N 47-ст) (ред. от 28.03.2006)

Дата документа01.02.2001
Статус документаДействует
МеткиСтандарт · Постановление · Требования · Классификация · Методика · Гост

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

 

Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for technical conditions and methods of inspection

 

ГОСТ Р 51709-2001

 

Дата введения -
1 января 2002 года

 

(в ред. поправки от 01.09.2002, Изменения N 1)

 

Предисловие

 
    1. Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России).
    Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
    2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст.
    3. Введен впервые.
 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
    (в ред. Изменения N 1)
    Стандарт устанавливает:
    - требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
    - предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
    - методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
    Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
    Требования 4.1.1 - 4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы) - тяжеловозы.
    (в ред. Изменения N 1)
    Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
    Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
    К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
    Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
    Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
    Классификация АТС по категориям приведена в Приложении А.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ Р 17.2.2.06-99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей;
    ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия;
    Абзац. - Исключен.
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ 9921-81. Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия;
    ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния;
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ 27902-88. Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств;
    ГОСТ Р 50574-2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования;
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования;
    ГОСТ Р 41.104-2002. Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности;
    (в ред. Поправки от 01.09.2002, ИУС N 9, 2002)
    ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27). Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников;
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения;
    (в ред. Изменения N 1)
    ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения.
    (в ред. Изменения N 1)
 

3. Определения

 
    В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
    3.1. Автопоезд: комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).
    (в ред. Изменения N 1)
    3.1а. Автоматический корректор фар: устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.1б. Автоматическое (аварийное) торможение: торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.2. Антиблокировочная тормозная система (АБС): тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.2а. Блокирование колеса: прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.2б. Негабаритные АТС: автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.2в. Внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): устройства для наружной световой сигнализации.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.3. Время срабатывания тормозной системы: интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено тау_ср в приложении Б - не приводится), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда. (в ред. Изменения N 1)
    3.4. Время запаздывания тормозной системы: интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено тау_с в приложении Б.
    3.5. Время нарастания замедления: интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено тау_н в приложении Б.
    3.6. Вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.7. Заднее защитное устройство: часть конструкции АТС категорий N2, N3, O3 и O4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий M1 и N1 при наезде сзади.
    3.8. Запасная тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
    3.9. Исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.
    3.10. Изменение конструкции АТС: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
    3.10а. Каплепадение: падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.11. Категория АТС: (См. Приложение А).
    (в ред. Изменения N 1)
    Пункт 3.12. - Исключен.
    (в ред. Изменения N 1)
    Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами.
    3.13. Колесные тормозные механизмы: устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
    (в ред. Изменения N 1)
    3.14. Конец торможения: момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.
    3.15. Контурная маркировка АТС: ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
    (в ред. Изменения N 1)
    3.15а. Контурные огни: источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.16. Коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
    3.16а. Коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.17. Место крепления ремней безопасности: часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.
    3.17а. Масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.18. Начало торможения: момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.
    3.18а. Начало поворота управляемого колеса: угол поворота управляемого колеса на (0,06 +/- 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.19. Начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.
    3.20. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.
    3.20а. Оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.20б. Оптический центр (центр отсчета): точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.20в. Ось отсчета светового прибора: линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.21. Орган управления тормозной системы: совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
    3.22. Органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.
    3.22а. Осевая масса: масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.23. Ось отсчета: линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
    3.23а. Подтекание: появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.24. Полное торможение: торможение, в результате которого АТС останавливается.
    3.24а. Прицеп (полуприцеп) - тяжеловоз: прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.25. Продольная центральная плоскость АТС: плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.
    3.25а. Проскальзывание колеса на роликовых стендах: несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.26. Технически допустимая максимальная масса: максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.27. Работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.
    3.28. Рабочая тормозная система: тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.29. Светоотражающий маркировочный материал: материал, от поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.30. Снаряженное состояние АТС: см. п. 3.17а.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.31. Составные части и предметы оборудования АТС: агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.
    3.32. Стояночная тормозная система: тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.
    3.32а. Стояночные огни: два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.33. Суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС.
    (в ред. Изменения N 1)
    3.34. Техническое состояние АТС: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
    3.35. Торможение: процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.
    3.36.